Что такое «таўба»?
Человек – это творение, которое не избавлено от грехов. Он ошибается и иногда впадает в грех. По этой причине Аллаh имеет качество – Прощающий. Он прощает все ошибки и грехи, если раб Аллаhа искренне раскается. И поэтому человек, никогда не должен отчаиваться, если вдруг совершил грех. Необходимо просить и надеяться на прощение и милость Аллаhа. В Исламе очищение от грехов осуществляется посредством покаяния – «таўба».
В арабском языке слово «таўба» означает «возвращаться», а как религиозный термин это слово означает: «возвращение человека, к Аллаhу, совершая Его повеления и отказываясь от Его запретов».
Истинное покаяние – это отказ от совершения греха из страха перед Аллаhом, ощущение отвратительности греха, сожаление в связи с тем, что имело место ослушание Аллаhа как таковое, решимость больше не возвращаться к подобному, если человек окажется способным на это, и принятие всех мер предосторожности, чтобы избежать повторения чего-либо подобного.
В Исламе человек должен покаяться во всех грехах. Потому что в Кур’ане Аллаh повелевает людям, чтобы они каялись перед Ним:
«И обратитесь с покаянием к Аллаhу, все, о верующие, чтобы вы обрели успех».
(24:31)
Для принятия покаяния человек должен выполнить пять условий:
Человек с покаянием должен стремиться получать довольство Аллаhа. Если он отстраняется от греха ради довольства людей и приближения к ним, то этот грех Аллаh не прощает. Например, кто-то может бросить употребление спиртных напитков ради жены или чтобы сохранить здоровье. Но все это получается не ради Аллаhа. Истинное покаяние - это когда человек отказывается от греха из-за страха перед Аллаhом.
Например, если он относился к своим родителям плохо, то должен начать относиться ним хорошо. Если он кушал недозволенное, то должен отказаться от этого и начинать употреблять разрешённую пищу. Если человек не выполнял пятикратную молитву или не держал пост, то его покаянием является совершение этих поклонений.
Человек должен раскаиваться за свои совершенные грехи, а не рассказывать о них с гордостью. А в душе должно быть переживание за совершенный грех.
Человек должен дать себе слово в том, что никогда не будет совершать этот грех. Если он намеревается совершать этот грех в будущем, то его покаяние не будет принято перед Аллаhом.
Этот пункт делится на две части:
Если человек покается при наступлении смертного часа, в его покаянии не будет пользы. Об этом нам сообщается в Кур`ане:
«Но нет покаяния для тех, которые совершают плохие деяния, а когда приходит к одному из них смерть, он говорит: «Я каюсь теперь». И так для тех, которые умирают, будучи неверными. Таким Мы приготовили мучительное наказание».
(4:18)
Также в хадисе пророка ﷺ говорится:
«Поистине Аллаh принимает покаяние человека до тех пор, пока его душа не достигнет горла».
(Этот хадис приводит Ат-Тирмизи)
Покаяние этих людей является вынужденным, поэтому Аллаh не принимает от них его.
Об этом говорится в хадисе пророка Мухаммада ﷺ :
«Кто покается до выхода солнца с запада, Аллаh примет его покаяние».
(Этот хадис приводит Муслим)
Если человек попросил прощение, выполнив эти условия, и по истечении некоторого времени заново совершил этот грех, то он не должен терять надежду. Ему следует заново покаяться и просить прощения у Аллаhа. Природа человека создана так, что он может впасть в грехи даже после покаяния. Поэтому прощение Аллаhа не ограничено, и он прощает все грехи на этой земле. Во многих своих изречениях пророк Мухаммад ﷺ побуждал людей, просить прощение у Аллаhа и надеяться на Его милость:
«Клянусь тем, в руках которого душа Мухаммада, если вы будете совершать ошибки до тех пор, пока ваши ошибки не наполнят то, что между небесами и землёй, а потом попросите у Аллаhа прощение, то Он простит вас. Клянусь тем, в руках которого душа Мухаммада, если вы не будете ошибаться, то Аллаh заменит вас людьми, которые ошибаются и просят прощение у Аллаhа, и Он прощает их».
(Этот хадис приводит Ахмад)
Данный хадис не побуждает людей совершать грехи, а только показывает то, что человек не защищён от ошибок и грехов. Поэтому он постоянно должен каяться перед Аллаhом и просить у Него прощения.
Однажды к посланнику Аллаhа ﷺ пришел Хабиб ибн аль-Харис и сказал: «О, посланник Аллаhа, я очень много совершаю грехов». Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «О, Хабиб, покайся Аллаhу». Он сказал: «О, посланник Аллаhа! Я покаюсь, но потом снова возвращаюсь к этим грехам». Пророк Мухаммад ﷺ опять сказал: «Каждый раз, когда совершаешь грехи, делай покаяние». Тот человек сказал: «О, посланник Аллаhа, то тогда же мои грехи увеличиваются». Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «О, Хабиб ибн аль-Харис, прощение Аллаhа больше чем твои грехи».
(Этот хадис приводит Табарани)
Как мы видим, в этих хадисах посланник Аллаhа не упрекал грешных людей, а побуждал их просить прощение у Аллаhа и проявлять надежду. По этому люди всегда должны помнить о своих грехах, и просить у Него прощение.
Однажды один человек пришел к праведному халифу Али , да будет доволен им Аллаh, и сказал: «Как ты думаешь, что должен делать человек, который совершил грех?» Он ответил: «Он должен просить прощение у Аллаhа и покаяться». Тот сказал: «А если он покаялся и потом заново совершил грехи?» Али , да будет доволен им Аллаh, ответил: «Он должен просить прощение у Аллаhа, а потом покаяться». Тот сказал: «А если он покаялся и потом заново совершил грехи?» Али , да будет доволен им Аллаh, ответил: «Он должен просить прощение у Аллаhа, а потом покаяться». Тот человек ему четвертый раз говорит: «А если он покаялся и потом заново совершил грехи?» Али , да будет доволен им Аллаh, отвечает: «Он должен просить прощение и покаяться и не должен уставать до тех пор, пока сам шайтан не устанет от своего наущения».
В действительности, Аллаh не нуждается в нашем покаянии и в испрашивании прощения у Него. Если люди просят прощение у Аллаhа и каются, то от этого польза будет им самим. В Кур`ане в разных сурах приводятся истории пророков, которые призывали людей просить прощения у Аллаhа и этим обрадовали их разными благами. За покаяния и просьбы Аллаh даёт разные блага. В суре «Худ» приводится история пророка Худа (Мир ему!). Аллаh Всевышний говорит:
«Пророк Худ сказал: О мой народ! Просите прощения у вашего Господа, а затем покайтесь перед Ним. Он ниспошлет с неба обильный дождь и приумножит вашу силу. Не отворачивайтесь, будучи грешниками».
(11:52)
Из этого аята становится ясно, что просить прощения у Аллаhа является причиной ниспослания обильного дождя и приумножения силы. Противоположный смысл аята: «Если люди не соблюдают религию и не просят прощения у Аллаhа, то Аллаh испытывает их засухой и упадком сил, то есть Аллаh не даёт им детей».
Бекир МурзичПубликации на данную тему: