вопросы
1709
новости
1088
статьи
163
видео
17
объявления
20
события
4
Основы Ислама
Как принять Ислам?
Заблуждения и интернет
Отношение Ислама к «светским» знаниям и науке
Система добровольной сертификации «Халяль»
История и современность Ислама в Беларуси
Никях
Семья
Покаяние

Констатация наступления Рамадана и установления, касающиеся видения молодого месяца

Глава из книги «Ханафитский фикх в новом обличие», автором книги является АбдальХамид Махмуд Тахмаз

Подтверждением наступления рамадана служит появление молодого месяца, так как Пророк сказал:

«Когда увидите его /1/ , (начинайте) поститься, и когда увидите его /2/, прекращайте поститься, а если будет облачно и вы (его не увидите), то доведите счет (дней) ша'бана до тридцати /3/»

Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи и Абу Дауд

Известно, что лунный месяц может состоять как из двадцати девяти, так и из тридцати дней. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллаh ими обоими, что Пророк сказал:

«Поистине, мы - народ неграмотный и не умеем ни писать, ни считать, месяц же (может) быть и таким, и таким», имея в виду, что иногда он состоит из двадцати девяти, а иногда - из тридцати (дней)»

Аль-Бухари

Посланник Аллаhа также сказал:

«Поистине, в месяце может быть и двадцать девять (дней)»

Аль-Бухари

Следует отметить, что при жизни Посланника Аллаhа мусульмане постились по двадцать девять дней чаще, чем по тридцать. В “Муснаде” имама Ахмада приводится хадис, в котором сообщается, что однажды кто-то сказал ‘Айше:

«На этот раз (молодой месяц) увидели по (истечении) двадцати девяти (дней рамадана)». (На это) она сказала: «А что тебя удивляет? Я чаще постилась с Посланником Аллаhа по двадцать девять дней, чем по тридцать».

Ибн Маджа приводит хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh, сказал:

«При жизни Посланника Аллаhа мы чаще постились по двадцать девять дней, чем по тридцать»

Абу Дауд и ат-Тирмизи

Согласно шариату не следует принимать во внимание слова астрономов, которые полагаются на вычисления, даже если эти люди известны своей справедливостью.

В одном из своих сочинений шафиитский имам ас-Субки высказывает мысли, свидетельствующие, что он склонялся к тому, что следует полагаться на слова астрономов, указывая на то, что результаты их вычислений бесспорны. Однако более поздние представители шафиитского мазхаба, например, Ибн Хаджар и ар-Рамли придерживались иного мнения. /4/

Если молодой месяц увидят жители какого-нибудь города, к ним должны присоединиться мусульмане всего мира, поскольку слова Пророка : «Когда увидите его, (начинайте) поститься» из приведенного выше хадиса касаются всех. Тем более обязательно поступать так в наше время, когда средства связи общедоступны, а новости распространяются повсеместно в кратчайшие сроки.

В том случае, когда на востоке молодой месяц увидят в ночь пятницы, а на западе - в ночь субботы, жителям западных регионов следует поступать с учетом того, что мусульмане увидели на востоке. Такого мнения придерживаются факихи ханафитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов. /5/ Согласно мнению большинства, это станет проявлением единства мусульман, живущих в разных странах, ведь Аллаh Всевышний сказал:

«Поистине, эта ваша община - община единая, а Я - Господь ваш, так поклоняйтесь же Мне!» .

/6/

Вот почему кто-то из мусульман после захода солнца 29-го ша'бана обязательно должен постараться выяснить, не появится ли с наступлением ночи молодой месяц, поскольку в ша'бане может быть и двадцать девять дней. Кроме того, кто-то должен следить за появлением молодого месяца и в начале ша'бана, чтобы знать, сколько дней будет в этом месяце на сей раз. Сообщается, что Посланник Аллаhа сказал:

«Считайте (дни, начиная с появления) молодого месяца в ша'бане, чтобы (знать, когда наступит) рамадан»

ат-Тирмизи

Если небо будет закрыто тучами, или в воздухе будет висеть пыль, или ночь выдастся туманной, для констатации факта появления молодого месяца и начала рамадана, кади может принять к сведению сообщение одного лица, будь то мужчина или женщина, свободный человек или раб, при условии, что этот человек исповедует Ислам и является совершеннолетним и разумным. Такой человек не обязательно должен быть известен своей справедливостью /7/, но он не должен и принадлежать к числу явных нечестивцев. Можно принимать сообщения и таких людей, о которых определенных сведений не имеется, а также от тех, кто подвергся наказанию за клевету (казф), но потом принес покаяние.

Тому, кто увидит молодой месяц, следует в ту же ночь известить об этом представителя власти (хаким), чтобы не получилось так, что наутро люди не будут соблюдать пост. Женщина, которая должна находиться дома, может засви-детельствовать это без разрешения своего опекуна, если ее вызовут с этой целью или если окажется, что молодой месяц видела лишь она, поскольку в подобных обстоятельствах это становится для нее безусловной обязанностью. /8/

Если кто-нибудь из жителей селения, в котором нет представителей власти, увидит молодой месяц, а потом за-свидетельствует это в мечети, остальным жителям следует начинать поститься, полагаясь на его слова, при том условии, что он известен как справедливый человек или что о нем ничего определенного не знают.

Известно, что однажды Пророк принял свидетельство одного человека, заявившего, что он видел молодой месяц, и это послужило основанием для объявлении о начале рамадана. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал:

«(Однажды) к Пророку явился какой-то бедуин и сказал: “Я видел молодой месяц”. (Пророк спросил: "Свидетельствуешь ли ты, что нет бога, кроме Аллаhа?”. (Бедуин) сказал: “Да”. (Пророк спросил: "Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад - Посланник Аллаhа?”. Тот сказал: “Да”. (Тогда Пророк сказал: “О Билял, объяви (об этом) людям, и пусть они (начинают) поститься”»

Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан- Наса’и и Ибн Маджа

Если небо будет закрыто тучами, необходимым условием констатации факта появления молодого месяца в начале месяца шавваль /9/ является свидетельство двух свободных совершеннолетних и дееспособных мусульман, не подвергавшихся установленному шариатом наказанию за клевету, или же одного свободного мужчины и двух свободных женщин. Если в селении нет представителя власти, его жители обязаны прекратить пост на основании соответствующего свидетельства, полученного от двух известных своей справедливостью людей, поскольку они не могут принести свидетельство о том, что видели молодой месяц в присутствии представителя власти. /10/

Таким образом, для констатации наступления праздника разговения необходимо больше свидетелей, чем для констатации начала рамадана, поскольку разговение подобно всем прочим правам мусульманина, а все, что имеет отношение к правам, устанавливается на основании свидетельства не менее чем двух лиц. Как и в случае с праздником разговения, для констатации появления молодого месяца и наступления месяца зу-ль-хиджжа, во время которого празднуется день жертвоприношения, также необходимо свидетельство не менее двух человек. /11/

Если небо будет ясным и ничто не помешает увидеть молодой месяц, для констатации его появления и наступления рамадана необходимы свидетельства многих людей, определение же их количества оставляется на усмотрение представителя власти. Сообщается, что в подобных случаях Абу Ханифа, да помилует его Аллаh, считал достаточным свидетельство двух лиц. Основываясь на этом сообщении, некоторые факихи также придерживались этого в своей практике, считая, что по большей части людям будет лень следить за появлением молодого месяца. /12/

В наше время люди отличаются леностью в еще большей степени, и поэтому нам лучше всего также полагаться на это сообщение, если небо будет чистым и ничто не помешает увидеть молодой месяц.

Если по истечении тридцати дней со времени констатации начала рамадана на основании свидетельства одного лица молодой месяц не появится, а небо будет ясным, прекращать пост не разрешается, того же, кто принес это свидетельство, следует подвергнуть назидательному наказанию, поскольку ложь его обнаружилась. Мнения относительно дозволенности прекращения поста, когда в подобных обстоятельствах люди начинают поститься на основании свидетельства двух лиц, расходятся, но правильным следует считать, что пост можно прекратить. /13/

Не следует принимать во внимание появление молодого месяца днем независимо от того, до или после полудня его увидят. Нельзя считать, что этот день относится к рамадану, так как Пророк сказал:

«Когда увидите его, (начинайте) поститься, и когда увидите его, прекращайте поститься...».

Дело в том, что прежде, чем начинать или прекращать поститься, необходимо увидеть молодой месяц, а в приведенном выше хадисе подразумевается, что речь идет о времени, наступающем после захода солнца в последний день месяца. Именно так понимали его сподвижники, последователи и те, кто пришел им на смену. /14/

В том случае, когда свидетельство одного человека о появлении молодого месяца не принимается, сам он обязан начать соблюдать пост, так как Аллаh Всевышний сказал:

«И (любой) из вас, кого этот месяц застанет (не в пути), пусть (проведет) его, соблюдая пост...» .

Однако если один человек, в том числе правитель или его наместник, увидит молодой месяц в начале шавваля, прекращать пост ему не разрешается, пусть даже он соблю-дал пост в течение тридцати дней рамадана, так как Пророк сказал:

«Прекращать поститься (следует) в тот день, когда перестанут поститься (все) люди, а приносить жертву - в тот день, когда приносить жертвы станут (все) люди»

Ат- Тирмизи

Когда в любом из вышеупомянутых случаев человек прекращает соблюдать пост, ему следует возместить его, но совершать искупительные действия он не обязан. Это относится и к такому случаю, когда человек не соблюдал пост до того, как кади не принял его свидетельство, поскольку тот факт, что кади не принял свидетельство человека в силу тех или иных указаний шариата, вызовет у него сомнения, а в случае возникновения сомнений искупительные действия не совершаются. Вот почему обязанность совершения искупительных действий снимается с того, кто будет возмещать пост, если никто, кроме него, не видел появления молодого месяца в рамадане.

Что касается того, кто увидел молодой месяц в шаввале, то эта обязанность снимается с него в связи с наступлением праздника разговения. Если же человек, пусть даже он и является нечестивцем, не станет соблюдать пост после того, как его свидетельство о появ-лении молодого месяца будет принято, то искупительные действия правильнее всего было бы совершить.

Если человеку, который находится в плену, будет неясно, когда наступит рамадан, и он станет поститься, желая выполнить свою религиозную обязанность, его пост будет действительным и в случае соблюдения его после завершения рамадана при том условии, что он принимал решение поститься ночью. Исключением в данном случае являются только дни обоих праздников и дни ташрика, когда поститься запрещается.

Если же пленник начнет поститься до начала рамадана, то его пост действительным не будет. В первом случае пост будет действительным, поскольку он намеревался соблюдать обязательный для него пост в ра-мадане и действительно соблюдал его, наличие же намерения возместить соответствующие дни поста в случае ошибки необходимым условием не является./15/




18.05.2018
луна
3
время
19
условия
59
пост
138
рамадан
107
статьи
163
Загрузка...