вопросы
2661
новости
3442
статьи
227
видео
107
объявления
37
события
4
islam.by в социальных сетях
ВКонтакте | Instagram | YouTube
Основы Ислама
Как принять Ислам?
Заблуждения и интернет
Отношение Ислама к «светским» знаниям и науке
История и современность Ислама в Беларуси
Никях
Семья
Покаяние

Вопрос №9400

Вопрос о том, какая ложь разрешена

ВОПРОС: ас саламу алейкум ва рахматулахи ва баракятух. У меня вопрос касаемый лжи в исламе. Ложь считается харамом, верно? Но ведь она бывает разная. Например я делаю подарок человеку и они его увидел, я соврала, что это для другого человека, а то весь сюрприз был бы испорчен. Это просто как пример. Так же бывает ложь например для защиты и тд. Или иногда люди спрашивают какие-то вопросы, на которые я не хочу отвечать, но если я так скажу им, то они обидятся и будут проблемы,но и врать не хочу. Как поступать в таких ситуациях и вообще является ли любая ложь харамом?

ОТВЕТ: Ўа `аляйкум Салям ўа рахматуЛлаhи ўа баракатуh! Приводим цитату из книги Ан-Навави «Сады праведных»:

«Знай, что хотя в основе своей ложь является запретной, в некоторых случаях она всѐ же разрешается, но только если будут соблюдены условия, которые были разъяснены мной в книге «Аль-Азкяр».

Вкратце (суть их сводится к следующему):

Поистине, слова являются средством достижения (различных) целей. Если говорить о любой похвальной цели (Имеются в виду цели, достижение которых одобряется Шариатом), которую можно осуществить, не прибегая ко лжи, то лгать ради еѐ достижения запрещено. Если же достичь этой цели можно только с помощью лжи, то прибегать ко лжи разрешается. Далее, если достижение такой цели является дозволенным (мубах), то дозволенной будет и ложь, а если достижение еѐ является обязательной (ваджиб), то обязательной будет и ложь (То есть: ложь и всѐ то, что искажает истину). Так, если мусульманин скрывается от притеснителя, который хочет его убить или присвоить его имущество, или если он прячет своѐ имущество, а какого-нибудь человека спросят о нѐм, (этот человек) должен будет солгать относительно сокрытия этого имущества. Точно так же, если у него будет находиться что-нибудь отданное ему на хранение, а притеснитель захочет забрать это, (человек) будет обязан солгать относительно сокрытия этого. Безопаснее всего в подобных случаях говорить неясно, иначе говоря, преследовать правильную цель, произнося слова, и не лгать в этом отношении (То есть: не лгать в том, что касается достижения цели, которая является правильной с точки зрения Шариата),даже если внешне это будет выглядеть как ложь и таковым это будет являться по отношению к собеседнику. И если он откажется от намѐков и будет просто лгать, то в подобном случае это запретным не является.

В качестве доказательства допустимости лжи в подобных обстоятельствах улемы ссылались на хадис, передаваемый со слов Умм Кульсум (Да будет доволен ею Аллаh!), в котором сообщается, что она слышала, как посланник Аллаhа сказал:

«Не является отъявленным лжецом тот, кто лжет, стараясь примирить людей между собой и сообщая им нечто благое (или: ...говоря благое)». (Приводят Аль-Бухари и Муслим)

В версии Муслима к этому добавлено следующее:

Умм Кульсум сказала: «И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди (То есть: ложь и всѐ то, что искажает истину), если не считать трѐх случаев», - имея в виду войну, попытки привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу (Имеется в виду то, что могут говорить друг другу супруги ради достижения примирения после ссоры, допуская при этом некоторые преувеличения, например, когда муж говорит жене. «Ты самая красивая в мире», - и так далее).



02.09.2020
исключение
2
обман
9
ложь
5
вопросы
2661
Загрузка...