вопросы
1740
новости
1194
статьи
164
видео
21
объявления
20
события
4
Основы Ислама
Как принять Ислам?
Заблуждения и интернет
Отношение Ислама к «светским» знаниям и науке
Система добровольной сертификации «Халяль»
История и современность Ислама в Беларуси
Никях
Семья
Покаяние

Вопрос №8793

О проблеме с намазом в связи с незначительными различиями

ВОПРОС: Ассаламу Алейкум. Я очень хочу начать совершать намаз, но у меня возникла такая проблема: я не могу понять как совершать намаз. Есть очень много спорных вопросов в плане этого. Кто-то говорит, что есть отличия в намазе между мужчиной и женщиной, но есть и такие которые говорят, что отличий нету, женщина должна молиться так же как и мужчина. Так как Поророк Мухаммад (мир ему и благословения Всевышнего) сказал: "Молитесь так как вы видели молящимся меня". Я хочу знать точный вопрос, есть ли отличия или нет, если есть приведите достоверный хадис. И еще я слышала, что протирание шеи в омовении является новшеством правда ли это? Или нет, прошу вас приведите достоверные хадисы на эту тему. Всего вам доброго.

ОТВЕТ: Ўа `алейкум Салям ўа рахматуЛлаhи ўа баракатуh!

На вашем примере можно увидеть к чему приводят подобные шариатские споры. Для простого человека сложно разобраться в этих спорах, а в результате вы не делаете намаз. Уж лучше вы делайте намаз по мнению любого из ученых, чем находитесь в растерянности и не совершаете намаз вообще.

Да, существуют различия между мнениями ученых в незначительных вопросах. Эти разногласия уже сложились веками, и на это есть веские причины. Причины прежде всего в том, что существовало множество сподвижников, одни могли видеть, как пророк делает намаз так, а другие по другому. Потом сподвижники разошлись по миру и начали учить людей, и при этом их мнения в незначительных вопросах могли различаться. Потом это укоренялось в сознании людей. Также среди мазhабов есть различия в методике вынесения решений. Из одного и того же хадиса согласно одной методике можно сделать один вывод, а согласно другой методике – другой. В качестве вывода можно сказать, что не следует уделять внимание этим незначительным отличиям – необходимость для вас совершать намаз гораздо важнее.

У каждого мазhаба есть свои доводы. Если хотите, их можно изучать. Например, приведём доказательства наличия различий в намазе мужчины и женщины согласно ханафитского мазhаба из книги муфтия Джамиля Ахмада Назири «Намаз посланника Аллаха ».

«Разнице, которая имеется между анатомией мужчин и женщин, в приказах и вопросах шари‘ата уделено много внимания. Будь то вопросы омовения, хаджа или уразы, в каком-либо положении обязательно проявляются особенности женщины.

Таким же образом, в наивысшем поклонении ислама - в намазе, есть некоторое различие между мужчиной и женщиной, как в отношении обязательности, так и в отношении метода совершения намаза.

Обратите внимание! Намаз джум‘а и ‘ид является обязательным для мужчины, а для женщины нет. («Мишкат» т.1, стр. 122, Ибн Маджа стр. 94).

Мужчина получает больше всего награды, когда он, придя в мечеть, читает намаз с джама‘атом. В хадисах на это делается сильное ударение. Но женщина получает награды больше всего тогда, когда читает намаз у себя дома, и даже в каком-либо уголке дома. Поэтому им сделано больше побуждений к этому. (Абу Дауд т.1, стр. 100, Муснад Ахмад т.2, стр. 297, «Аль-Му‘джим Аль-Кабир» Табрани). Женщину постарались уберечь от многолюдных мест и от всего, что может оказаться опасным для её женской природы.

Таким же образом, женщина обязана укрываться. Ей всячески запрещается открывать части тела. Наоборот, ей велено как следует их скрывать, и относиться к этому с должным вниманием.

Поэтому в таком наиважнейшем поклонении, как намаз, в некоторых отдельных случаях правила для женщин отличаются от мужчин. Причиной этого является только забота об укрытии женщины, чтобы не открывались и не проступали её части тела. Например, женщина должна поднимать свои руки до уровня плеч под своей накидкой, тогда как мужчине это было разрешено только зимой, в случае, когда их руки находятся под покрывалом. (Хадис Вайля Абу Дауд т.1, стр. 121). У мужчин во время саджда живот не должен касаться бедер, и локти не быть прижатыми к туловищу, а у женщины наоборот. Также, локти мужчины должны быть подняты от пола, а женщине надо класть их на пол.

Мужчинам надо садиться на левую ногу, а правую ногу ставить на носки, женщине надо садиться на левую ягодицу и обе ноги располагать справа. В некоторых намазах мужчины должны читать Коран вслух, а женщине вообще нельзя ни в каком намазе читать Коран вслух, потому что её голос тоже должен быть скрытым, об этом свидетельствуют множество аятов Корана и хадисов.

Теперь предлагаю несколько хадисов, которые указывают на разницу между намазом женщин и мужчин, и основанием для этой разницы положено женское начало у женщины и необходимость укрытия.

Язид ибн Хабиб (Да будет доволен им Аллаh!) передаёт:

«Посланник Аллаhа прошёл мимо двух женщин, которые читали намаз. Он сказал им: «Когда совершаете саджда. то прижимайте некоторую часть своего тела к земле, потому что в этом женщины не как мужчины». («Марасиль» Абу Дауд стр. 8).

‘Абдуллаh ибн ‘Умар (Да будет доволен Аллаh им и его отцом!) передаёт, что Посланник Аллаhа сказал:

«Когда женщина делает саджда, пусть прижимает живот к бедрам, таким образом, чтобы она была закрыта, как можно больше». («Канзуль ‘уммаль» т.1, стр. 117, Ибн ‘Ади).

Обратите внимание. Насколько явно в этом хадисе упомянуто об укрывании женщины, как об основополагающем требовании.

В книге “Аль-Мугни” передали, что ‘Али (Да будет доволен им Аллаh!) сказал: «Когда женщина читает намаз, то пусть садится на ягодицы и держит бедра вместе», (стр. 562).

На этой же странице передаётся:

‘Абдуллаh ибн ‘Умар (Да будет доволен Аллаh им и его отцом!) велел женщинам садиться в намазе, сложив ноги.

Садиться таким образом было велено для того, чтобы женщины в намазе максимально скрывали своё тело. Все великие имамы подтверждают данную основную разницу между намазами мужчин и женщин.

«Женщине надо делать “садль”, то есть класть обе ноги в правую сторону». Имам Ахмад ибн Ханбаль (Да помилует его Аллаh!) рассказывает: «По моему мнению, для женщины “садль” (класть обе ноги в правую сторону) намного лучше». («Аль-Мугни ибн Кудама Аль- Мукаддаси» т. 1, стр. 562).

Относительно намаза женщин из книги “Мусаннаф ибн Аби Шейба” приводится несколько высказываний:

‘Ата (Да помилует его Аллаh!) рассказывает:

«У женщины особая форма, которой нет у мужчин», (стр. 239).

Умми Дарда (Да будет доволен им Аллаh!) во время такбира тахрима поднимала руки следующим образом:

«Обе ладони поднимала до плеч, когда начинала намаз», (стр. 239).

Ибрахим Нах‘и (Да помилует его Аллаh!) рассказывает: «Когда женщина совершает саджда, пусть прижимает живот к бедрам, и не поднимает свои ягодицы, и не расставляет части тела, как это делает мужчина», (стр. 239).

‘Али (Да будет доволен им Аллаh!) и ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (Да будет доволен Аллаh им и его отцом!) также оставили подобные высказывания, (см. «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т. 1, стр. 270,271)».



16.01.2019
вопросы
1740
намаз
266
мазhабы
22
мнения
12
различия
1
Загрузка...