Можно ли читать Коран на кладбище? Можно ли читать Коран и делать дуа за умерших?
ВОПРОС: АсСаляму `аляйкум ўа рахматуЛлаhи ўа баракатуh.
1) Можно ли читать Коран на кладбище?
2) Можно ли читать Коран и делать дуа за умерших или за Пророка ﷺ .
[ред.: вопрос отредактирован и сокращён]
ОТВЕТ: Ўа ‘алейкум Салям ўа рахматуЛлаhи ўа баракатуh!
1) Есть два противоположных мнения по этому вопросу. Есть мнение, что можно, и этого придерживался в числе других Ан-Наўаўи. Приводится хадис:
«Пророк ﷺ сказал: «Читайте вашим мертвым суру «Ясин».
Приводят Ахмад, Абу Дауд, Ибн Хаббан, Аль-Хаким - хороший (хасан) хадис
А также:
«Сообщается, что после погребения покойного Ибн ‘Умар (Да будет доволен Аллаh ими обоими!) предпочитал читать начало и конец суры Аль-Бакара»
Этот хадис с хорошим иснадом приводит Аль-Байхаки
Мнения, что это запрещено, придерживался Ибн Теймийя и другие. Они указывают, что нет достоверных сообщений по этому поводу.
2) Большинство учёных говорят, что умерший получает пользу, если ему делать ду’а и просить за него прощение у Аллаhа («Аллаhумма гфир ляhу, Аллаhумма рхамhу), а также если подать за него милостыню (садака) и совершить некоторые виды поклонения (например, паломничество). Как сказал Аллаh:
«Те, которые пришли после них, говорят: «Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере!»
(59:10)
А также:
«и проси прощения твоему греху и для верующих - мужчин и женщин.»
(47:19)
Существуют расхождения в мнениях между учёными, доходит ли награда умершему при совершении за него чтения Кур’ана, если сам он этого не выполнял. Есть два мнения.
Мнение ханафитов, ханбалитов и более поздних шафи’итов и маликитов таково: награда за чтение Кур’ана доходит до умершего, если он ещё находится рядом, так же, как и ду’а после чтения в случае, если человека уже похоронили.
По мнению первых маликитов и известных учёных шафи’итов, награда не доходит до тех, кто сам этого не совершает и не совершал.