вопросы
1752
новости
1205
статьи
165
видео
21
объявления
20
события
4
Основы Ислама
Как принять Ислам?
Заблуждения и интернет
Отношение Ислама к «светским» знаниям и науке
Система добровольной сертификации «Халяль»
История и современность Ислама в Беларуси
Никях
Семья
Покаяние

Ответ на провокационный вопрос.

Сколько лет было `Аише, да будет доволен ею Аллаh, на момент заключения брака?

Вообще, вопросом о допустимом брачном возрасте стали задаваться сравнительно недавно, и ниже мы объясним почему, но за это короткое время мусульмане уже привели достаточно ответов, из которых непредвзятому человеку все становится ясно. Предвзятому же, ответ не нужен изначально. Поэтому, мы лишь попытаемся раскрыть уже сказанное до нас. На наш взгляд, этого должно быть более чем достаточно.

Следует сразу оговорить, что, несмотря на то, что версия о девятилетнем возрасте `Аиши, да будет доволен ею Аллаh, является самой распространенной, она не перестает оставаться версией.

Так, некоторые исследователи полагают, что на момент заключения брака `Аише, да будет доволен ею Аллаh, было 17 лет. Эти расчеты основаны на том, что сестра `Аиши, да будет доволен ею Аллаh, – Асма, да будет доволен ею Аллаh, умерла в возрасте 100 лет на 73 году хиджры. Это значит, что в момент переселения (hиджра) ей было 27 лет, тогда как `Аиша, да будет доволен ею Аллаh, была на 10 лет ее младше. В свою очередь, это означает, что на момент брака ей было не меньше 17 лет. На это указывают в своей книге «Ислам не такой! А какой?» бывший православный священник Али Вячеслав Полосин и доктор философских наук Айдын Али Заде, ссылаясь на соответствующие источники.

Есть также другие версии о возрасте о `Аиши , да будет доволен ею Аллаh, , но мы не будем их приводить, поскольку версия о том, что на момент свадьбы ей было 6 лет, а совместная супружеская жизнь началась для нее в 9 лет (до этого времени она жила в доме отца), является в Исламе наиболее предпочтительной и приведена в нескольких достоверных сборниках хадисов. Поэтому, в своем ответе мы будем опираться именно на нее.

«Сообщается, что `Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Мой брачный договор с пророком был заключён, когда мне исполнилось шесть лет. Потом мы приехали в Медину и остановились в квартале бану Аль-Харис бин хазрадж. После этого я заболела, и у меня выпали волосы, а потом они снова отросли. Однажды, когда я качалась на качелях вместе с моими подругами, моя мать Умм Руман пришла ко мне и громко позвала меня, а я подошла к ней, не зная, чего она хотела. Она взяла меня за руку и привела к дверям дома. Я тяжело дышала, а когда моё дыхание стало успокаиваться, она взяла немного воды и протёрла мне лицо и голову, после чего ввела меня в дом. В этом доме находились женщины из числа ансаров, которые стали говорить: “Желаем тебе блага, благословения Аллаhа и удачи!” И моя мать передала меня этим женщинам, которые приготовили меня к свадьбе, а утром пришёл посланник Аллаhа , и моя мать передала меня ему, а было мне тогда девять лет».

(Приводит Аль-Бухари, 3894)

В первую очередь, следует обратить внимание на то, что на протяжении всей истории человечества, браки заключались в гораздо более раннем возрасте, чем принято сейчас. Брачный возраст определялся физиологическим развитием человека, а не его паспортными данными, которых на тот момент просто не существовало. В 7-м веке не было никакой необходимости ждать 18-летия для вступления в брак. Это определялось половым созреванием, на которое влияет целый ряд внешних и внутренних факторов – география, климат, культура, общественные устои, гены и т.п.

По этой причине не существовало и никакой критики в адрес пророка в вопросах его женитьбы на `Аише, да будет доволен ею Аллаh, ни среди его современников, ни среди недоброжелателей из последующих поколений, до тех пор, пока современное общество не установило для себя новые возрастные границы и нравственные критерии, и не стало судить по ним прошлые века.

До этого же все было иначе. В том числе и в предшествующих Исламу авраамических религиях. Так, например, в иудаизме совершеннолетие девушки также определялось половой зрелостью и наступало в среднем в 12 лет: «Физическая и умственная зрелость человека, определяющая способность его осуществлять свое право и отвечать за свои действия, наступала, по мнению талмудистов, одновременно с половой зрелостью (Нид., 52а). Нормально последняя наступает в 13 лет (для мужчин; см. Бар-Мицва) и в 12 — для женщин... Для вступления в брак требовался тот же возраст и то же условие зрелости. Тем не менее, браки y евреев зачастую заключались и ранее наступления этого срока. Но большинство ученых, основываясь на Второз. (20, 5—7) и Притч. (24, 27), относилось неодобрительно к ранним бракам, когда глава семьи еще не в состоянии добывать достаточные средства для ее пропитания. — Зрелый возраст для женщин наступал в 12 лет». Еврейская энциклопедия Брокгауза-Ефрона.

Аналогичное применимо и к христианству: «Возраст, раньше которого не разрешается вступать в брак — брачное совершеннолетие — не всегда совпадает с гражданским совершеннолетием. В "Эклоге" Льва Исаврянина и Константина Копронима для вступающих в брак определен возраст: 15 лет для мужчин и 13 для женщин, а в "Прохироне" Василия Македонянина этот возраст снижен на год — соответственно 14 и 12 лет. Оба эти источника вошли в нашу "Кормчую книгу". Стоглавый Собор установил норму: брачный возраст для мужчины — 15 лет и для женщин — 12 лет». В.А. Цыпин “Церковное право”. Несмотря на это, церковь допускала браки и ниже установленных границ.

Кроме того, в некоторых христианских преданиях сообщается, что мать Иисуса, мир ему, - дева Мария (Мир ей!) вступила в брак с ее законным мужем Иосифом-плотником в возрасте 12 лет. Об этом, в частности, говорится в апокрифе “Протоевангелие Иакова”, датируемым 150-м годом нашей эры. Сам Иосиф был уже весьма преклонного возраста. Несмотря на то, что эти предания не входят в христианский канон, они, тем не менее, подтверждают тот факт, что подобные браки были абсолютно нормальным явлением для традиционного религиозного общества тех времен.

Дополнить красочно эту картину может фрагмент из поэмы А.С. Пушкина “Евгений Онегин”:

		«И, полно, Таня! В эти лета
		Мы не слыхали про любовь; 
		А то бы согнала со света
		меня покойница свекровь». 

		- «Да как же ты венчалась, няня?»
		- «Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
		Моложе был меня, мой свет,
		А было мне тринадцать лет»

Таким образом, то, что многим сейчас кажется аморальным, в предшествующие века являлось нормой не только для арабов Аравийского полуострова, но и для остальных народов и религий. И если возраст выхода замуж для современной девушки наступает не раньше 18 лет, а для многих так и ближе к 30 годам, то в прежние века, незамужняя 18–летняя девушка стремительно приближалась к категории «старых дев», а ее ровесницы уже могли иметь по несколько детей и к 30 годам, вполне могли стать “бабушками”.

И наоборот, то, что в традиционных обществах считалось недопустимым, в наше время является нормой. Так, многие парни и девушки, как и в прежние времена, вступают в сексуальные отношения в 12-14 лет, однако при этом они не являются супругами. И факт их половой близости шокирует их родителей гораздо меньше, чем мысль о браке в этом возрасте. Тогда как в прежние времена, общество потрясло бы в первую очередь отсутствие брака.

Поэтому примерять современные нравы на общественные устои Аравии 7-го века является просто некорректным, поскольку с точки зрения последней, в падении нравов погрязли как раз таки мы. Мы же можем лишь добавить, что в отличие от божественных установлений, человеческие ценности меняются как сезонная мода.

Достоверно известно, что `Аиша , да будет доволен ею Аллаh, , уже будучи женой пророка Мухаммада , на протяжении 3-х лет после заключения брака не имела с ним никаких супружеских отношений и жила в доме своего отца – его ближайшего соратника и друга - Абу Бакра , да будет доволен им Аллаh, . И только после того, как она стала полноценной, физически сформировавшейся девушкой, она вступила за порог своего нового дома.

Именно об этом свидетельствует тот факт, что `Аиша , да будет доволен ею Аллаh, переехала в дом к своему мужу лишь через несколько лет после свадьбы. Таким образом:

  1. Брак с `Аишей , да будет доволен ею Аллаh, был заключен с согласия ее родителей.
  2. С момента заключения брака и до полового созревания, между `Аишей , да будет доволен ею Аллаh, и Пророком не было никаких супружеских отношений.
  3. До момента становления девушкой она жила в доме отца.
  4. Причиной для заключения брака за несколько лет до начала супружеской жизни, являлось установление родственных отношений между пророком и Абу Бакром , да будет доволен им Аллаh, . Такие цели и практика были довольно распространенным явлением для обществ, в которых родо-племенные связи играли значительную роль.

Кроме того, `Аиша , да будет доволен ею Аллаh, была единственной из всех жен пророка , которую он взял девственницей. И до нее, и после нее, все жены пророка были уже побывавшими замужем зрелыми женщинами.

Следует также напомнить, что первой супругой посланника Аллаhа была Хадиджа , да будет доволен ею Аллаh, которая была старше его на 15 лет, и которая на протяжении всей их 25 -летней совместной жизни оставалась его единственной женой, и к которой, впоследствии, ревновала даже `Аиша, да будет доволен ею Аллаh, несмотря на то, что Хадиджа , да будет доволен ею Аллаh, уже покинула этот мир. Такое теплое отношение и светлую память сохранял к ней пророк . Тем не менее, когда у него спросили, кого из людей он любит больше всего, он ответил: "`Аишу". И это чувство было взаимным.



30.01.2018
статьи
165
история
40
`Аиша
1
Загрузка...