
Покорился или смирился?
Однажды мне довелось беседовать с человеком, который принял ислам в 16 лет и на момент нашего разговора уже больше 20 лет был практикующим мусульманином. Я спросила его, как он пришёл к этому, и он ответил: «Я долго думал, а потом смирился». Я спросила: «Покорился?», а он сказал: «Нет, смирился».
(Слово мир (салям) имеет тот же корень, что и покорность (ислам).
Мы говорим о себе, что мы мусульмане — те, кто покорился. А он сказал: я смирился.
В Коране есть такой аят:
«Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: «Мы покорились». Вера еще не вошла в ваши сердца. Если вы подчинитесь Аллаху и Его Посланнику, Он нисколько не умалит ваших деяний. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный» (49:14).
Мы видим, что покориться — это ещё недостаточно. Нужно смириться. Принять, что это истина, которая не зависит от наших ощущений. Смириться — значит перестать спорить с Всевышним, перестать считать, что мы сами знаем, что для нас хорошо, а что плохо, перестать полагаться только на себя, принять однозначно и бесповоротно, смириться с тем, что мы, хоть и венец творения, но мы СОЗДАНЫ ПО ВОЛЕ ВСЕВЫШНЕГО И ЕГО ВОЛЯ ПРЕВЫШЕ ВСЕХ НАШИХ ЖЕЛАНИЙ И УДОБСТВ. БЕЗ ВСЕВЫШНЕГО НАС НЕТ. МЫ ЛИШЬ СГУСТКИ МАТЕРИИ, В КОТОРЫЕ ОН ВДОХНУЛ ОТ ДУХА СВОЕГО.
Тогда о каком «я» мы можем говорить, и какое «я» отстаивать? Чьи желания мы пытаемся удовлетворять и с чем действительно миримся? С трендами этого мира или повелениями своего Творца?
Смириться куда труднее, чем покориться. Мы придерживаемся законов государства, но далеко не всегда мы с ними согласны и принимаем их сердцем, но все же следуем им потому, что за их нарушение грозит наказание. Так же и с верой. Можно просто выполнять повеления Всевышнего и избегать того, что Он запретил, но если не видеть за всеми этими повелениями, за всеми событиями, за всем, что происходит в мире Аллаха, то смириться не получится. Аллах помещает это чувство в сердце того, кто к Нему стремится.
С чего начинается смирение? С сабра, с умения терпеливо совершать поклонения, независимо от того, приносят ли они вам спокойствие и силу; терпеливо отказываться от запретного, проявлять сабр в трудностях.
Смирение же — это уровень, который выше терпения. Мы терпим, потому что Аллах любит терпеливых, и неоднократно призывает к нему в Коране. Но мы терпим еще и потому, что терпение даёт нам силы принимать все с нами происходящее, особенно когда мы абсолютно бессильны, оно помогает не обесценить наши страдания и переживания. Мы терпим и надеемся, что это сделает нас лучше, чище, что в испытании есть уроки и мы их стараемся извлечь, что Аллах нас любит и хочет помочь. Но для терпения требуется волевое усилие. Нам приходится заставлять себя, пострянно напоминать себе, что нужно проявить сабр. Сразу это очень нелегко. Эго сопротивляется, заставляет нас сомневаться в милости Аллаха и Его Мудрости. Человек, который постоянно пребывает в борьбе с кознями нафса, однажды ощущает, что проявлять сабр становится все проще с каждым разом, и тогда приходит смирение. В смирении нет усилия. Это стадия, в которой ты покоряешься и снаружи, и внутри.
На выработку смирения могут уйти годы, десятки лет, а кому-то оно приходит быстро. Главное, не сдавайтесь и помните, что Аллах любит терпеливых и вознаграждает их в обоих мирах, и смирение — одна из величайших наград этого мира. Именно оно делает человека непобедимым, благодарным и способным ощутить запах Рая уже в этом мире.
А вы покорились или смирились?