Вопросы наследства (вопрос №25857)
Здравствуйте, уважаемый имам. Есть хадисы, говорящие о том, что мусульманин не наследует от немусульман. При этом в современном мире можно встретить ситуацию, когда дети пришли в Ислам, а родители остались на своей религии. При этом, если наследник единственный, то и завещания никакого можно не составлять. Отсюда получается, что если однажды наступит такой день, когда человек вступит в наследство от родителей немусульман, то согласно Исламу, он (наследник) это имущество себе присваивать не праве и должен раздать его на нужды мусульман. Однако при этом, человек может сам остаться без дома. Ведь не обязательно, что человек имеет свой личный дом/квартиру и хорошо накопленный бюджет. Вопрос, так ли это по Исламу? В праве в таких случаях человек оставлять себе дом/квартиру и расходовать на нужны мусульман только часть наследства?
Здравствуйте, дорогой читатель! Спасибо за интересный вопрос.
Итак, в этом вопросе мнения учёных разошлись. Есть те, кто считает, что в любом случае мусульманин не наследует от немусульман. В этом они ссылаются на хадис.
Приводится со слов Усамы ибн Зейда (Да будет доволен им Аллаh!), что посланник Аллаhа (Да благословит его Аллаh и приветствует!) сказал: «Мусульманин не может наследовать имущество неверующего, и неверующий не может наследовать имущество мусульманина» (Приводит Аль-Бухари).
Есть и другое мнение, что мусульманин может наследовать от неверующего. Сторонники этого мнения утверждают, что действие этого хадиса связано с ведением военных действий. Если неверующий враждебно относится к Исламу и воюет с мусульманами, то действительно мусульманину нельзя наследовать его имущество. Но если он не воюет с мусульманами, то можно наследовать. Это мнение поддерживали учёные и также были сподвижники, которые придерживались такого мнения. Например, Му’аз ибн Джабаль (Да будет доволен им Аллаh!) и Муавия (Да будет доволен им Аллаh!). Также это мнение поддерживает ученик имама Абу Ханифы Мухаммад Аш-Шайбани. Также Ибн Теймия и Ибн Кайим придерживаются этого мнения. Есть фетва Европейского комитета по фетвам и исследованиям, что в наших условиях наиболее приемлемо, что мусульманин может наследовать у немусульманина, особенно, если наследодатель ближайший родственник.
А Аллаhу известно об этом лучше!