Про обтирание лица после мольбы (вопрос №25170)
Добрый вечер, скажите, пожалуйста, а когда мы делаем Бисмиллях перед едой, нужно ли руки подносить к лицу? И в конце трапезы, мы говорим АльхамдулиЛлях и подносим руки к лицу? Спасибо большое за ответ.
АсСаляму ‘алейкум!
В этом вопросе возможны разногласия. Разногласия основаны на разной оценке хадиса, в котором говорится об обтирании лица после мольбы.
Передается от ‘Умара (Да будет доволен им Аллаh!): «Пророк (Да благословит его Аллаh и приветствует!), поднимая свои руки при обращении к Аллаhу с мольбой (ду‘а), не опускал их, пока не обтирал ими свое лицо». (Приводят Ат-Тирмизи 2/244, Ибн ‘Асакир 7/12/2. Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным, странным (гариб) Гариб — это термин в хадисоведении для обозначения ахад хадиса, у которого в цепочке передатчиков в одном из звеньев указан только один человек)
Другие учёные хадисоведения утверждали, что этот хадис слабый.
Необходимо отметить, что подобных хадисов несколько. И даже если считать их слабыми, вместе они укрепляют друг друга.
Этот хадис также имеет и другую версию: «Когда пророк (Да благословит его Аллаh и приветствует!) обращался к Аллаhу с мольбой и поднимал свои руки, то он обычно проводил руками по лицу”. (Приводит Абу Дауд 1492)
Передают от Ибн ‘Аббаса (Да будет Аллаh доволен им и его отцом!) о том, что пророк (Да благословит его Аллаh и приветствует!) сказал: «Когда вы заканчиваете мольбу, проводите руками по лицу». (Приводят Ибн Маджаh 1181, Ибн Наср 137, Ат-Табарани 3/98 и др.)
После этого надо понять, что разные группы мусульман по разному относятся к этому действию. Есть те, которые отвергают данные хадисы на основании утверждения о слабости. И такие могут сказать вам, что обтирать лицо после ду’а является нововведением. Есть те, кто допускает решение, основанное на этих хадисах. И тогда они скажут об желательности обтирания лица.
В любом случае обтирание лица после дуа не относится к обязательным категоричным действиям. Вы можете это делать, а можете не делать.
А Аллаhу известно об этом лучше.