Мужские вопросы

Укорачивание бороды в Исламе (вопрос №18139)

Ассалам алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху!
Объясните следующий хукм. Общеизвестно, что большинство ученых не дозволяют брить бороду, именно полное удаление, но некоторые говорят, что и укорачивать нельзя и трогать нельзя бороду, что меньше обхвата кулака. Неужели это грех? Есть на это доказательства ясные?

Ўа ‘алейкуму Ссалям ўа рахматуЛлаhи ўа баракатуh!

Да, на самом деле, большинство учёных считают, что запрещено сбривать бороду. В основе лежит хадис:

Передают со слов Ибн ‘Умара (Да будет доволен Аллаh им и его отцом!), что пророк (Да благословит его Аллаh и приветствует!) сказал: «Отличайтесь от многобожников: отращивайте бороду и подстригайте усы«. (Приводит Аль-Бухари)

Указание этого хадиса касалось необходимости отличаться от зороастрийцев, которые сбривали бороду и отращивали усы. Кады Айад сказал: «непристойно брить или отрезать бороду, необходимо её поправлять по длине и ширине, что достойно похвалы».

Если мусульманин имеет бороду, то он должен заботиться, чтобы она выглядела красиво, нужно её подстригать и причёсывать.

Передаётся со слов Ата ибн Йасара (Да будет доволен им Аллаh!), сказавшего: «Однажды, когда посланник Аллаhа (Да благословит его Аллаh и приветствует!) находился в мечети, туда вошёл человек с растрёпанными волосами и бородой, и посланник (Да благословит его Аллаh и приветствует!) сделал ему знак рукой, как бы повелевая привести в порядок свои волосы и бороду. И он сделал это, а потом снова вернулся, и тогда пророк (Да благословит его Аллаh и приветствует!) сказал:

«Разве это не лучше, чем появление любого из вас на людях с растрёпанными волосами, будто он шайтан?!» 

(Приводит имам Малик в «Аль-Муўатта»)

Что касается укорачивания бороды, то в этом вопросе между учёными есть разногласия. Некоторые это разрешают, а некоторые запрещают. И тут уже нужно объяснять не просто вопрос бороды, а культуру разногласия в Исламе.

Между сподвижниками появились разногласия во второстепенных вопросах ещё при жизни посланника Аллаhа (Да благословит его Аллаh и приветствует!). Так можно привести пример разных мнений Абу Бакра и ‘Умара (Да будет доволен Аллаh ими обоими!) в вопросе о том, как поступить с пленными после битвы у Бадра.

И после смерти пророка (Да благословит его Аллаh и приветствует!) между сподвижниками были разногласия. Сподвижники разъехались в разные страны и учили там мусульман. Так в разных регионах появились разные устоявшиеся мнения по многим второстепенным вопросам. Позже великие учёные Ислама разработали различные методики выведения решений. Вы же понимаете, что если методика различна, то и результат может быть различен. Но учёные уважали чужое мнение, оставалось взаимное уважение и любовь.

И теперь между учёными могут быть разногласия по многим вопросам. И не надо с ходу искать кто из них прав, а кто не прав. Если учёный-муджтаhид примет правильное решение, то получит двойную награду. А если он примет неверное решение, то одну награду. А для нас в разных мнениях есть милость. В сложных жизненных ситуациях мы можем взять то решение, которое поможет нам в поклонении.

А Аллаhу известно об этом лучше.

 

Али Воронович
Муфтий Духовного управления
Али Воронович
Узнайте больше о нашей общине
Узнать