Харам и Халяль

Борода в Исламе (вопрос №19044)

Ассалам алейкум! Если мусульманин оставил короткую щетину вместо бороды, это все равно записывается грех, пока ниже обхвата кулака не отпустить или нет? Проясните, пожалуйста, с позиции разных ученых!

АсСаляму ‘алейкум! Среди учёных существует три мнения относительно сбривания бороды. Первое мнение: брить бороду запрещено. Например, это мнение Ибн Теймийи.

Второе мнение: брить бороду порицается (макрух). Оно основывается на том, что указание на то, что надо отращивать бороду содержаться в «ахад хадисах». Например:

«Передают со слов Ибн ‘Умара (Да будет доволен Аллаh ими обоими!), что пророк ﷺ сказал: «Поступайте не так, как поступают многобожники: отпускайте бороду и подстригайте усы».

(Приводит Аль-Бухари)

Третье мнение, которого придерживаются некоторые современные учёные, заключается в том, что бритье бороды разрешено.

Возможно второй взгляд, оценивающий это как макрух, ближе всего к истине и более приемлем. А Аллаh об этом знает лучше.

Причиной для отращивания бороды пророк (Да благословит его Аллаh и приветствует!) назвал необходимость отличия от многобожников. Некоторые из них сбривали бороды и отращивали усы. Ношение бороды для мусульманина является достойным похвалы хорошим качеством. Но призыв к ношению бороды не означает, что она должна быть безобразная и взлохмоченная. Её нужно расчёсывать, подстригать по длине и ширине. По словам Кады Айада, «непристойно брить или отрезать бороду, необходимо её поправлять по длине и ширине, что достойно похвалы».

Абу Шама сказал: «Больше известно, что зороастрийцы брили бороду, а не укорачивали».

Ибн Теймия писал: «Коран, сунна и иджма предписывают мусульманам во всём отличаться от немусульман. Всё, что ведёт к разладу в скрытой и неопределённой форме, относится к этому вопросу и также запрещено. Подражание внешнему виду неверующих приводит к перенятию их нравов, недостойных поступков и даже подражанию их вероисповеданию. Такое влияние не проконтролировать. Его нелегко распознать, и поэтому становится трудно или даже невозможно искоренить. А всё, что ведёт к разладу, Законодатель запретил.

Итак, лучше носить бороду. Но я помню, что вы работаете учителем в школе. Это достойная похвалы и важная работа. И нельзя сравнивать положение имама в мечети и учителя в школе. Если администрация школы будет вам выдвигать претензии за ношение бороды, то вполне можно ограничиться короткой щетиной.

А Аллаhу известно об этом лучше.

Али Воронович
Муфтий Духовного управления
Али Воронович
Узнайте больше о нашей общине
Узнать