Грехи прощение

Обман или враньё (вопрос №21168)

Ассаляму галейкум уа рахматуллахи уа баракату!
В каких случаях можно обманывать в исламе? Имеет ли значение обман мусульман и не мусульман, или это относиться ко всем людям?

Ўа ‘алейкуму Ссалям ўа рахматуЛлаhи ўа баракатуh!

Ложь является большим грехом и почти во всех случаях запрещена. Ложь одинаково запретна как по отношению к мусульманам, так и к немусульманам. Однако есть некоторые исключения. Об этом объяснил имам Ан-Наўаўи в книге «Сады праведных»:

«Поистине, слова являются средством достижения различных целей. Если говорить о любой похвальной цели, которую можно осуществить, не прибегая ко лжи, то лгать ради её достижения запрещено. Если же достичь этой цели можно только с помощью лжи, то прибегать ко лжи разрешается. Далее, если достижение такой цели является дозволенным (мубах), то дозволенной будет и ложь, а если достижение её является обязательной (ўаджиб), то обязательной будет и ложь. Так, если мусульманин скрывается от притеснителя, который хочет его убить или присвоить его имущество, или если он прячет своё имущество, а какого-нибудь человека спросят о нём, этот человек должен будет солгать относительно сокрытия этого имущества. Точно так же, если у него будет находиться что-нибудь отданное ему на хранение, а притеснитель захочет забрать это, человек будет обязан солгать относительно сокрытия этого. Безопаснее всего в подобных случаях говорить неясно, иначе говоря, преследовать правильную цель, произнося слова, и не лгать в этом отношении, даже если внешне это будет выглядеть как ложь и таковым это будет являться по отношению к собеседнику. И если он откажется от намёков и будет просто лгать, то в подобном случае это запретным не является.

В качестве доказательства допустимости лжи в подобных обстоятельствах улемы ссылались на хадис, передаваемый со слов Умм Кульсум (Да будет доволен ею Аллаh!), в котором сообщается, что она слышала, как посланник Аллаhа (Да благословит его Аллаh и приветствует!) сказал: «Не является отъявленным лжецом тот, кто лжет, стараясь примирить людей между собой и сообщая им нечто благое». (Приводят Аль-Бухари и Муслим)
В версии Муслима к этому добавлено следующее:
Умм Кульсум сказала: «И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди, если не считать трёх случаев», — имея в виду войну, попытки привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу».

Али Воронович
Муфтий Духовного управления
Али Воронович
Узнайте больше о нашей общине
Узнать