Акыда

О недозволенности обращаться к мёртвым, чтобы они сделали дуа (вопрос №10920)

АсСаляму алейкум. В последнее время, некоторые люди в Беларуси все чащи начинают говорить о взывании к мертвецам в могиле с просьбой сделать дуа,как о дозволенной практике, которую разрешали все 4 Имама мазхабов. Некоторые даже говорят, что это наиболее быстрый путь получить ответ, поскольку святой лежащий в земле имеет большие заслуги перед Всевышний и поэтому такое дуа примется быстрее. Можете разъснить данную позицию? На сколько она обоснована?

Ўа `аляйкум Салям ўа рахматуЛлаhи ўа баракатуh! Нет, так поступать нельзя. И неправда, что четыре имама разрешали такую практику.

Мы должны делать дуа, обращаясь ко Всевышнему Аллаhу, чтобы Он простил умерших родственников, направил их в Рай, избавил от мучений Ада.

Есть дозволенные способы тавасуль (приближения, установления связи). Это при совершении дуа называть Аллаhа Его прекрасными именами, вспоминать о совершенных добрых делах, пропросить кого-то из живых мусульман сделать за вас дуа. Но просьба к обитателям могил выходит за рамки дозволенного.

Рассмотрим довод тех, кто разрешает подобную практику. Они приводят хадис:

«После смерти Пророка ﷺ было такое. Имам Бухари в своей книге «Тарих» приводит хадис от Малика Дари, этот человек был вольноотпущенником халифа Умара, что во время правления Умара (Да будет доволен им Аллаh!). Была сильная засуха. И сподвижник Биляль Ибн Харис пришел к могиле Пророка ﷺ и сказал – «О, Посланник Аллаhа, твоя умма погибает, сделай за нас дуа, чтобы Аллаh дал нам дождь». И ему во сне явился сам Пророк ﷺ и сказал, чтобы провели молитву о ниспослании дождя. И халиф провел намаз о ниспослании дождя (истиска), и пошел дождь». О достоверности этого хадиса в частности пишет Ибн Хаджар Аскаляни в «Фатхуль Бари».

Итак, такой хадис действительно передаёт хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль Бари» (2-495)

Чтобы разобраться в этом вопросе нужно внимательно прочесть, что именно пишет Хафиз об этом хадисе. А пишет он следующее:

رواه ابن أَبِي شَيْبَةَ بِإِسْنَادٍ صَحِيحٍ مِنْ رِوَايَةِ أَبِي صَالِحٍ السَّمَّانِ عَنْ مَالِكٍ الدَّارِ »

«Хадис передал Ибн Аби Шейба с достоверным иснадом от Абу Солиха Ас-Саммани от Малика Ад-Дари»

Разъяснение этого вопроса имеет несколько граней:

Во первых, нельзя согласиться с достоверностью этого сообщения потому, что Малик Ад-Дари не известен беспристрастностью и скрупулезностью. А это (беспристрастность и скрупулёзность) является двумя основными условиями в каждом достоверном иснаде. Как это постоянно повторяется в науке о терминологии хадисов. Его (Малика) упомянул Ибн Аби Хатим в книге «Аль-Джарх уа Ат-Таадиль» при этом не упомянул никаких передатчиков от него (Малика), кроме упомянутого Абу Солиха. В этом указание на то, что он (Малик) неизвестный. Это подтверждает так же и тот факт, что сам Абу Хатим с глубиной своего знания и сведений, не сообщил о его достоверности, следовательно этот человек (Малик) остаётся неизвестным. И это не противоречит словам Хафиза: «С достоверным иснадом от Абу Солиха Ас-Саммани». Его слова не означают, что вся цепочка передатчиков достоверная только лишь от Абу Солиха. Если бы это было не так, Хафиз не стал бы называть цепочку передатчиков начиная с Абу Солиха. Он должен был сказать: «От Малика Ад-Дари… цепочка передатчиков достоверная». Однако он сознательно так поступил, чтобы указать на то, что на этот момент нужно обратить внимание. Ученые поступают так по разным причинам. Иногда, из-за того что не могут найти биографию некоторых передатчиков. В таком случае они не аннулируют всю цепочку передатчиков из-за того, что она может оказаться достоверной. Особенно в вопросах доведения довода. В таких случаях ученые упоминают момент, на который нужно обратить внимание, что и сделал в данном вопросе Хафиз. Как будто он указывает на то, что от Малика Ад-Дари не предавал сообщения никто кроме Абу Солиха Ас-Саммана, как мы упомянули об этом в сообщении от Ибн Аби Хатима. Таким образом он показывает на необходимость уточнения положения Малика Ал-Дари или указывает на его неизвестность.

Это очень скрупулёзная наука которую знает только тот, кто ей занимается.

Это подтверждается так же позицией хафиза Аль-Мунзири, который сообщил в книге «Ат-Таргиб» (41-42/2) другую историю которую передавал Малик Ад-Дари от Умара, после чего Хафиз сказал: «Это Сообщение передаёт Ат-Табараний в книге «Аль-Кабир» все передатчики его известны своей достоверностью кроме Малика Ад-Дари. А Малика Ад-Дари я не знаю». Тоже самое сказал Аль-Хайсамий в книге «Муджаммау Аз-Зауаид» (3-125)

Во вторых, эта история противоречит тому, что установлено в шариате — желательности совершать молитву прошения дождя. Как это сообщается во множестве хадисов, и в соответствии с чем поступали большинство имамов. Более того, эта история противоречит тому, что сообщают нам аяты Корана об обращении с мольбой и прошении прощения у Аллаhа:

Просите у вашего Господа прощения, ведь Он — Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди

(Нух, 10-11)

И это именно то, что сделал Умар ибн Аль-Хаттаб, когда просил дождя посредством мольбы Аббаса. И так всегда поступали праведные предшественники. Когда их постигала засуха они обращались к Аллаhу с мольбами и молитвами. Не сообщается ни от одного из них, что они обращались к могиле пророка ﷺ , чтобы попросить его о том, чтобы пророк обратился с мольбой о дожде. Если бы это было узаконено, они сделали бы так хотя бы один раз. А если они этого не делали, то это указывает на то что поступок описанный в хадисе не узаконен в шариате.

В третьих, даже если предположить, что история достоверная, она не является доводом для узаконенности обращения к мертвым, так как вся история происходит с неизвестным человеком. В сообщении сказано: «Пришёл человек к могиле пророка ﷺ » Этот человек не известен, и то, что его назвали Билялем в сообщении от Сэйфа, ничего не значит. Потому что этот Сэйф это Ибн Умар Ат-Тамимий в отношении которого ученые по хадису единогласны в том, что он не достойный доверия передатчик. Более того, Ибн Хиббан сказал о нем: «Сообщает придуманные истории приписывая их достоверным людям» А так же сказал: «Он придумывает хадисы».

Таким образом, от подобного человека не возможно принимать сообщения особенно в вопросах разногласий.

Шейх уль-Ислам Ибн Теймийя писал:

«Ни пророк Мухаммад ﷺ , ни какие другие пророки до него не узаконивали для людей то, чтобы они обращались с мольбами к ангелам, или пророкам, или праведникам и просили заступничества через них. Ни после их смерти и ни в их отсутствие. Никто не говорил: «О ангел Аллаhа, заступись за нас перед Аллаhом. Попроси Аллаhа, чтобы Он помог нам, или дал нам удел, или вывел нас на прямой путь» А так же никто не говорил мертвым пророкам или праведникам: «О пророк Аллаhа, или о, праведник Аллаhа, попроси Аллаhа за меня или для меня, попроси Аллаhа, чтобы Он меня простил» Не говорили так же им: «Я жалуюсь тебе на свои грехи или недостаток удела или давление врагов на меня, или жалуюсь на такого-то, который меня обидел». Не говорили так же: «Я рядом с тобой, или под твоей защитой, или в твоём соседстве, или ты защищаешь того, кто просит защиты». Никто не писал записок, чтобы потом цеплять их на могилы. Не писали никаких договоров и не ходили никуда с этими договорами к тем кто из исполняет. И тому подобное, что делают нововведенцы из числа людей писания и мусульман. Как делают это нововведенцы из мусульман на могилах пророков и праведников либо в их отсутствии.

Однозначно известно в религии Ислам, а так же по множеству сообщений и единогласному мнению ученых, что пророк ﷺ не узаконивал ничего подобного для своей общины. А так же пророки до него, ничего подобного не устанавливали.

Так не поступал ни один сподвижник ﷺ . И не один праведный последователь сподвижников.

Ни один из имамов мусульман не считал это желательным. Ни четыре имама, ни другие.

Никто из имамов никогда не упоминал в обрядах хаджа или других обрядах, что нужно, чтобы кто-нибудь попросил у могилы пророка, чтобы он заступился за него или за общину. Или чтобы жаловался пророку о том, что постигло его общину из мирских или религиозных напастей. Сподвижники были испытаны разными испытаниями после смерти пророка ﷺ . Иногда голодом, иногда недостатком имущества, иногда силой и давлением врагов, иногда грехами. Но при этом никто из них не приходил на могилу к пророку, ни к Абу Бакру, ни к другим пророкам со словами: «Мы жалуемся тебе на голод или давление врагов или на распространение грехов».

И не говорили: «Попроси Аллаhа за нас или за общину, чтобы он дал нам удел, или помог одолеть врагов/ или простил нам».

Все это и тому подобное является нововведением! И все это не является обязательным и даже желательным по единогласному мнению имамов мусульман.

 

 

Рекомендуем к прочтению:

Редакция
Узнайте больше о нашей общине
Узнать