вопросы
1709
новости
1088
статьи
163
видео
17
объявления
20
события
4
Основы Ислама
Как принять Ислам?
Заблуждения и интернет
Отношение Ислама к «светским» знаниям и науке
Система добровольной сертификации «Халяль»
История и современность Ислама в Беларуси
Никях
Семья
Покаяние

Ювковцы: татарская «Атлантида» Волыни

Неизвестная история мусульман Украины

Говоря об истории Ислама в Беларуси, мы привыкли говорить о татарах Беларуси, Литвы и Польши. И в этой связи многим будет интересно, что на территории Украины в Ровенской и Хмельницкой областях в течение веков тоже жили мусульмане, которые были частью нашего народа. В городе Острог и деревне Ювковцы стояли мечети, были мизары. И сейчас есть семьи с татарскими фамилиями Байрашевские, Лебеди, Казакевичи, Ждановичи и другие. В семьях в качестве реликвий хранятся рукописные хамаилы. Белорусский исследователь татарско-мусульманской письменности Михаил Тарелко утверждает, что язык этих хамаилов не отличается от подобных памятников письменной культуры в Беларуси. К сожалению, большинство татар Западной Украины ассимилировалось, перестало быть мусульманами. И поэтому изучение их истории вдвойне интересно для нас, как нам не последовать по их пути и как сохранить свою религию и культуру.

Представляем вашему вниманию статью украинского исследователя Михайло Якубовича.

Али Воронович

Село Ювковцы (также известное как Ивковцы, ныне в Белогорском районе Хмельницкой области Украины) – в определенном смысле, «татарская Атлантида» на Волыни. Сегодня, конечно, трудно представить, что в этом регионе почти 500 лет постоянно проживало мусульманское население. Даже добраться до населенного пункта очень сложно, поскольку грунтовые дороги, которые ведут в Ювковцы, зимой заметает снегом, а летом часто размывает дождями. И местного населения осталось сравнительно немного, не более пятидесяти человек. Среди немногочисленных жителей, преимущественно старшего поколения, еще достаточно много людей со специфически мусульманскими отчествами − Мустафаевич, Сулейманович, Юсуфович и др. Фактически единственное, что сегодня напоминает об исламском прошлом Ювковцев, − это сравнительно большое (700-800 захоронений) татарское кладбище, расположенное на лесистых холмах на окраине села. Где-то здесь неподалеку была и мечеть (как рассказывают местные, «среди двух холмов»), но где именно находилась эта постройка, которая действовала как минимум до 1930 года и была разобрана в 1944, установить пока не удалось.

Как сообщают польские и украинские источники тех времен, впервые «оседлые» татары появились в Ювковцах (тогда − Ивковцы) еще вначале XVI в. Вероятно, это были взятые в плен князем Василием-Константином Острожским под Вишневцом (1512) крымчане, обитающие и в Остроге. Имея немало привилегий, которые подтверждались польскими королями, татары относились к шляхте, а позже, уже во времена Российской империи, долгое время имели крепостных. После событий второй половины ХVII века (поход Богдана Хмельницкого, «бунт липок» и др.), многие татары, по всей видимости, переселились в Османскую империю; на их место селились другие, прибывающие с нынешней Беларуси и Литвы. Родовые фамилии ювковецких татар, судя по исследованиям польского историка Станислава Дзядулевича (1872 − 1943), имели достаточно разное происхождение. Так, Касимовичи происходили от острожского татарина Касима, Ждановичи − от пришедшего из степи ногая Ждана, Шахманцеры (очевидно, изначально «Шахмансуры») − переселены из Литвы. Происхождение некоторых фамилий еще требует изучения, например, Ломинские (вроде от Ломак), Мухлинские (возможно, от Мухеддин) или Мухлио. Некто Юсуф Мухлио, в частности, был имамом местной мечети в 1915 году. Особенно большим родом был род Солтыков, который мог произойти от Солтыкана, сына Канчима, который жил в первой половине XVI в. Позже этот род настолько разросся, что уже в конце XVII в. начали различать «белых» и «черных» Солтыков. Сегодня среди потомков ювковецких татар фамилия Солтык встречается чаще всего. Очевидно, кто-то из этой семьи где-то в 50-х годах XIX в. был автором «ювковецкого хамаила» − молитвенника, где помещены суры из Корана и молитвы на арабском, а также на польськом языке. Этот уникальный документ сейчас хранится как семейная реликвия у потомков ювковецких татар.

Примечательна и семья Милкомановичей, которые в середине XVII в. были имамами местных мечетей. В частности, Рамазан Милкоманович в 1669 году был «муллой Острога»; позже часть семьи поселилась в Ювковцах. Следует вспомнить также и о роде Гасановичей (Хасанович, Асанович), который фигурирует в источниках XVIII в. В разные периоды эти роды владели землями в Ювковцах, а в период Речи Посполитой представляли отдельные татарские отряды (хоругвы) на службе у князей Острожских и Радзивиллов.

Интересно проследить, как менялась численность ювковецких татар. В 1864−1865 гг. краевед Лука Рафальский насчитал здесь 90 мужчин-татар; в 1886 году здесь проживало 233 «магометанина», как мужчин, так и женщин. Закария Казакевич, ювковецкий татарин, в 1909 году писал в оренбургскую газету «Вакыт» («Время»), что в Ювковцах проживает около 300 мусульман, которые, по его свидетельству, уже не знают татарского языка, а еще часто переходят в христианство в силу отсутствия образованных имамов. Архивные источники 1911 года фиксируют цифру в 340 мусульман в Остроге и Ювковцах в целом.

История сохранила имена некоторых ювковецких татар. Кимал Иосифович Акмалович (родился в 1896 году) был офицером царской армии, позже жил на Полтавщине. В 1938 году репрессирован НКВД, в 1956 году реабилитирован. Здесь, в Ювковцах, родился Мустафа Закариевич (Захарович) Козакевич (1901 − 1969), выпускник Чешского политехнического института, этнограф, один из самых известных исследователей традиционного жилищно-хозяйственного строительства на Полесье. Именно Мустафа Козакевич еще в советские времена едва ли не впервые начал употреблять термин «украинское Полесье», отделяя его от «белорусского». Немало выходцев из Ювковцев ныне живёт вдали от родины, поэтому проследить их дальнейшие пути сложно. А несколько лет тому ушел из жизни Осман Солтик, целитель, лечивший чтением дуа больных. Знавшие его люди говорят, что он знал на память многое из Корана, в том числе суру «Я Син».

Отдельный исторический объект − это уже упомянутое ювковецкое кладбище, занимающее площадь около одного гектара. Самые ранние датируемые могилы относятся к началу XIX в. (начиная с 1820-го года); также сохранено несколько захоронений более ранних времен, вероятно, конца XVIII века. Интересно, что эти старые захоронения выделяются на фоне современной практики тюркских народов и во многом ближе к раннеисламскому ритуалу (ныне практикуется, например, в Саудовской Аравии). Фактически могила ограничивается каменной насыпью, помещенной между двумя небольшими камнями в начале и в конце. На фоне чернозема эти известняковые камни несколько выделяются, очевидно, их привозили с обрядовой целью. Такого рода захоронения свидетельствуют о соблюдении соответствующих требований шариата до высоты могилы, которые позже стали толковаться несколько свободнее. Так, памятники конца ХХ века (после 1864 года) уже выше и имеют специфические надписи на арабском и русском языках, а начиная с 80-ых годов прошлого века – и на украинском. Вверху вырезаны полумесяц и звезда (расположены горизонтально, типично для польско-литовских татар), иногда на камне встречаются и вырезанные цветы. Практически на всех могилах надписи на арабском идентичны: «Калям Шариф» («Благородное Слово», то есть Коран), далее «Аузу би-Лляги мина ш-шайтани р-раджим» («Ищу защиты у Бога от шайтана проклятого»), «Бисмилляги р-Рахмани р-Рахим» («Именем Бога Милостивого, Милосердного»), «Ля иляга илля Лла, Мухаммадан Расулу Лла» («Нет божества, кроме Бога, Мухаммад − Посланник Божий»). Уже ниже указано имя покойного, дата рождения и смерти, а также надпись «Мир праху твоему». Примерно такие же памятники встречаются и на татарских кладбищах в Литве, Польше и Беларуси. Есть на кладбище и могилы татар, живших вдали от Ювковцев (например, в Ковеле). Надпись на одном из памятников показывает, что здесь похоронен «мулла Ювковецкий», но разобрать его имя невозможно. Кладбище до сих пор функционирует, за ним ухаживают современники, поэтому оно остается едва ли не единственным подобным мусульманским объектом в регионе. Всего здесь насчитывается около 550 захоронений, датируемых периодом до 1918 года и около 150 – от 1918-го до сегодня. Несколько захоронений принадлежат к христианской традиции – сказалась ассимиляция и смешанные браки, поэтому неудивительно, что на мусульманском кладбище в Ювковцах можно встретить кресты, а на христианском – полумесяцы.

К сожалению, с каждым годом кладбище все более уходит в землю – лес, выросший за последние несколько десятилетий, перекрывает доступ к некоторым могилам, а несколько упавших деревьев уже нанесли ущерб памятникам. Хочется верить, что в ближайшее время украинские мусульмане приведут этот древний уникальный объект в порядок. Равно как и татарское кладбище в соседнем Остроге, где, к сожалению, сохранилось всего лишь 8 могил (семьи Лебедей и Байрашевских) первой половины ХХ века.

Михайло Якубович



26.02.2019
кладбище
12
татары
22
Украина
53
статьи
163
Загрузка...