Ислам

Вопрос о том, какая ложь разрешена (вопрос №8417)

ас саламу алейкум ва рахматулахи ва баракятух. У меня вопрос касаемый лжи в исламе. Ложь считается харамом, верно? Но ведь она бывает разная. Например я делаю подарок человеку и они его увидел, я соврала, что это для другого человека, а то весь сюрприз был бы испорчен. Это просто как пример. Так же бывает ложь например для защиты и тд. Или иногда люди спрашивают какие-то вопросы, на которые я не хочу отвечать, но если я так скажу им, то они обидятся и будут проблемы,но и врать не хочу. Как поступать в таких ситуациях и вообще является ли любая ложь харамом?

Ўа `аляйкум Салям ўа рахматуЛлаhи ўа баракатуh! Приводим цитату из книги Ан-Навави «Сады праведных»:

«Знай, что хотя в основе своей ложь является запретной, в некоторых случаях она всѐ же
разрешается, но только если будут соблюдены условия, которые были разъяснены мной в книге
«Аль-Азкяр».

Вкратце (суть их сводится к следующему):

Поистине, слова являются средством достижения (различных) целей. Если говорить о любой
похвальной цели (Имеются в виду цели, достижение которых одобряется Шариатом),
которую можно осуществить, не прибегая ко лжи, то лгать ради еѐ достижения
запрещено. Если же достичь этой цели можно только с помощью лжи, то прибегать ко лжи
разрешается. Далее, если достижение такой цели является дозволенным (мубах), то дозволенной
будет и ложь, а если достижение еѐ является обязательной (ваджиб), то обязательной будет и
ложь (То есть: ложь и всѐ то, что искажает истину). Так, если мусульманин скрывается от притеснителя, который хочет его убить или присвоить его имущество, или если он прячет своѐ имущество, а какого-нибудь человека спросят о нѐм, (этот человек) должен будет солгать относительно сокрытия этого имущества. Точно так же, если у него будет находиться что-нибудь отданное ему на хранение, а притеснитель захочет забрать это, (человек) будет обязан солгать относительно сокрытия этого. Безопаснее всего в подобных случаях говорить неясно, иначе говоря, преследовать правильную цель, произнося слова, и не лгать в этом отношении (То есть: не лгать в том, что касается достижения цели, которая является правильной с точки зрения Шариата),даже если внешне это будет выглядеть как ложь и таковым это будет являться по отношению к собеседнику. И если он откажется от намѐков и будет просто лгать, то в подобном случае это запретным не является.

В качестве доказательства допустимости лжи в подобных обстоятельствах улемы ссылались на
хадис, передаваемый со слов Умм Кульсум (Да будет доволен ею Аллаh!), в котором сообщается,
что она слышала, как посланник Аллаhа ﷺ сказал:

«Не является отъявленным лжецом тот, кто лжет, стараясь примирить людей
между собой и сообщая им нечто благое (или: …говоря благое)».
(Приводят Аль-Бухари и Муслим)

В версии Муслима к этому добавлено следующее:

Умм Кульсум сказала: «И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из
того, что говорят люди (То есть: ложь и всѐ то, что искажает истину),
если не считать трѐх случаев», — имея в виду войну, попытки
привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что
говорит жена своему мужу (Имеется в виду то, что могут говорить друг другу супруги ради достижения примирения после ссоры, допуская при этом некоторые преувеличения, например, когда муж говорит жене. «Ты самая красивая в мире», — и так далее).

Редакция
Узнайте больше о нашей общине
Узнать