История

Шарх китаба Ивана Луцкевича

Из статьи вы узнаете об уникальном историческом и духовном наследии белорусских татар-мусульман — китабах

Белорусские татары, проживая изолировано от остального мусульманского мира, в течение веков создали уникальную и пока мало изученную письменность. Наука, которая изучает письменные источники белорусских татар, называется китабистикой.

Исследователи китабисты много внимания уделили лингвистическим особенностям книг белорусских татар, историческим аспектам. Однако, практически нет теологических исследований в области китабистики. Поэтому изучение богословского наследия белорусских татар актуально в наше время.

Особенно оно актуально для мусульман Беларуси. Это объясняется тем, что в данное время религиозные организации при распространении среди мусульман правильного понимания об Исламе, при призыве к соблюдению требований религии в повседневной жизни сталкиваются с проблемой наличия авторитетной литературы. Даже к книгам, изданным в России, белорусские татары часто относятся с недоверием, говоря, что они соответствуют традициям российских татар. А к рукописным китабам они относятся с трепетом и уважением. Поэтому необходимо исследовать это письменное наследие и использовать его в укреплении и развитии религиозной грамотности в обществе.

Также важность и актуальность изучения письменности белорусских татар можно рассмотреть с точки зрения проблемы сохранения религиозных меньшинств в условиях изоляции и окружения обществом, которое придерживается другой конфессии. Часто в таких условиях наступает ассимиляция, а белорусским татарам удалось в течение почти семи веков сохранять свою религиозную идентичность. И немалую роль в этом сохранении сыграла уникальная славяноязычная религиозная письменность при использовании арабской графики. Этот опыт может быть полезен для других религиозных меньшинств, оказавшихся в подобных условиях проживания.

Основоположником исследований письменности белорусских татар является Антон Мухлинский. Его книга, изданная в 1857 году, «Исследование о происхождении и состоянии литовских татар» является основой для любой работы в этой теме. Также важно отметить книги А. Антоновича «Белорусские тексты, писанные арабским письмом, и их графико-орфографическая система», Станислава Кричинского на польском языке «Литовские татары. Попытка историческо-этнической монографии», швейцарского ученого Пауля Сутера «Альфуркан татарский». В настоящее время ведущим исследователем в области китабистики в Беларуси является Михаил Тарелко. Он написал много статей по различным проблематикам китабов.

Китаб Ивана Луцкевича стал одним из самых известных памятников религиозной письменности татар. Луцкевич нашел этот китаб в 1915 году возле Вильно в деревне Сорок Татар у имама Степана Полтаракевича. Для многих исследователей китаб Ивана Луцкевича стал основой для изучения письменных источников белорусских татар. Антонович в результате анализа бумаги, на которой написан китаб, утверждает, что найденный Иваном Луцкевичем экземпляр создан в первой половине XVIII века. Однако, возможно, это копия, переписанная с более древнего оригинала. В 2009 году в Вильнюсе под редакцией Галины Александрович-Мишкинене было осуществлено факсимильное издание этого китаба с переводом на литовский и русский языки. Эта книга позволила популяризировать духовное письменное наследие татар и облегчить дальнейшие исследования в этой области.

К сожалению, многие белорусские татары даже не знают содержания своего письменного наследия. Чтобы восполнить этот пробел, было решено публиковать выдержки из китаба Ивана Луцкевича, снабдив их необходимыми комментариями и доводами из Кур’ана и хадисов. Такой жанр по арабски называется шарх, что в переводе означает: «объяснение, разъяснение, комментарий, толкование, описание».

Галина Мишкинене в предисловии к факсимильному изданию указывает на основные темы китаба:

  1. В китабе изложены основы Ислама, и мы получаем представление о том, как его воспринимали татары Великого княжества Литовского. Китаб содержит информацию об основных мусульманских праздниках, о святых месяцах, днях и ночах, о посте Рамазан, о молитвах, о значении намаза как разговора с самим Господом Богом.

  2. В текстах содержится также моральный кодекс, включающий в себя основные обязанности мусульман, регламентирующий их отношение к сиротам, вдовам, пожилым людям, говорящий об отношении к родителям, соседям и ученым людям, о гостеприимстве, о хороших и дурных поступках, о тех, кто достоин рая, и заслуживающих ад, о семейных отношениях, о вреде пьянства и т.д.

  3. Через тексты даётся понимание Кур’ана, символика чисел Кур’ана и отдельных его частей.

  4. Китаб знакомит мусульман с исламской эсхатологией и агиографией: описание испытаний в могиле, Судного дня, ада и рая, жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ , сподвижников.

  5. В китабе находим сведения о демонологии и ангелологии: что любит и чего боится шайтан, об ангелах, которые охраняют людей.

  6. В текстах представлены материалы по мусульманской обрядности и традициям: обряд похорон, раздача милостыни, значение завещания, пагубность гадания.

Глава 1. Кто Кур’ан читает, но намаз не совершает

Замечательно, что начало китаба посвящено одному из самых важных видов поклонений – намазу. Это особенно важно, потому что среди белорусских татар многие люди не совершают намаз, а когда им говоришь, что необходимо молиться пять раз в день, они говорят, что наши предки не молились, и мы не молимся.

Но вот вам древний китаб, написанный на старобелорусском языке в XVIII веке нашими предками, в котором категорически говорится о важности совершения намаза, а отказ от молитвы приравнивается к неверию.

Итак, приводим цитату первых строк китаба в переводе на русский язык:

Страница 1А. Кто Кур’ан читает, но намаз не совершает, не является мусульманином, и никто так не близок к неверию. Между тем намаз – восхваление имана. Кто Кур’ан читает и намаз совершает, тому человеку Господь Бог иман даст. Знайте, мусульмане: поклоняясь в каждом намазе, разговор ведешь с Господом Богом и свою просьбу высказываешь.

Надо понимать, что под словами тот, «кто Кур’ан читает», понимается, говоря современным языком, этнический мусульманин. Несколько веков назад для каждого татарина было обязательным условием грамотности умение читать Куран. Для этого в каждом месте компактного проживания татар были годжие, которые учили мусульманских детей элементарной грамоте.

Таким образом, в самых первых строках китаба утверждается, что отказ от совершения намаза является большим грехом. И об этом много раз говорится в Кур’ане и хадисах.

Молитва – это второй столп Ислама после шаhады, то есть после того, как человек уверовал, что нет бога, кроме Аллаhа, и Мухаммад – посланник Аллаhа, он обязательно должен совершать намаз пять раз в день.

У намаза много достоинств. Всевышний Аллаh говорит в Кур`ане:

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного».

(29:45)

А неисполнение намаза является пренебрежением приказом Аллаhа и большим грехом.

К сожалению, этот большой грех сейчас получил широкое распространение среди людей. Люди носят мусульманские имена, считают себя мусульманами, но не совершают намаз пять раз в день. Они думают, что делают какое-то мелкое прегрешение, однако они совершают великий грех, подобный воровству, прелюбодеянию, убийству. Этот грех может привести их в Ад. Аллаh говорит о том, как обитатели Рая будут спрашивать у тех, кто испытывает мучения в Аду:

Что привело вас в Преисподнюю?» Они ответят: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз.

(74:42-43)

Однажды автор этих строк был среди тех, кто совершал призыв к Исламу среди мусульманского населения в одном из посёлков Беларуси. И когда мы спрашивали группу людей: «Почему вы не совершаете намаз? Почему не молитесь?» Ответ был поразительный: «Мы не грешим, поэтому нам не надо молиться». Абсурдность этого выражения состоит в том, что если человек не делает намаз, то он уже является большим грешником. После этого мы пытались объяснить ошибку этих людей, и, может быть, Аллаh выведет их на Прямой путь.

Кроме того, надо знать, что если человек не делает намаз, то вообще является сомнительным мусульманин он или нет, о чем и говорится в первых строках китаба Ивана Луцкевича.

«Передают со слов Бурайды , да будет доволен им Аллаh, что пророк ﷺ сказал: «В основе договора между нами и ими лежит молитва, а тот, кто отказывается от неё, впадает в неверие».

Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис»

«Сообщается, что последователь сподвижников пророка ﷺ Шакик ибн `Абдуллаh (Да помилует его Аллаh!), сказал: «Сподвижники Мухаммада ﷺ не считали проявлением неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы».

Этот хадис с достоверным иснадом приводит Ат-Тирмизи

Учёные разошлись во мнениях, считается ли неверующим человек, не совершающий пять раз в день намаз. Одни, в том числе имам Ахмад ибн Ханбал, считали, что он кяфир (неверующий), и будет оставаться таковым до тех пор, пока не покается и не станет на молитву. Другие, в том числе имам Абу Ханифа, считали, что он не выходит из Ислама, но становится фасиком (грешником). И это в случае, если человек признаёт необходимость совершения намаза, но не делает его из-за лени, нерадивости или увлечённости ближайшей жизнью. А если же человек сознательно отрицает то, что нужно совершать намаз, то он становится неверующим по единодушному мнению исламских учёных. Поэтому, если кто-то пренебрегает выполнением намаза 5 раз в день, то есть сомнение – является ли он мусульманином!

«`Абдуллаh ибн `Умар, да будет доволен им Аллаh, передаёт слова посланника Аллаhа ﷺ , который сказал: «У человека, не берегущего свой намаз, не остаётся ни света, ни доказательств, ни спасения. В Судный день такой человек будет рядом с Каруном, Фир`аўном, Хаманом и Убай бин Халяфом».

Этот хадис приводят Ахмад и Ад-Дарими)

Человек, не совершающий намаз, лишается милости и награды Аллаhа.

«Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Тщетными окажутся дела того, кто не совершает намаз Аль-`Аср».

Этот хадис приводит Аль-Бухари

И первым делом, которое будет спрошено у людей в Судный день – это их молитва.

«Передают со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Поистине, в День воскресения расчёт с рабом Аллаhа прежде всего будет произведён за его молитвы, и если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в том, что касается выполнения этой его обязанности, обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет: «Посмотрите, есть ли у раба Моего что-нибудь, сделанное им добровольно, чтобы за счёт этого восполнить недостатки в обязательном», — а затем и со всеми остальными его делами поступят так же».

Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».

Невозможно представить себе разочарование, стыд и отчаяние тех, кто придёт в Судный день без совершения намаза. Не дай Аллаh кому-нибудь оказаться в подобной ситуации.

Поэтому намаз надо делать постоянно, ради Аллаhа, быть смиренным в намазе. Не думать о мирских делах, не спешить. Надо молиться так, как будто видишь перед собой Аллаhа, ведь даже если ты не видишь Его, Он видит тебя. Всевышний Аллаh строго предупреждает тех, кто небрежен в своих молитвах:

Горе же молящимся, которые небрежны к своим намазам.

(107:4-5)

И очень важно вовремя совершать намаз. Даже если человек работает или занят другими делами, надо искать возможность уделить 5-10 минут своего времени выполнению этого важнейшего предписания Аллаhа, каковым является намаз.

Какие-то оппоненты могут сказать, что в приведенном отрывке китаба имеется в виду какой-то отдельный намаз, как например пятничный или праздничный намаз, в которых участвует многие людей, а не повседневный пятикратный намаз. Но в этом же китабе на странице 6Б приводятся такие слова, когда говорится об обязанностях мусульман: «Что предписано Господом Богом, всему тому должен верить мусульманин. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаhа, только Бог – Создатель, и свидетельствую, что Мухаммад – воистину раб и посланник Божий. Пять раз в день совершайте намаз и из своего имущества давайте закят, поститесь в месяц Рамазан, совершайте хаджж те, кто может». Поэтому из содержания китаба следует однозначное повеление пять раз в день совершать намаз.

В китабе указывается на важное достоинство молитвы, как разговоре с Богом, просьбе к Богу о помощи, поддержке, прощении грехов.

«Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Однажды посланника Аллаhа ﷺ спросили: «На какую мольбу есть больше всего надежды получить ответ?» Он сказал: «На ту, с которой к Аллаhу обращаются посреди ночи, а также после предписанных молитв».

Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис»

Сура «Аль-Фатиха», которая является обязательной составной частью каждого рак’ата намаза, кроме всего прочего есть мольба, обращенная к Аллаhу. Каждый раз, читая «Аль-Фатиху», мы просим у Всевышнего Бога направить нас на Прямой путь – путь всех пророков, путь Ислама.

Кроме того, следует отметить, что в тексте китаба Ивана Луцкевича Аллаh называется по-белорусски Пан Бог. Из этого можно сделать вывод, что тексты религиозных книг белорусских татар были адресованы не только мусульманам, но и представителям других религий, для которых слово «Бог» более привычно и никого не отпугивает.

Глава 2. О товарищах шайтана

Страница 1А. (продолжение) Знайте, что есть четыре вещи, угодные шайтану: первая – выпив хмельной напиток, лежать; вторая – кто учёных не любит и наук не слушает; третья – высокомерный, гордый, бедных не любит; четвёртая – кто Кур`ан читает, но намаз не совершает. Эти четыре человека – товарищи шайтану.

Итак, рассмотрим более подробно каждую из этих категорий людей.

К первой категории «друзей шайтана» неизвестный автор Китаба относит людей, употребляющих алкоголь. Действительно, одним из больших грехов является употребление алкоголя. Для каждого мусульманина становится ясным, после того, как он прочитает, как Всевышний Аллаh запрещает употребление алкоголя в Кур’ане, что употребление алкоголя является мерзким грехом.

О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете.

Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаhа и намаза. Неужели вы не прекратите?

(5:90-91)

Употребление спиртного является одним из самых мерзких грехов, потому что лишает человека его достоинства, отбирает разум и приводит к сумасшествию, разрушает семьи, является причиной рождения больного потомства. А сподвижники сравнивали употребление алкоголя с многобожием.

«Рассказывает Ибн Аббас, да будет доволен им Аллаh: «Когда снизошёл аят, запрещающий употребление спиртного, некоторые из сподвижников сказали другим: «Отныне употребление спиртного харам и приравнивается к многобожию»

‘АбдуЛлаh ибн ‘Умар, да будет доволен Аллаh ими обоими, считал, что употребление алкоголя – самый тяжкий грех. Спиртное, без сомнения, — прародитель всего дурного. К тому же Аллаh проклял пьяницу.

И действительно, человек в состоянии опьянения не контролирует свои поступки, может совершить любой грех. Пьяница становится игрушкой в руках шайтана.

Для каждого несомненен вред алкоголя для человека и общества. Алкоголь или этиловый спирт – это яд. У него, как и у других ядов есть смертельная доза. Если человек выпьет меньше смертельной дозы, то наступает опьянение. Если больше – наступает смерть. При употреблении алкоголя страдают все органы. Это приводит к многим болезням и смерти.

Особенно опасно, что алкоголизм родителей влияет на здоровье детей. Дети рождаются больными и слабоумными.

Алкоголизм является частой причиной распада семей в немусульманском обществе, появления сирот.

На ярком примере запрета алкоголя видно, что всё, что запретил Аллаh – это мерзость и вред для человека.

В течение истории некоторые правители осознавали вред алкоголя и пытались его запретить. Так можно упомянуть «сухой закон» в Соединённых Штатах Америки, который действовал с 1920 по 1933 год и антиалкогольную кампанию Горбачёва. Но эти попытки не имели успеха. Люди всё равно стремились к выпивке: пили стеклоочистители и прочую гадость, производили самогон. За всю историю только Ислам смог решительно и навсегда избавить общество от этого зла. Это потому, что Ислам борется с глубинной причиной этого в душе человека. Результат будет достигнут не тогда, когда законодательно со стороны государства запрещается употребление алкоголя, а когда человек сам искренне противится этому, когда даже сама мысль о том, что кто-то употребляет алкоголь, вызывает отвращение.

До пророческой миссии пророка Мухаммада ﷺ арабы много пили вина. Они очень любили вино, даже сохранилось много стихов доисламских поэтов, которые прославляли вино. Когда началась передача Кур’ана, в первый период Аллаh не запрещает вино. Есть даже сведения, что некоторые сподвижники употребляли вино в начале пророческой миссии. А потом начинается постепенное запрещение алкоголя.

Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы

(2:219)

Вот видите, этот аят очень мягкий и некатегоричный.

Затем был ниспослан аят, в котором говорилось о запрете становиться на молитву в пьяном виде.

О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите

(4:43)

И это уже более категорично, ведь молиться надо 5 раз в день, и у человека не остаётся времени на употребление спиртного.

И, наконец, в суре «Аль-Маида» в 90-ом аяте — одной из самых последних сур Кур’ана по времени ниспослания было объявлено, что алкоголь – это мерзость от шайтана, и категорично запрещено даже приближаться ко всему, что опьяняет. Это заключительный аят на эту тему, и он отменил действие более ранних аятов, в которых присутствовал более мягкий подход к этому вопросу.

После ниспослания этого аята сподвижники сразу воплотили приказ Аллаhа в жизнь и вылили все свои запасы вина прямо на улицы Медины. И никогда более не притрагивались к алкоголю.

Учёные указывают, что слово хамр, употреблённое Аллаhом в Кур’ане, охватывает не только вино, но и любое наркотическое или опьяняющее средство. Поэтому всё, что опьяняет – это харам.

«Передают со слов Ибн `Умара , да будет доволен Аллаh ими обоими, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Всё опьяняющее – хамр, а каждый хамр запрещён». (Приводит Муслим) А `Умар , да будет доволен им Аллаh, объявил с минбара пророка ﷺ : «Хамр – это то, что затуманивает разум».

Приводят Аль-Бухари и Муслим

Если запрещено то, что опьяняет в большом количестве, то и в малом количестве это запрещено.

Пророк ﷺ сказал: «То, что опьяняет в большом количестве, запрещено (харам) в малом».

Приводят Ахмад, Абу Дауд, Ат-Тирмизи

Следует сказать, что некоторые мусульмане, хоть сами и не употребляют спиртное, но продают алкоголь. Однако всё, что связано с алкоголем запрещено. Пророк ﷺ проклял десять категорий людей, связанных с хамром:

«…производителей и заказчиков, пьющих и несущих, кому приносят и кто разливает, кто продаёт и получает прибыль (от хамра), кто покупает и кому покупают».

Этот хадис приводят Ат-Тирмизи и Ибн Маджаh

Также следует отметить, что запрещено даже сидеть за столом, если в это время за этим столом распивают алкогольные напитки.

`Умар , да будет доволен им Аллаh, передал, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Тот, кто верит в Аллаhа и Судный день не сядет за стол, где стоит хамр».

Приводит Ахмад, это высказывание можно найти в том же значении и у Ат-Тирмизи

Поэтому надо решительно отказаться от любой связи с алкоголем. И если шайтан подсказывает, что без алкоголя не будет бизнеса, то надо гнать шайтана прочь! Деньги, заработанные на продаже алкоголя – это харамные деньги, и любая еда, которая будет куплена на эти деньги является харам.

Передают со слов Джабира , да будет доволен им Аллаh, что один человек, приехавший из Джайшана (города, что находится в Йемене), задал посланнику Аллаhа ﷺ вопрос о напитке, приготовляемом из индийского проса и именуемом «мизр», который они пили у себя на родине. Пророк ﷺ спросил: «Опьяняет ли этот напиток?» Тот сказал: «Да», и тогда посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Всё опьяняющее запретно. Поистине, Аллаh пообещал поить человека, употребляющего опьяняющие напитки, тем, что именуется «Тинатуль-хабал». Люди стали спрашивать: «О посланник Аллаhа, а что такое «Тинатуль-хабал?» — и он сказал: «Это – пот обитателей Ада»

Этот хадис приводит Муслим

Ко второй категории «товарищей шайтана» в китабе отнесены те, кто пренебрежительно относятся к учёным. Признаком совершенства веры мусульманина является уважительное отношение к исламским учёным.

«Абу Умама , да будет доволен им Аллаh, рассказывал: «Однажды при посланнике Аллаhа ﷺ упомянули о двух людях, один из которых был поклоняющимся, а другой знающим. И пророк ﷺ сказал: «Превосходство ученого над поклоняющимся подобно моему превосходству над самым нижайшим из вас». После чего он добавил: «Поистине, Аллаh, Его ангелы, обитатели небес и земли, и даже муравей в муравейнике и киты в море призывают благословения на обучающего людей благому».

Приводят Ат-Тирмизи и Аль-Баззар 133)

Учёные являются наследниками пророков. Таким образом, в отличие от простых людей, пророки оставляют в наследство не имущество, а исламские знания. А учёные являются теми, кто оберегают религию от нововведений и заблуждений, и потому следует с уважением к ним относиться и стараться учиться у них.

«Передал Абу Дарда , да будет доволен им Аллаh, : «Я слышал, как посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Тому, кто вступит на путь поисков знаний, Аллаh облегчит путь в Рай, и ангелы будут простирать свои крылья перед ищущим знания, довольные тем, что он делает, и будут просить знающему прощения у Аллаhа те, кто на небесах, и те, кто на земле, и даже рыба в воде. Превосходство знающего над поклоняющимся подобно превосходству Луны над звездами. Учёные — наследники пророков. Пророки не оставили в наследство ни динара, ни дирhама, но оставили в наследство знания. Тот, кто берет знания, получает полное наследство».

Приводят Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджаh

Следует знать, что выдающимися учёными в истории Ислама были Абу Ханифа, Малик, Шафи`и и Ахмад ибн Ханбал.

К третьей категории относятся высокомерные, гордые, не любящие бедных. Всевышний Аллаh строго запрещает гордыню и высокомерие, и более того, проявление этих качеств является большим грехом.

Всевышний Аллаh говорит:

Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных.

(28:83)

И Всевышний также сказал:

Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллаh не любит всяких гордецов и бахвалов».

(31:18)

Почему же таким скверным является гордыня и высокомерие. Пророк ﷺ рассказал это в хадисе.

«Передают со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, , что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Всемогущий и Великий Аллаh сказал: «Слава — Мой изар, а величавость — Моя накидка (рида’), того же, кто попытается отнять у Меня одно или другое, Я подвергну мучениям!»

Приводит Муслим

(Комментарии к хадису. Изар – кусок ткани, который обматывается вокруг бедер. Здесь имеется в виду, что слава и величавость являются атрибутами Аллаhа, и люди не должны пытаться уподобляться Ему в этом отношении.

В книге «Джами` аль-Усуль» Ибн Аль-Асир толкует использованные в этом хадисе метафоры «Мой изар» и «Моя накидка» следующим образом: «Аллаh уподобил славу и величавость изару и накидке ввиду того, что эти качества охватывают собой того, кому они присущи, подобно тому, как охватывают собой человека изар и накидка, и при этом никто не разделяет с ним его изар и его накидку. То же самое можно сказать и об Аллаhе Всемогущем и Великом: слава и величавость служат для Него изаром и накидкой, и никто не должен пытаться разделить их с Ним, для разъяснения чего и приводится подобный пример».)

Мы видим, что Аллаh Всевышний обладает Славой и Величием по праву. Одно из Его прекрасных имён Аль-Мутакяббир – т.е. Несравненный ни с кем в Своём величии. А тот, кто начинает проявлять такяббур – высокомерие, тот желает присвоить это качество себе. Но у человека это не получится, и в результате такой человек будет унижен в этой и Последней жизни и будет повергнут великому наказанию.

Передают со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, , что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Шёл, горделиво выступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, как вдруг Аллаh заставил землю поглотить его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения».

Приводят Аль-Бухари и Муслим

Посланник Аллаhа ﷺ объяснил нам, каким бывает проявление высокомерия.

«Передают со слов `Абдуллаhа ибн Мас`уда , да будет доволен им Аллаh, , что однажды пророк ﷺ сказал: «Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку». Услышав это, один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На это пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллаh прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие Истины и проявление презрения по отношению к людям».

Приводит Муслим

Такое объяснение высокомерия очень важно для нас. Надо понять, что высокомерие находится в сердце, в намерениях, а не в материальных предметах. Первым проявлением высокомерия является неприятие Истины, то есть отвержение веры в Единственного Бога, отказ от принятия Ислама.

Неверующий человек и есть пример человека высокомерного. Такой человек думает, что он постиг отсутствие Бога, человек уже сам себя ставит выше Бога. Но это западня, в которую попадают атеисты в результате своей гордыни. Они не склоняют своё лицо в земном поклоне перед Аллаhом, и только адские оковы заставят таких людей согнуться, но тогда уже поздно будет что-то изменять.

Высокомерие может проявляться в удивительных вещах – в делах ослушания перед Аллаhом.

«Салма ибн аль-Аква` , да будет доволен им Аллаh, передал, что как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаhа ﷺ , и он сказал ему: «Ешь правой!» Тот сказал: «Я не могу», — и тогда пророк ﷺ сказал: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему, кроме выскомерия!», — и больше он уже не смог поднести ко рту левую руку».

Приводит Муслим

Другим проявлением высокомерия является презренное отношение к людям. Надо понять, что мы все разные люди. И у каждого из нас есть какие-то особенности. У кого-то больше богатства, у кого-то ума, у кого-то красоты, у кого-то силы. Но то, что мы имеем из каких-то достоинств – это не наша заслуга, а дар Аллаhа. Мы должны благодарить Всевышнего за эти дары и не превозноситься над другими людьми.

Мусульманин должен проявлять смирение перед Аллаhом, осознавать, что он всего лишь раб Господа миров, что Всевышний по своей воле в любой момент может забрать у человека всё, что он имеет. И если человек осознает это, то поймёт, насколько неразумно превозноситься над людьми, лучше использовать дары, полученные от Всевышнего ради Аллаhа на благо людям и окружающему миру. Пусть наша любовь к Аллаhу, Его посланнику, к своим родителям и окружающим людям не оставит в сердце ни капли высокомерия и гордыни.

И высокомерие совершенно не обязательно связано с материальной обеспеченностью человека. Есть богатые люди, имеющие хорошие автомобили, дорогую одежду, красивый дом, но при этом они скромные и лишены высокомерия. Они покупают хороший автомобиль, потому что стремятся к надёжности и безопасности движения, а не чтобы возвыситься над людьми. Они носят красивую одежду, чтобы красиво выглядеть, и чтобы было видно, что Аллаh оказал им свою милость.

Но могут появиться завистники, обвиняющие такого человека в высокомерии. А Аллаh – Справедливый Судья, Он видит всё, Он знает, что в груди каждого человека. Вместе с тем, зависть является грехом, который может погубить человека.

Наиболее постыдно положение бедняка, который проявляет высокомерие, который презренно относится к людям только из-за своего упрямства в ослушании Аллаhу.

«Передают со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, , что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «В День воскресения Аллаh не заговорит с тремя, не очистит их и не посмотрит на них. Такими окажутся блудливый старец, правитель, являющийся отъявленным лжецом, и горделивый бедняк».

Приводит Муслим

Высокомерие – это первый бунт против Аллаhа. Первым, кто его проявил, был Иблис.

Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих.

(2:34)

Иблис возгордился и сказал: «Я лучше его, ты создал меня из огня, а его из глины». В этой фразе кроется формула гордыни. Когда человек говорит или думает, что он лучше других – он проявляет высокомерие. Ведь, если судить по справедливости, человеку нечем превозноситься. Если у него есть богатство, то это то, что Аллаh дал на временное пользование, и человек может потерять его в любой момент. Если у человека есть красота, то это вообще временное состояние. Наступит старость или смерть, и красота исчезнет. Если у человека есть ум, то это тоже временный подарок от Всевышнего Аллаhа. И только Аллаhа будет благодарить человек, если он на самом деле умный, только перед Ним будет склонять колени.

Поэтому не нужно быть высокомерным. Мы всего лишь рабы Аллаhа и временные гости в этом мире.

К последней четвёртой категории «товарищей шайтана», согласно Китаба Ивана Луцкевича, относятся мусульмане, которые не совершают намаз. Подробно об этой категории написано в первой главе этого шарха.

Глава 3. Чего боится шайтан

Страница 1А. (продолжение) Только четырёх вещей шайтан боится и убегает издалека: первое – от голоса азанного, второе – от звуков богобоязненных зикров, третье – от этих слов: А‘узу биЛляhи мина шшайтани рраджим, четвертое – от чтения суры Аль-Хамд. Шайтан чахнет от этих четырёх вещей. Шайтан боится и чахнет.

Это хорошие слова, единственное можно сомневаться в первом слове «Только». Просто есть и другие вещи, которых боится шайтан. Но вначале остановимся на четырёх, указанных в рассматриваемом отрывке.

Первое: азан – это призыв к молитве, который читается перед каждым обязательным намазом. Азан читается громко, нараспев. Ранее муаззин поднимался на минарет и громко на всю округу пять раз в день читал азан. Сейчас, зачастую, азан читается в микрофон, а усилители и динамики разносят благочестивые звуки призыва на молитву на большие расстояния. Распевное чтение азана стало экзотической особенностью мусульманских городов, а его звучание согревает душу и зовёт к поклонению.

Действительно, есть достоверные указания на то, что шайтан боится звука азана.

Передают со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, , что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Когда раздаётся призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская газы, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он снова подступает. И он отступает во время объявления о начале молитвы икама, а когда икама завер

Редакция
Узнайте больше о нашей общине
Узнать