вопросы
1737
новости
1192
статьи
164
видео
21
объявления
20
события
4
Основы Ислама
Как принять Ислам?
Заблуждения и интернет
Отношение Ислама к «светским» знаниям и науке
Система добровольной сертификации «Халяль»
История и современность Ислама в Беларуси
Никях
Семья
Покаяние

Шарх китаба Ивана Луцкевича

Из статьи вы узнаете об уникальном историческом и духовном наследии белорусских татар-мусульман - китабах

Белорусские татары, проживая изолировано от остального мусульманского мира, в течение веков создали уникальную и пока мало изученную письменность. Наука, которая изучает письменные источники белорусских татар, называется китабистикой.

Исследователи китабисты много внимания уделили лингвистическим особенностям книг белорусских татар, историческим аспектам. Однако, практически нет теологических исследований в области китабистики. Поэтому изучение богословского наследия белорусских татар актуально в наше время.

Особенно оно актуально для мусульман Беларуси. Это объясняется тем, что в данное время религиозные организации при распространении среди мусульман правильного понимания об Исламе, при призыве к соблюдению требований религии в повседневной жизни сталкиваются с проблемой наличия авторитетной литературы. Даже к книгам, изданным в России, белорусские татары часто относятся с недоверием, говоря, что они соответствуют традициям российских татар. А к рукописным китабам они относятся с трепетом и уважением. Поэтому необходимо исследовать это письменное наследие и использовать его в укреплении и развитии религиозной грамотности в обществе.

Также важность и актуальность изучения письменности белорусских татар можно рассмотреть с точки зрения проблемы сохранения религиозных меньшинств в условиях изоляции и окружения обществом, которое придерживается другой конфессии. Часто в таких условиях наступает ассимиляция, а белорусским татарам удалось в течение почти семи веков сохранять свою религиозную идентичность. И немалую роль в этом сохранении сыграла уникальная славяноязычная религиозная письменность при использовании арабской графики. Этот опыт может быть полезен для других религиозных меньшинств, оказавшихся в подобных условиях проживания.

Основоположником исследований письменности белорусских татар является Антон Мухлинский. Его книга, изданная в 1857 году, «Исследование о происхождении и состоянии литовских татар» является основой для любой работы в этой теме. Также важно отметить книги А. Антоновича «Белорусские тексты, писанные арабским письмом, и их графико-орфографическая система», Станислава Кричинского на польском языке «Литовские татары. Попытка историческо-этнической монографии», швейцарского ученого Пауля Сутера «Альфуркан татарский». В настоящее время ведущим исследователем в области китабистики в Беларуси является Михаил Тарелко. Он написал много статей по различным проблематикам китабов.

Китаб Ивана Луцкевича стал одним из самых известных памятников религиозной письменности татар. Луцкевич нашел этот китаб в 1915 году возле Вильно в деревне Сорок Татар у имама Степана Полтаракевича. Для многих исследователей китаб Ивана Луцкевича стал основой для изучения письменных источников белорусских татар. Антонович в результате анализа бумаги, на которой написан китаб, утверждает, что найденный Иваном Луцкевичем экземпляр создан в первой половине XVIII века. Однако, возможно, это копия, переписанная с более древнего оригинала. В 2009 году в Вильнюсе под редакцией Галины Александрович-Мишкинене было осуществлено факсимильное издание этого китаба с переводом на литовский и русский языки. Эта книга позволила популяризировать духовное письменное наследие татар и облегчить дальнейшие исследования в этой области.

К сожалению, многие белорусские татары даже не знают содержания своего письменного наследия. Чтобы восполнить этот пробел, было решено публиковать выдержки из китаба Ивана Луцкевича, снабдив их необходимыми комментариями и доводами из Кур’ана и хадисов. Такой жанр по арабски называется шарх, что в переводе означает: «объяснение, разъяснение, комментарий, толкование, описание».

Галина Мишкинене в предисловии к факсимильному изданию указывает на основные темы китаба:

  1. В китабе изложены основы Ислама, и мы получаем представление о том, как его воспринимали татары Великого княжества Литовского. Китаб содержит информацию об основных мусульманских праздниках, о святых месяцах, днях и ночах, о посте Рамазан, о молитвах, о значении намаза как разговора с самим Господом Богом.

  2. В текстах содержится также моральный кодекс, включающий в себя основные обязанности мусульман, регламентирующий их отношение к сиротам, вдовам, пожилым людям, говорящий об отношении к родителям, соседям и ученым людям, о гостеприимстве, о хороших и дурных поступках, о тех, кто достоин рая, и заслуживающих ад, о семейных отношениях, о вреде пьянства и т.д.

  3. Через тексты даётся понимание Кур’ана, символика чисел Кур’ана и отдельных его частей.

  4. Китаб знакомит мусульман с исламской эсхатологией и агиографией: описание испытаний в могиле, Судного дня, ада и рая, жизнеописание пророка Мухаммада , сподвижников.

  5. В китабе находим сведения о демонологии и ангелологии: что любит и чего боится шайтан, об ангелах, которые охраняют людей.

  6. В текстах представлены материалы по мусульманской обрядности и традициям: обряд похорон, раздача милостыни, значение завещания, пагубность гадания.

Глава 1. Кто Кур’ан читает, но намаз не совершает

Замечательно, что начало китаба посвящено одному из самых важных видов поклонений – намазу. Это особенно важно, потому что среди белорусских татар многие люди не совершают намаз, а когда им говоришь, что необходимо молиться пять раз в день, они говорят, что наши предки не молились, и мы не молимся.

Но вот вам древний китаб, написанный на старобелорусском языке в XVIII веке нашими предками, в котором категорически говорится о важности совершения намаза, а отказ от молитвы приравнивается к неверию.

Итак, приводим цитату первых строк китаба в переводе на русский язык:

Страница 1А. Кто Кур’ан читает, но намаз не совершает, не является мусульманином, и никто так не близок к неверию. Между тем намаз – восхваление имана. Кто Кур’ан читает и намаз совершает, тому человеку Господь Бог иман даст. Знайте, мусульмане: поклоняясь в каждом намазе, разговор ведешь с Господом Богом и свою просьбу высказываешь.

Надо понимать, что под словами тот, «кто Кур’ан читает», понимается, говоря современным языком, этнический мусульманин. Несколько веков назад для каждого татарина было обязательным условием грамотности умение читать Куран. Для этого в каждом месте компактного проживания татар были годжие, которые учили мусульманских детей элементарной грамоте.

Таким образом, в самых первых строках китаба утверждается, что отказ от совершения намаза является большим грехом. И об этом много раз говорится в Кур’ане и хадисах.

Молитва – это второй столп Ислама после шаhады, то есть после того, как человек уверовал, что нет бога, кроме Аллаhа, и Мухаммад – посланник Аллаhа, он обязательно должен совершать намаз пять раз в день.

У намаза много достоинств. Всевышний Аллаh говорит в Кур`ане:

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного».

(29:45)

А неисполнение намаза является пренебрежением приказом Аллаhа и большим грехом.

К сожалению, этот большой грех сейчас получил широкое распространение среди людей. Люди носят мусульманские имена, считают себя мусульманами, но не совершают намаз пять раз в день. Они думают, что делают какое-то мелкое прегрешение, однако они совершают великий грех, подобный воровству, прелюбодеянию, убийству. Этот грех может привести их в Ад. Аллаh говорит о том, как обитатели Рая будут спрашивать у тех, кто испытывает мучения в Аду:

Что привело вас в Преисподнюю?» Они ответят: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз.

(74:42-43)

Однажды автор этих строк был среди тех, кто совершал призыв к Исламу среди мусульманского населения в одном из посёлков Беларуси. И когда мы спрашивали группу людей: «Почему вы не совершаете намаз? Почему не молитесь?» Ответ был поразительный: «Мы не грешим, поэтому нам не надо молиться». Абсурдность этого выражения состоит в том, что если человек не делает намаз, то он уже является большим грешником. После этого мы пытались объяснить ошибку этих людей, и, может быть, Аллаh выведет их на Прямой путь.

Кроме того, надо знать, что если человек не делает намаз, то вообще является сомнительным мусульманин он или нет, о чем и говорится в первых строках китаба Ивана Луцкевича.

«Передают со слов Бурайды , да будет доволен им Аллаh, что пророк сказал: «В основе договора между нами и ими лежит молитва, а тот, кто отказывается от неё, впадает в неверие».

Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис»

«Сообщается, что последователь сподвижников пророка Шакик ибн `Абдуллаh (Да помилует его Аллаh!), сказал: «Сподвижники Мухаммада не считали проявлением неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы».

Этот хадис с достоверным иснадом приводит Ат-Тирмизи

Учёные разошлись во мнениях, считается ли неверующим человек, не совершающий пять раз в день намаз. Одни, в том числе имам Ахмад ибн Ханбал, считали, что он кяфир (неверующий), и будет оставаться таковым до тех пор, пока не покается и не станет на молитву. Другие, в том числе имам Абу Ханифа, считали, что он не выходит из Ислама, но становится фасиком (грешником). И это в случае, если человек признаёт необходимость совершения намаза, но не делает его из-за лени, нерадивости или увлечённости ближайшей жизнью. А если же человек сознательно отрицает то, что нужно совершать намаз, то он становится неверующим по единодушному мнению исламских учёных. Поэтому, если кто-то пренебрегает выполнением намаза 5 раз в день, то есть сомнение – является ли он мусульманином!

«`Абдуллаh ибн `Умар, да будет доволен им Аллаh, передаёт слова посланника Аллаhа , который сказал: «У человека, не берегущего свой намаз, не остаётся ни света, ни доказательств, ни спасения. В Судный день такой человек будет рядом с Каруном, Фир`аўном, Хаманом и Убай бин Халяфом».

Этот хадис приводят Ахмад и Ад-Дарими)

Человек, не совершающий намаз, лишается милости и награды Аллаhа.

«Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа сказал: «Тщетными окажутся дела того, кто не совершает намаз Аль-`Аср».

Этот хадис приводит Аль-Бухари

И первым делом, которое будет спрошено у людей в Судный день – это их молитва.

«Передают со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа сказал: «Поистине, в День воскресения расчёт с рабом Аллаhа прежде всего будет произведён за его молитвы, и если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в том, что касается выполнения этой его обязанности, обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет: «Посмотрите, есть ли у раба Моего что-нибудь, сделанное им добровольно, чтобы за счёт этого восполнить недостатки в обязательном», — а затем и со всеми остальными его делами поступят так же».

Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».

Невозможно представить себе разочарование, стыд и отчаяние тех, кто придёт в Судный день без совершения намаза. Не дай Аллаh кому-нибудь оказаться в подобной ситуации.

Поэтому намаз надо делать постоянно, ради Аллаhа, быть смиренным в намазе. Не думать о мирских делах, не спешить. Надо молиться так, как будто видишь перед собой Аллаhа, ведь даже если ты не видишь Его, Он видит тебя. Всевышний Аллаh строго предупреждает тех, кто небрежен в своих молитвах:

Горе же молящимся, которые небрежны к своим намазам.

(107:4-5)

И очень важно вовремя совершать намаз. Даже если человек работает или занят другими делами, надо искать возможность уделить 5-10 минут своего времени выполнению этого важнейшего предписания Аллаhа, каковым является намаз.

Какие-то оппоненты могут сказать, что в приведенном отрывке китаба имеется в виду какой-то отдельный намаз, как например пятничный или праздничный намаз, в которых участвует многие людей, а не повседневный пятикратный намаз. Но в этом же китабе на странице 6Б приводятся такие слова, когда говорится об обязанностях мусульман: «Что предписано Господом Богом, всему тому должен верить мусульманин. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаhа, только Бог – Создатель, и свидетельствую, что Мухаммад – воистину раб и посланник Божий. Пять раз в день совершайте намаз и из своего имущества давайте закят, поститесь в месяц Рамазан, совершайте хаджж те, кто может». Поэтому из содержания китаба следует однозначное повеление пять раз в день совершать намаз.

В китабе указывается на важное достоинство молитвы, как разговоре с Богом, просьбе к Богу о помощи, поддержке, прощении грехов.

«Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Однажды посланника Аллаhа спросили: «На какую мольбу есть больше всего надежды получить ответ?» Он сказал: «На ту, с которой к Аллаhу обращаются посреди ночи, а также после предписанных молитв».

Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис»

Сура «Аль-Фатиха», которая является обязательной составной частью каждого рак’ата намаза, кроме всего прочего есть мольба, обращенная к Аллаhу. Каждый раз, читая «Аль-Фатиху», мы просим у Всевышнего Бога направить нас на Прямой путь – путь всех пророков, путь Ислама.

Кроме того, следует отметить, что в тексте китаба Ивана Луцкевича Аллаh называется по-белорусски Пан Бог. Из этого можно сделать вывод, что тексты религиозных книг белорусских татар были адресованы не только мусульманам, но и представителям других религий, для которых слово «Бог» более привычно и никого не отпугивает.

Глава 2. О товарищах шайтана

Страница 1А. (продолжение) Знайте, что есть четыре вещи, угодные шайтану: первая – выпив хмельной напиток, лежать; вторая – кто учёных не любит и наук не слушает; третья – высокомерный, гордый, бедных не любит; четвёртая – кто Кур`ан читает, но намаз не совершает. Эти четыре человека – товарищи шайтану.

Итак, рассмотрим более подробно каждую из этих категорий людей.

К первой категории «друзей шайтана» неизвестный автор Китаба относит людей, употребляющих алкоголь. Действительно, одним из больших грехов является употребление алкоголя. Для каждого мусульманина становится ясным, после того, как он прочитает, как Всевышний Аллаh запрещает употребление алкоголя в Кур'ане, что употребление алкоголя является мерзким грехом.

О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете.

Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаhа и намаза. Неужели вы не прекратите?

(5:90-91)

Употребление спиртного является одним из самых мерзких грехов, потому что лишает человека его достоинства, отбирает разум и приводит к сумасшествию, разрушает семьи, является причиной рождения больного потомства. А сподвижники сравнивали употребление алкоголя с многобожием.

«Рассказывает Ибн Аббас, да будет доволен им Аллаh: «Когда снизошёл аят, запрещающий употребление спиртного, некоторые из сподвижников сказали другим: «Отныне употребление спиртного харам и приравнивается к многобожию»

'АбдуЛлаh ибн 'Умар, да будет доволен Аллаh ими обоими, считал, что употребление алкоголя – самый тяжкий грех. Спиртное, без сомнения, - прародитель всего дурного. К тому же Аллаh проклял пьяницу.

И действительно, человек в состоянии опьянения не контролирует свои поступки, может совершить любой грех. Пьяница становится игрушкой в руках шайтана.

Для каждого несомненен вред алкоголя для человека и общества. Алкоголь или этиловый спирт – это яд. У него, как и у других ядов есть смертельная доза. Если человек выпьет меньше смертельной дозы, то наступает опьянение. Если больше – наступает смерть. При употреблении алкоголя страдают все органы. Это приводит к многим болезням и смерти.

Особенно опасно, что алкоголизм родителей влияет на здоровье детей. Дети рождаются больными и слабоумными.

Алкоголизм является частой причиной распада семей в немусульманском обществе, появления сирот.

На ярком примере запрета алкоголя видно, что всё, что запретил Аллаh – это мерзость и вред для человека.

В течение истории некоторые правители осознавали вред алкоголя и пытались его запретить. Так можно упомянуть «сухой закон» в Соединённых Штатах Америки, который действовал с 1920 по 1933 год и антиалкогольную кампанию Горбачёва. Но эти попытки не имели успеха. Люди всё равно стремились к выпивке: пили стеклоочистители и прочую гадость, производили самогон. За всю историю только Ислам смог решительно и навсегда избавить общество от этого зла. Это потому, что Ислам борется с глубинной причиной этого в душе человека. Результат будет достигнут не тогда, когда законодательно со стороны государства запрещается употребление алкоголя, а когда человек сам искренне противится этому, когда даже сама мысль о том, что кто-то употребляет алкоголь, вызывает отвращение.

До пророческой миссии пророка Мухаммада арабы много пили вина. Они очень любили вино, даже сохранилось много стихов доисламских поэтов, которые прославляли вино. Когда началась передача Кур'ана, в первый период Аллаh не запрещает вино. Есть даже сведения, что некоторые сподвижники употребляли вино в начале пророческой миссии. А потом начинается постепенное запрещение алкоголя.

Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы

(2:219)

Вот видите, этот аят очень мягкий и некатегоричный.

Затем был ниспослан аят, в котором говорилось о запрете становиться на молитву в пьяном виде.

О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите

(4:43)

И это уже более категорично, ведь молиться надо 5 раз в день, и у человека не остаётся времени на употребление спиртного.

И, наконец, в суре «Аль-Маида» в 90-ом аяте - одной из самых последних сур Кур'ана по времени ниспослания было объявлено, что алкоголь – это мерзость от шайтана, и категорично запрещено даже приближаться ко всему, что опьяняет. Это заключительный аят на эту тему, и он отменил действие более ранних аятов, в которых присутствовал более мягкий подход к этому вопросу.

После ниспослания этого аята сподвижники сразу воплотили приказ Аллаhа в жизнь и вылили все свои запасы вина прямо на улицы Медины. И никогда более не притрагивались к алкоголю.

Учёные указывают, что слово хамр, употреблённое Аллаhом в Кур'ане, охватывает не только вино, но и любое наркотическое или опьяняющее средство. Поэтому всё, что опьяняет – это харам.

«Передают со слов Ибн `Умара , да будет доволен Аллаh ими обоими, что посланник Аллаhа сказал: «Всё опьяняющее – хамр, а каждый хамр запрещён». (Приводит Муслим) А `Умар , да будет доволен им Аллаh, объявил с минбара пророка : «Хамр – это то, что затуманивает разум».

Приводят Аль-Бухари и Муслим

Если запрещено то, что опьяняет в большом количестве, то и в малом количестве это запрещено.

Пророк сказал: «То, что опьяняет в большом количестве, запрещено (харам) в малом».

Приводят Ахмад, Абу Дауд, Ат-Тирмизи

Следует сказать, что некоторые мусульмане, хоть сами и не употребляют спиртное, но продают алкоголь. Однако всё, что связано с алкоголем запрещено. Пророк проклял десять категорий людей, связанных с хамром:

«…производителей и заказчиков, пьющих и несущих, кому приносят и кто разливает, кто продаёт и получает прибыль (от хамра), кто покупает и кому покупают».

Этот хадис приводят Ат-Тирмизи и Ибн Маджаh

Также следует отметить, что запрещено даже сидеть за столом, если в это время за этим столом распивают алкогольные напитки.

`Умар , да будет доволен им Аллаh, передал, что посланник Аллаhа сказал: «Тот, кто верит в Аллаhа и Судный день не сядет за стол, где стоит хамр».

Приводит Ахмад, это высказывание можно найти в том же значении и у Ат-Тирмизи

Поэтому надо решительно отказаться от любой связи с алкоголем. И если шайтан подсказывает, что без алкоголя не будет бизнеса, то надо гнать шайтана прочь! Деньги, заработанные на продаже алкоголя – это харамные деньги, и любая еда, которая будет куплена на эти деньги является харам.

Передают со слов Джабира , да будет доволен им Аллаh, что один человек, приехавший из Джайшана (города, что находится в Йемене), задал посланнику Аллаhа вопрос о напитке, приготовляемом из индийского проса и именуемом «мизр», который они пили у себя на родине. Пророк спросил: «Опьяняет ли этот напиток?» Тот сказал: «Да», и тогда посланник Аллаhа сказал: «Всё опьяняющее запретно. Поистине, Аллаh пообещал поить человека, употребляющего опьяняющие напитки, тем, что именуется «Тинатуль-хабал». Люди стали спрашивать: «О посланник Аллаhа, а что такое «Тинатуль-хабал?» - и он сказал: «Это – пот обитателей Ада»

Этот хадис приводит Муслим

Ко второй категории «товарищей шайтана» в китабе отнесены те, кто пренебрежительно относятся к учёным. Признаком совершенства веры мусульманина является уважительное отношение к исламским учёным.

«Абу Умама , да будет доволен им Аллаh, рассказывал: «Однажды при посланнике Аллаhа упомянули о двух людях, один из которых был поклоняющимся, а другой знающим. И пророк сказал: «Превосходство ученого над поклоняющимся подобно моему превосходству над самым нижайшим из вас». После чего он добавил: «Поистине, Аллаh, Его ангелы, обитатели небес и земли, и даже муравей в муравейнике и киты в море призывают благословения на обучающего людей благому».

Приводят Ат-Тирмизи и Аль-Баззар 133)

Учёные являются наследниками пророков. Таким образом, в отличие от простых людей, пророки оставляют в наследство не имущество, а исламские знания. А учёные являются теми, кто оберегают религию от нововведений и заблуждений, и потому следует с уважением к ним относиться и стараться учиться у них.

«Передал Абу Дарда , да будет доволен им Аллаh, : «Я слышал, как посланник Аллаhа сказал: «Тому, кто вступит на путь поисков знаний, Аллаh облегчит путь в Рай, и ангелы будут простирать свои крылья перед ищущим знания, довольные тем, что он делает, и будут просить знающему прощения у Аллаhа те, кто на небесах, и те, кто на земле, и даже рыба в воде. Превосходство знающего над поклоняющимся подобно превосходству Луны над звездами. Учёные — наследники пророков. Пророки не оставили в наследство ни динара, ни дирhама, но оставили в наследство знания. Тот, кто берет знания, получает полное наследство».

Приводят Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджаh

Следует знать, что выдающимися учёными в истории Ислама были Абу Ханифа, Малик, Шафи`и и Ахмад ибн Ханбал.

К третьей категории относятся высокомерные, гордые, не любящие бедных. Всевышний Аллаh строго запрещает гордыню и высокомерие, и более того, проявление этих качеств является большим грехом.

Всевышний Аллаh говорит:

Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных.

(28:83)

И Всевышний также сказал:

Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллаh не любит всяких гордецов и бахвалов».

(31:18)

Почему же таким скверным является гордыня и высокомерие. Пророк рассказал это в хадисе.

«Передают со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, , что посланник Аллаhа сказал: «Всемогущий и Великий Аллаh сказал: «Слава — Мой изар, а величавость — Моя накидка (рида'), того же, кто попытается отнять у Меня одно или другое, Я подвергну мучениям!»

Приводит Муслим

(Комментарии к хадису. Изар – кусок ткани, который обматывается вокруг бедер. Здесь имеется в виду, что слава и величавость являются атрибутами Аллаhа, и люди не должны пытаться уподобляться Ему в этом отношении.

В книге «Джами` аль-Усуль» Ибн Аль-Асир толкует использованные в этом хадисе метафоры «Мой изар» и «Моя накидка» следующим образом: «Аллаh уподобил славу и величавость изару и накидке ввиду того, что эти качества охватывают собой того, кому они присущи, подобно тому, как охватывают собой человека изар и накидка, и при этом никто не разделяет с ним его изар и его накидку. То же самое можно сказать и об Аллаhе Всемогущем и Великом: слава и величавость служат для Него изаром и накидкой, и никто не должен пытаться разделить их с Ним, для разъяснения чего и приводится подобный пример».)

Мы видим, что Аллаh Всевышний обладает Славой и Величием по праву. Одно из Его прекрасных имён Аль-Мутакяббир – т.е. Несравненный ни с кем в Своём величии. А тот, кто начинает проявлять такяббур – высокомерие, тот желает присвоить это качество себе. Но у человека это не получится, и в результате такой человек будет унижен в этой и Последней жизни и будет повергнут великому наказанию.

Передают со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, , что посланник Аллаhа сказал: «Шёл, горделиво выступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, как вдруг Аллаh заставил землю поглотить его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения».

Приводят Аль-Бухари и Муслим

Посланник Аллаhа объяснил нам, каким бывает проявление высокомерия.

«Передают со слов `Абдуллаhа ибн Мас`уда , да будет доволен им Аллаh, , что однажды пророк сказал: «Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку». Услышав это, один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На это пророк сказал: «Поистине, Аллаh прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие Истины и проявление презрения по отношению к людям».

Приводит Муслим

Такое объяснение высокомерия очень важно для нас. Надо понять, что высокомерие находится в сердце, в намерениях, а не в материальных предметах. Первым проявлением высокомерия является неприятие Истины, то есть отвержение веры в Единственного Бога, отказ от принятия Ислама.

Неверующий человек и есть пример человека высокомерного. Такой человек думает, что он постиг отсутствие Бога, человек уже сам себя ставит выше Бога. Но это западня, в которую попадают атеисты в результате своей гордыни. Они не склоняют своё лицо в земном поклоне перед Аллаhом, и только адские оковы заставят таких людей согнуться, но тогда уже поздно будет что-то изменять.

Высокомерие может проявляться в удивительных вещах – в делах ослушания перед Аллаhом.

«Салма ибн аль-Аква` , да будет доволен им Аллаh, передал, что как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаhа , и он сказал ему: «Ешь правой!» Тот сказал: «Я не могу», — и тогда пророк сказал: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему, кроме выскомерия!», — и больше он уже не смог поднести ко рту левую руку».

Приводит Муслим

Другим проявлением высокомерия является презренное отношение к людям. Надо понять, что мы все разные люди. И у каждого из нас есть какие-то особенности. У кого-то больше богатства, у кого-то ума, у кого-то красоты, у кого-то силы. Но то, что мы имеем из каких-то достоинств – это не наша заслуга, а дар Аллаhа. Мы должны благодарить Всевышнего за эти дары и не превозноситься над другими людьми.

Мусульманин должен проявлять смирение перед Аллаhом, осознавать, что он всего лишь раб Господа миров, что Всевышний по своей воле в любой момент может забрать у человека всё, что он имеет. И если человек осознает это, то поймёт, насколько неразумно превозноситься над людьми, лучше использовать дары, полученные от Всевышнего ради Аллаhа на благо людям и окружающему миру. Пусть наша любовь к Аллаhу, Его посланнику, к своим родителям и окружающим людям не оставит в сердце ни капли высокомерия и гордыни.

И высокомерие совершенно не обязательно связано с материальной обеспеченностью человека. Есть богатые люди, имеющие хорошие автомобили, дорогую одежду, красивый дом, но при этом они скромные и лишены высокомерия. Они покупают хороший автомобиль, потому что стремятся к надёжности и безопасности движения, а не чтобы возвыситься над людьми. Они носят красивую одежду, чтобы красиво выглядеть, и чтобы было видно, что Аллаh оказал им свою милость.

Но могут появиться завистники, обвиняющие такого человека в высокомерии. А Аллаh – Справедливый Судья, Он видит всё, Он знает, что в груди каждого человека. Вместе с тем, зависть является грехом, который может погубить человека.

Наиболее постыдно положение бедняка, который проявляет высокомерие, который презренно относится к людям только из-за своего упрямства в ослушании Аллаhу.

«Передают со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, , что посланник Аллаhа сказал: «В День воскресения Аллаh не заговорит с тремя, не очистит их и не посмотрит на них. Такими окажутся блудливый старец, правитель, являющийся отъявленным лжецом, и горделивый бедняк».

Приводит Муслим

Высокомерие – это первый бунт против Аллаhа. Первым, кто его проявил, был Иблис.

Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих.

(2:34)

Иблис возгордился и сказал: «Я лучше его, ты создал меня из огня, а его из глины». В этой фразе кроется формула гордыни. Когда человек говорит или думает, что он лучше других – он проявляет высокомерие. Ведь, если судить по справедливости, человеку нечем превозноситься. Если у него есть богатство, то это то, что Аллаh дал на временное пользование, и человек может потерять его в любой момент. Если у человека есть красота, то это вообще временное состояние. Наступит старость или смерть, и красота исчезнет. Если у человека есть ум, то это тоже временный подарок от Всевышнего Аллаhа. И только Аллаhа будет благодарить человек, если он на самом деле умный, только перед Ним будет склонять колени.

Поэтому не нужно быть высокомерным. Мы всего лишь рабы Аллаhа и временные гости в этом мире.

К последней четвёртой категории «товарищей шайтана», согласно Китаба Ивана Луцкевича, относятся мусульмане, которые не совершают намаз. Подробно об этой категории написано в первой главе этого шарха.

Глава 3. Чего боится шайтан

Страница 1А. (продолжение) Только четырёх вещей шайтан боится и убегает издалека: первое – от голоса азанного, второе – от звуков богобоязненных зикров, третье – от этих слов: А‘узу биЛляhи мина шшайтани рраджим, четвертое – от чтения суры Аль-Хамд. Шайтан чахнет от этих четырёх вещей. Шайтан боится и чахнет.

Это хорошие слова, единственное можно сомневаться в первом слове «Только». Просто есть и другие вещи, которых боится шайтан. Но вначале остановимся на четырёх, указанных в рассматриваемом отрывке.

Первое: азан – это призыв к молитве, который читается перед каждым обязательным намазом. Азан читается громко, нараспев. Ранее муаззин поднимался на минарет и громко на всю округу пять раз в день читал азан. Сейчас, зачастую, азан читается в микрофон, а усилители и динамики разносят благочестивые звуки призыва на молитву на большие расстояния. Распевное чтение азана стало экзотической особенностью мусульманских городов, а его звучание согревает душу и зовёт к поклонению.

Действительно, есть достоверные указания на то, что шайтан боится звука азана.

Передают со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, , что посланник Аллаhа сказал: «Когда раздаётся призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская газы, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он снова подступает. И он отступает во время объявления о начале молитвы икама, а когда икама завершается, он снова подступает, чтобы встать между человеком и душой его и говорить ему: «Вспомни о том-то и вспомни о том-то», - о чём тот и не думал вспоминать до молитвы, и шайтан делает это для того, чтобы человек оставался в подобном положении, не ведая, сколько рак‘атов молитвы он совершил».

Приводят Аль-Бухари и Муслим

Второе: зикр – это поминание Аллаhа. Сам Всевышний Аллаh призывает нас поминать Его:

«Так поминайте же Меня, и Я вспомню о вас».

2:152

Есть различные виды зикров, соответствующие сунне пророка . Это слова поминания Аллаhа при пробуждении ото сна и перед сном, при входе в дом и при выходе из него, при входе в мечеть и при выходе, перед входом в туалет и после выхода из него, при надевании новой одежды, перед едой и после еды, после молитвы и так далее. К числу предпочтительных зикров относятся слова, содержащиеся в таких хадисах:

«Передают со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, , что посланник Аллаhа сказал: «Есть два слова, которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах они будут тяжелы: это слова «Субхана-Ллаhи ўа би-хамди-hи, субхана-Ллаhи-ль-’Азым!» (Слава Аллаhу и хвала Ему, слава Аллаhу Великому!)»

Приводят Аль-Бухари и Муслим

Передают со слов Абу hурайры, что посланник Аллаhа сказал: «Поистине, произносить слова «Субхана-Ллаhи» (Слава Аллаhу), «Аль-Хамду ли-Лляhи» (Хвала Аллаhу), «Ля иляhа илля-Ллаhу» (Нет бога, кроме Аллаhа) и «Аллаhу Акбар!» (Аллаh Велик!) я люблю больше того, над чем восходит солнце!»

Приводит Муслим

Существуют специальные книги, в которых содержаться слова зикров. Одной из самых известных является книга имама Ан-Наўаўи «Аль-Азкар».

И есть указания на то, что шайтан боится звуков зикра.

«Передают со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа сказал: «Тот, кто сто раз в день скажет: «Ля иляhа илля-Ллаhу ўахда-hу ля шарикя ля-hу ля-hу-ль-мульку, ўа ля-hу-ль-хамду ўа hуўа ‘аля кулли шайин кадир» (Нет бога, кроме одного лишь Аллаhа, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала и Он всё может), получит такую же награду, какая полагается за освобождение десяти рабов, и запишется ему совершение ста добрых дел, и будут стёрты записи о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от шайтана на этот день до самого вечера, и никто не сможет сделать ничего лучше того, что сделал он, кроме такого человека, который сделает ещё больше».

Приводят Аль-Бухари и Муслим

Однако вызывает сожаление, что в комментариях к данному отрывку китаба Галина Мишкинене указывает неправильное пояснение к слову «зикр», написав, что это гимн. Следует отметить, что зикр не имеет к гимну никакого отношения.

Третье: произнесение слов: «А‘узу биЛляhи мина шшайтани рраджим». В переводе с арабского языка эти слова означают: «Я прибегаю к Аллаhу от шайтана, побиваемого камнями».

Лучший способ найти защиту от шайтана – это искать помощь, защиту и убежище у Всевышнего Аллаhа. В Кур‘ане сказано:

«Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд. А если шайтан станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаhа, ведь Он – Слышащий, Знающий».

(7:199-200)

Шайтан является врагом человека, и необходимо прибегать к защите Аллаhа от этого злого врага, чтобы он не помешал нам в этой жизни, чтобы не призывал к грехам, чтобы мы не велись на его приманки. И, главное, чтобы в результате мы не оказались в убытке в Последней жизни.

Желательно также произносить слова «А‘узу биЛляhи мина шшайтани рраджим» перед началом чтения Кур‘ана. Всевышний говорит в Кур‘ане:

«Когда ты читаешь Кур‘ан, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаhа».

(16:98)

Четвёртое: чтение суры Аль-Хамд – это одно из названий суры «Аль-Фатиха». В общем, шайтан боится чтения любой суры из Кур‘ана. Есть особые указания на то, что он боится чтения суры «Аль-Бакара».

«Передают со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа сказал: «Не превращайте дома свои в кладбища: поистине, шайтан избегает такого дома, в котором читают суру «Аль-Бакара».

Приводит Муслим

Наилучшим способом защиты от дурного влияния шайтана является чтение двух последних сур Кур‘ана «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас».

«Сообщается, что Абу Са‘ид Аль-Худри , да будет доволен им Аллаh, сказал: «Посланник Аллаhа (Да благословит его Аллаh и приветствует!) обращался к Аллаhу за защитой от джиннов и дурного глаза до тех пор, пока не были ниспосланы две предохраняющие (му‘аўўизатани) суры, а когда они были ниспосланы, он стал читать эти суры, отказавшись от любых иных слов».

Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис»

А суру «Аль-Фатиха» пророк назвал величайшей сурой Кур‘ана.

«Сообщается, что Абу Са‘ид Рафи‘ бин Аль-Му‘алля , да будет доволен им Аллаh, сказал: «Однажды посланник Аллаhа (Да благословит его Аллаh и да приветствует!) сказал мне: «Не научить ли тебя величайшей суре Кур‘ана, прежде чем ты выйдешь из мечети?» Потом он взял меня за руку, а когда мы уже собирались выйти, я сказал ему: «О посланник Аллаhа, ты ведь сказал: «Не научить ли тебя величайшей суре Кур‘ана?» Тогда пророк сказал: «Хвала Аллаhу, Господу миров...»: это - семь повторяемых и великий Кур‘ан, который был дарован мне» .

Приводят Аль-Бухари и Муслим

Есть и другие методы защиты от шайтана, не указанные в приведенном отрывке китаба. Прежде всего, это следование Кур‘ану и сунне. Шайтан ненавидит, когда мусульманин придерживается установлений Кур‘ана и сунны, и всячески пытается отвратить его от поклонения. Аллаh говорит в Кур‘ане:

«О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком и не следуйте по стопам шайтана. Воистину, он для вас – явный враг».

(2:208)

А в хадисе говорится:

«Приводится со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, , что пророк сказал: «Когда сын Адама читает аят из Кур‘ана, который требует земного поклона, и потом совершает поклон, шайтан отходит от него, плача и восклицая: «Горе! Сыну Адама было приказано пасть ниц, и он так и сделал, и поэтому он унаследовал Рай. Мне было приказано пасть ниц, а я ослушался, и поэтому быть мне в огне Ада!».

Приводят Муслим, Ахмад и Ибн Маджаh

Ещё одним методом защиты от шайтана, побиваемого камнями, является поддержание связи с благочестивым обществом верующих. Каждый мусульманин нуждается в таком обществе, когда друзья поддержат его в поклонении, удержат от грехов и ошибок. С обществом, где читается Кур‘ан и поминается имя Аллаhа, прибывает милость Всевышнего и ангелы присутствуют на таких собраниях.

«Передают со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа сказал: «Когда бы ни собирались люди в одном из домов Аллаhа, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаhа, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллаh среди тех, кто находится пред Ним».

Приводит Муслим

Напоминаем всем мусульманам, что необходимо каждому человеку часто делать покаяние перед Аллаhом за совершённые грехи. Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал! Обращайтесь к Аллаhу с искренним покаянием».

(66:8)
.

Покаяние – одно из лучших действий, угодных Аллаhу. Аллаh любит, когда мусульмане совершают покаяние, а пророк совершал покаяние согласно одной версии семьдесят раз, а согласно другой сто раз.

Глава 4. Триста шестьдесят суставов

Страница 1А. (продолжение) Так знай, что в человеке есть триста шестьдесят жил или суставов шайтанских, а одна жила или часть божеская,

Страница 1Б. на которой ангел сидит. [На которой части шайтан сидит], то побуждает к хмельному напитку, а через хмель к давним грехам склоняет. А [часть], на которой ангел сидит, приводит к поклонению Богу и к щедрости. И хотя шайтанов много, а ангел один, Господь Бог будет помощником: если мусульманин скажет а`узу, шайтан исчезнет и растает, а скажет биЛляhи – на части рассыплется. [А если] мина шшайтани рраджим скажет – четыреста тысяч шайтанских голов отсечёт, четыреста тысяч мозгов вырвет, четыреста тысяч ртов раздерёт, четыреста тысяч рук поломает, четыреста тысяч животов раздерёт, четыреста тысяч шайтанских ног изломает, сто тысяч глаз вырвет. И сколько бы ни было шайтанов от востока до запада, как будто каждого из них ударит четырьмястами тысяч палок.

Автор рассматриваемого китаба неизвестен. Часто письменность белорусских татар является продуктом народного творчества. Книги, как правило, переписывались в зимние месяцы пожилыми и служилыми мусульманами. Иногда, пытаясь делиться личным богатым опытом, переписчик добавлял что-то от себя. Поэтому не стоит рассматривать древние китабы как абсолютно достоверную информацию.

Вместе с тем, в них содержится описание духовного мира мусульман Беларуси того времени. Отчасти это народное религиозное творчество. И поэтому китабы особенно ценны для теолога, занимающегося изучением развития религиозных взглядов, их трансформации в условиях частичной изоляции.

Начиная работать над шархом, я первоначально думал выбрать только те места, которые поддаются комментированию со ссылками на достоверные источники из Кур`ана и сунны. Но потом стало ясно, что способ, основанный только на выборочном цитировании, будет неполным и неправильным. Так сказать, из китаба слово не выбросишь. Поэтому продолжаем страница за страницей знакомить читателей с содержанием китаба Ивана Луцкевича.

Есть достоверные сведения, что у человека триста шестьдесят суставов.

«Передают со слов `Аиши , да будет доволен ею Аллаh, , что пророк сказал: «Поистине, каждый человек из числа сынов Адама сотворён из трёхсот шестидесяти сочленений, и тот, кто в течение дня будет произносить слова «Аллаh велик» (Аллаhу акбар!), «Хвала Аллаhу» (Альхамду лиЛляh!), «Нет бога, кроме Аллаhа» (Ля иляhа илля Ллаh!) и «Слава Аллаhу» (Субхана Ллаh!) или просить у Аллаhа прощения, или уберёт с дороги, по которой ходят люди, камень, колючку или кость, или будет побуждать к одобряемому, или удерживать от порицаемого, и совершит за день триста шестьдесят таких дел, по количеству сочленений его тела, в этот день удалит себя от Огня».

Передал Муслим в сборнике «Сахих»

«Передаётся со слов Бурайды , да будет доволен им Аллаh, , что посланник Аллаhа сказал: «У человека - триста шестьдесят суставов, и он обязан совершить доброе дело за каждый из них». Его спросили: «Посланник Аллаhа, кто же способен на такое?» Он ответил: «Можно закопать в землю мокроту в мечети или убрать препятствие с дороги. Если же кто-либо не может сделать этого, то пусть совершит два рак`ата утреннего намаза (Духа-намаз), и они будут засчитаны ему вместо этого»

Приводят Ахмад и Абу Дауд

Интересно, что по некоторым последним научным данным по вопросу количества суставов в человеческом теле указывается именно число триста шестьдесят. Но я не нашёл источников, что среди них есть “шайтанские” и “божеские”. Напротив, Ислам говорит нам, что тело любого человека, каждый его орган сотворён Аллаhом, поклоняется Аллаhу и является мусульманином. Причём вне зависимости от того, какой религии придерживается человек, временно обладающий этим телом.

Каждый орган выполняет возложенную на его функцию, и в этом проявляется его поклонение и покорность. Так, например, сердце в течение жизни человека сокращается и качает кровь – в этом его поклонение. А в Судный день органы будут свидетельствовать о хороших делах или о грехах человека. Руки будут свидетельствовать о том, что он делал; ноги – куда он ходил, язык – что говорил.

Далее снова в китабе указывается, что употребление хмельного напитка есть грех, который приводит к другим грехам. Также говорится, что именно шайтан наущает людей пить спиртное. Подтверждение этому находится в Кур`ане:

О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаhа и намаза. Неужели вы не прекратите?

(5:90-91)

Упоминание об этом особенно важно для мусульман Беларуси. Оно доказывает, что наши предки знали о запрещённости употребления алкоголя, и многие в жизни исполняли это указание Аллаhа. В настоящее время множество белорусских татар употребляют алкоголь. Некоторые совершают это иногда, а есть и такие, кто уже болеет алкоголизмом. Однако категорически запрещено пить спиртное: и много, и мало, и часто, и редко.

Некоторые ищут оправдание: «Наши предки так делали». Это неправда! И строки китаба об этом свидетельствуют. Алкоголь пришёл в наш народ позже – в течение XX века. Это во время советизации и коллективизации пытались создать человека, лишённого национальной и религиозной принадлежности, именно тогда наши недавние предки приблизились к алкоголю. И одновременно началась жестокая ассимиляция, которая резко сокращает численность мусульманского населения. Но этот порочный круг надо заканчивать. Надо возвращаться к истокам исламской духовности, надо решительно завязывать с употреблением спиртных напитков.

Далее приводится польза произнесения слов: «А`узу биЛляhи мина шшайтани рраджим». Безусловно, произнесение этих слов имеет большое достоинство, и об этом я писал в третьей главе, но именно такого хадиса с таким количеством отрубленных или покалеченных органов шайтана я не нашёл. Вероятно, это плод народного творчества. А возможно, это было заимствовано из каких-то недостоверных средневековых источников.

Глава 5. Слово о рыцаре

Страница 1Б. К тому же, мусульмане, кто покупает доспехи и снаряжение и с этим начинает пасти овец, но волк и при такой охране овцу похитит, то не назовут его рыцарем. Так, человек, господь Бог тебе в качестве доспехов и снаряжения предназначил суру Аль-Хамд, в которой иной харф – копьё, иной – меч, иной – щит, иной – стрела. И если с такой защитой

Страница 3Б. иман свой шайтану отдашь – не будешь рыцарем. Так знай, кто слово Господа Бога от души, с сердцем и вслух читает и в соответствии с ним поступает.

Первый, возникающий после прочтения данного отрывка, вопрос: почему страницы приведены не по порядку? Галина Мишкинене так пишет по этому поводу: «Много неудобств исследователям доставляет и путаница в нумерации листов. Оригинальная пагинация (порядковая нумерация страниц – прим. А.В.) отсутствует, имеющиеся карандашные пометки страниц сделаны по ходу чтения справа налево, как это обычно бывает в арабских рукописях (280-1), имеются и отметки листов в обратном порядке (1-138). А.К. Антонович в своей монографии отметил никем ранее не замеченное несоответствие повествования и порядка нумерации листов… В нашей публикации листы сложены по ходу повествования, то есть восстановлен их первоначальный порядок. Однако на страницах сохранена их старая нумерация». [Китаб Ивана Луцкевича. С. 32]

Вызывает интерес пример сравнения верующего человека с рыцарем, который защищает овец от хитрого и кровожадного волка. Так и верующий защищает свой иман от шайтана. Однако в этой борьбе с шайтаном бесполезно обычное оружие в виде меча, копий, стрел и подобного. Доспехами верующего в этом случае является его поклонение: чтение Кур`ана, зикр, соблюдение намаза. И в данном отрывке говорится о пользе чтения суры «Аль-Фатиха». И действительно, эта сура имеет большое достоинство.

Передают, что Ибн Аббас , да будет доволен Аллаh ими обоими, рассказывал: «Однажды, когда мы сидели рядом с посланником Аллаhа рядом с ним находился Джибрил. Вдруг он услышал скрип над головой, и Джибрил посмотрел на небо и сказал: «Это открылись ворота на небе, которые еще никогда не открывались». Через них спустился ангел, который явился к пророку и сказал: «Возрадуйся двум светочам, которые дарованы тебе и не были дарованы никому из пророков до тебя. Это – сура «Аль-Фатиха» и последние аяты суры «Аль-Бакара». И все, что ты прочтешь в них, тебе непременно будет даровано».

Этот хадис передали Муслим и Ан-Насаи

Известно, что чтение «Аль-Фатихи» даже приводит к исцелению по воле Аллаhа и может применяться в качестве рукыйя (заклинания с использованием слов Кур`ана или хадисов).

«Передают, что Ибн `Аббас , да будет доволен Аллаh ими обоими, рассказывал: «Группа сподвижников пророка проходила мимо оазиса, один из жителей которого был укушен скорпионом. К ним навстречу вышел житель оазиса и сказал: «Есть ли среди вас умеющий читать заклинания? В оазисе есть человек, которого укусил скорпион». Один из сподвижников отправился и прочел ему суру «Аль-Фатиха» за несколько овец. Больной выздоровел, и он привел овец к своим товарищам. Им это не понравилось, и они сказали: «Ты же взял плату за писание Аллаhа!» Когда же они прибыли в Медину, они сказали: «О посланник Аллаhа! Он взял плату за писание Аллаhа». Посланник Аллаhа сказал: «Самым достойным заработком является то, что заработано на писании Аллаhа».

Этот хадис передал Аль-Бухари

Далее, обратите внимание, что в Китабе пишется, что не только надо с душой и сердцем читать Кур`ан, но и надо поступать в соответствии с тем, что там написано. Ведь Кур`ан ниспослан, прежде всего не только для того, чтобы красиво читать его, но и для того, чтобы применять положения Кур`ана в жизни.

«Передают со слов `Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллаh, , что пророк сказал: «Поистине, одних людей Аллаh возвысит посредством этой Книги, а других – унизит».

Приводит Муслим

В пояснениях к этому хадису имам Ан-Наўаўи писал: «Иначе говоря, Аллаh возвысит тех, кто уверует в Кур`ан и станет соблюдать его установления, и унизит тех, кто эти установления соблюдать не будет, или же тех, кому Он не позволит уверовать в Него».

А для того, чтобы понимать и реализовывать на практике установления Кур`ана, надо изучать Кур`ан. Необходимо читать разъяснения смыслов Кур`ана, написанные уважаемыми учёными. Такие разъяснения называются тафсирами. Если вы не знаете арабский, то нужно кроме чтения оригинального текста изучать и переводы Кур`ана. Иными словами каждый мусульманин никогда в течение жизни не должен разрывать духовную связь с Кур`аном, надо ежедневно его читать, размышлять о нём и претворять в жизнь его положения.

Глава 6. Аль-Хамд

Страница 3Б. Знай, что перед чтением суры Аль-Хамд следует прочитать «А`узу биЛляhи мина шшайтани рраджим. Бисми Лляhи Ррахмани Ррахим» Полностью прочитав суру Аль-Хамд, следует сказать:«Аминь». И это будет сунна: Анас, сын Малика, да благословит его Бог, сказал, что слышал от `Али, сына Абу Талиба, да озарит Аллаh его лицо. А святой `Али говорил, ссылаясь на Абу Бакра Сиддика, да благословит его Бог. Богоугодный Абу Бакр говорил, клянясь, что слышал от Пророка его милости. Пророк говорил, клянясь, что слышал от Джабраила. Джабраил говорил, клянясь, что слышал от Микаила. Микаил говорил, клянясь, что слышал от Исрафила. Исрафил говорил, клянясь, что слышал от Азраила. Азраил говорил, клянясь, что слышал от Всевышнего Аллаhа Господа миров, от Господа Бога, Великого Создателя всех миров. Всевышний Аллаh сказал: «Какой раб прочитает Аль-Фатиху из Аль-Китаба», например: Так как Я являюсь истинным Господом Богом вашим, кто бы

Страница 3А. «Бисми Лляhи Ррахмани Ррахим. Кроме того, я свидетельствую о отце ты простил его грехи, и если он был неверующим, преступил границы его грехов, и сказал ты из добрых дел и других (хира) его грехов с Адом и в последней жизни на пути и от мучения могилы и свободен от большого наказания Ада и в последней жизни над Адом как молния. Бисми Лляhи» произнеся, с открытым и смиренным сердцем прочитал суру Аль-Хамд, Господь Бог, клянясь, говорил: «О ангелы, будьте тому свидетелями, что Я каждому такому человеку грехи их отпустил. И он через мост над адской пропастью со скоростью молнии – так быстро – перейдёт и в рай войдёт милости Моей вечной Божьей. А на сем свете Господь Бог халяльный удел ему даст». Если бы даже кафирин суру Аль-Хамд читал, Господь Бог Милостивый говорит: «Я стыжусь предать его адским мукам». Кто бы Коран читал в чистоте и с покорным сердцем, Господь Бог его от грехов отдалит, его отцу и матери милостью своей Господь Бог даст неизмеримое избавление.

Страница 2А. Без вопросов, без мучений войдут они в Рай.

Начнём с того, что на самом деле перед чтением суры «Аль-Фатиха», как впрочем и перед чтением любого аята из Кур`ана, следует прочитать: «А`узу биЛляhи мина шшайтани рраджим», что в переводе означает «Я прибегаю к Аллаhу от шайтана, побиваемого камнями».

Всевышний говорит в Кур‘ане:

Когда ты читаешь Кур`ан, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаhа.

(16:98)

Далее следует прочитать слова: «Бисми Лляhи Ррахмани Ррахим», что в переводе означает: «Во имя Аллаhа Милостивого Милосердного!». Если говорить о чтении этих слов во время молитвы, то среди учёных есть разногласия по вопросу того, читаются ли эти слова во время намаза вслух или про себя. Наиболее достоверным является мнение о необходимости чтения этих слов про себя, что соответствует мнению ханафитского мазhаба.

После чтения «Аль-Фатихи» нужно прочитать слово Амин.

«Передают со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, , что пророк сказал: «Когда имам произнесёт слово “Амин”, произнесите его и вы, ибо, поистине, тому, кто произнесёт его одновременно с ангелами, будут прощены его прежние грехи». «Со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, также передают, что посланник Аллаhа сказал: «Если кто-нибудь из вас скажет: “Амин”, и ангелы на небесах скажут: “Амин”, и будут эти слова произнесены одновременно, ему простятся его прежние грехи».

Этот хадис приводит Аль-Бухари, 780

Интересно, что и в вопросе о том, как произносить слово «Амин» - вслух или про себя, тоже есть разногласия. Ханафитские учёные говорят, что это слово надо произносить про себя, а другие говорят, что вслух. Причем обе стороны в своих доказательствах опираются на один и тот же хадис от Аль-Бухари. Разница состоит лишь в лексическом толковании слов пророка . А истину знает лишь Всевышний Аллаh.

Далее приводится текст, внешне похожий на хадис. Отметим, что хадисом называется сообщение, содержащее в себе слова пророка , описание его действия или бездействия. Хадисы составляют сунну пророка и являются вторым после Кур`ана источником знаний об Исламе. Каждый хадис содержит в себе две составные части: матн – непосредственно текст хадиса и иснад – цепочку передачи. В приведенном тексте мы видим иснад и матн.

Однако, бросается в глаза, что после перечисления сподвижников Анаса ибн Малика, Али ибн Абу Талиба и Абу Бакра, да будет доволен ими Аллаh, затем пророка , следует перечисление имён ангелов: Джибраила, Микаила, Исрафила и Азраила. Но в классических хадисах нет перечислений имен ангелов. Кроме того, известно, что нет достоверных данных, что Ангела смерти зовут Азраиль. Его достоверное имя Маликуль-маўт.

На этом основании можно сомневаться в достоверности приведенного иснада и хадиса. Отдельно укажу на ошибку в комментариях Галины Мишкинене. Делая ссылку на имя сподвижника Анаса ибн Малика она пишет про совсем другое историческое лицо – ученого Малика ибн Анаса – основателя маликитского мазhаба.

Затем, приводя матн, неизвестный автор Китаба следует следующей методике: сначала приводится текст на арабском языке, а затем перевод на старобелорусский в арабской графике. Мишкинене упускает эту особенность, пропуская арабский текст, даже не пытаясь его переводить. Считаю, что в этом большой минус этого издания. Я постарался перевести этот арабский текст, и столкнулся, что очевидно, он претерпел большие изменения, в нем много ошибок, что говорит о том, что его многократно переписывали люди, которые сами не владели арабским языком. Этот перевод я записал курсивом.

Далее трепетно описано, какие награды ожидают человека за чтение суры «Аль-Фатиха», если он будет читать Кур`ан в состоянии ритуального омовения и с искренним сердцем: это и прощение грехов, и получение халяльного удела (ризка) от Аллаhа, и молниеносное перемещение по Сырату – мосту проложенному над Адом, и введение по милости Аллаhа в Рай.

И награды ожидают не только самого чтеца Кур`ана, но и его родителей. Невозможно говорить о достоверности всего этого сообщения, но само по себе оно интересно в плане изучения творчества средневековых мусульман и путей получения знаний об Исламе в условиях относительной изоляции наших предков от остального исламского мира.

Глава 7. Число девятнадцать

Страница 2А. Так и знай. «Бисми Лляhи Ррахмани Ррахим» - девятнадцать харфов. И мучителей в Аду тоже девятнадцать. Так в Кур`ане написано «Она сжигает ... Их (ангелов) над ней – девятнадцать» мучителей девятнадцать есть. Господь Бог говорит: О раб мой, кто бы эти девятнадцать харфов читал, то от девятнадцати мучителей и от страха перед ними, от адского огня освобожу и прикажу затворить ворота Ада, и будь уверен в том. В каждой вещи есть верх. Всех китабов и книг верх – Кур`ан. А в Кур`ане верх – сура Аль-Хамд. Пророк говорил: Господь Бог всё, что в этих книгах – Таўрате, Инджиле, Забуре – объявил, вся эта наука есть в Кур`ане. Вся наука Кур`ана содержится в суре Аль-Хамд. А вся наука суры Аль-Хамд содержится в Бисми Лляhи Ррахмани Ррахим. А вся наука Бисми Лляh содержится в ба, а вся наука ба содержится в баевой точке,

Страница 2А. этим всё и завершается.

Феномен числа девятнадцать в Кур`ане вызывает интерес многих исследователей, как во время средневековья, так и теперь. Раскрыть полностью ответ на эту загадку нет возможности. Лишь Аллаh знает, что это значит. Упомяну лишь самые яркие грани этого феномена. Как известно число девятнадцать относится к простым математическим числам, а это значит, что оно делится без остатка только на себя и на единицу. Поразительно, но это число часто прямо или косвенно встречается в Кур`ане.

- В Кур`ане Всевышний Аллаh сообщает, что число ангелов – хранителей Ада – девятнадцать.

Их (ангелов) над ней – девятнадцать

(74:30)

Здесь следует отдельно сказать, что согласно исламскому вероубеждению именно ангелы (а не черти, что соответствует представлениям других религий) будут мучить неверующих, грешников и шайтанов в Аду. А то была бы велика честь для шайтанов, которые сбивали людей с истинного пути в этой жизни, а потом мучили бы их в будущей жизни. Нет, они вместе с грешниками будут подвергаться мучениям, а исполнителями наказания будут грозные и суровые ангелы. Об этом следует знать каждому мусульманину, чтобы быть осведомлённым о том, что будет ожидать тех, кто ослушался воли Аллаhа и не верил в Его знамения. Следующий аят Священного Кур`ана посвящён именно этому:

Стражами Ада мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих, чтобы удостоверились те, кому было даровано Писание, чтобы усилилась вера у верующих, чтобы не сомневались те, кому было даровано Писание, и верующие, и чтобы спросили те, чьи сердца поражены недугом, и неверующие: «Что хотел Аллаh этой притчей?» Так Аллаh вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет Прямым путем, кого пожелает. Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него. Это же – не что иное, как Напоминание для человечества.

(74:31)

А в другом аяте Кур`ана Аллаh сообщает, как зовутся ангелы наказания, их называют Забания.

- В выражении, с которого начинаются почти все суры Кур`ана, кроме суры 9 «Покаяние», «Бисми Лляhи Ррахмани Ррахим» на арабском языке оригинала девятнадцать букв. Об этом и говорится в указанном отрывке Китаба. В переводе с арабского харф означает буква.

- В первых пяти ниспосланных аятах Кур`ана – это первые пять аятов суры 96 «Сгусток» - девятнадцать слов.

- В первой ниспосланной суре Кур`ана – это сура 96 «Сгусток» - девятнадцать аятов.

- В последней ниспосланной полностью суре Кур`ана – а это сура 110 «Помощь» - девятнадцать слов. Кроме того, первый аят этой суры состоит из девятнадцати букв.

- Количество всех сур Кур`ана сто четырнадцать, что делится на девятнадцать без остатка. (19x6=114)

- Выражение «Бисми Лляhи Ррахмани Ррахим» тоже упомянуто в Кур`ане 114 раз, что тоже делится на девятнадцать. Если в начале суры 9 «Покаяние» оно отсутствует, то в суре 27 «Муравьи» оно встречается дважды.

И это ещё не все места, где присутствует феномен числа девятнадцать. И только лишь Всевышний Аллаh знает, что это всё означает.

Далее, о чем хотелось бы заметить. В приведенном отрывке Китаба цитируются на арабском языке два аята Кур`ана: сура 74, аяты 29,30. И здесь допускается ошибка – пропущено второе слово 29 аята «лиль-башар», что в переводе означает кожу. Если в белорусском варианте текста ошибок мало, то в арабском их много. Также как и в тексте, который я приводил в 6-ой главе и который в оригинале Китаба содержится на странице 3А, и который усечён до того, что невозможно понять смысл. Это позволяет делать вывод, что Китаб многократно переписывался, а переписчики, не зная арабского языка, допускали много ошибок именно в этой части текста.

Ко второй части приведенного отрывка следует сказать, что Кур`ан является вечным чудом, ниспосланным пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллаh и приветствует!) и направленным как руководство для всех людей. Мусульмане верят в книги, которые были ниспосланы до Кур`ана: Таўрат (Тора), Забур (Псалтырь) и Инджиль (Евангелие). Но по мнению мусульман Кур`ан является единственным сохранившемся без изменений до нашего времени Божественным Писанием.

В Кур`ане содержатся верные указания про древние книги.

Мы ниспослали Таўрат, в котором содержится верное руководство и свет»

(5:44)

«Вслед за ними Мы отправили `Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таўрате. Мы даровали ему Инджиль, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таўрате. Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных».

(5:46)

Дауду же Мы даровали Забур.

(4:163)

К сожалению, можно указать на ещё одну ошибку Галины Мишкинене. В комментариях к слову «Инджиль» (стр. 696) она пишет, что это Библия. А на самом деле это Евангелие, которое было ниспослано пророку `Исе (Мир ему!), и в этом принципиальная разница. Библия же представляет собой сборник книг, разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

И приведенная в Китабе история о сведении всей науки Кур`ана в диакритическую точку под буквой ба не находит достоверного подтверждения. Эта выкладка красивая, но не достоверная.



07.07.2014
статьи
164
история
40
Беларусь
85
татары
22
мусульмане
66
китабы
1
Загрузка...