История

Османский султан `Абдульхамид II

Из истории Османской Империи.

Введение

Когда рассматриваешь личность султана `Абдульхамида II, находишь, что разные источники дают абсолютно противоположные оценки его деятельности. В советской и европейской литературе `Абдульхамид II представлен как деспот и реакционер. Период его правления называется в этих книгах «зулюм» ( с арабского деспотизм, тирания, гнёт, несправедливость). К самому султану применяется прозвище Красный Султан — «Кызыл Султан».

Вот цитата из одной из таких книг: «Разогнав избранный согласно конституции парламент и жестоко расправившись с движением «новых османов», султан `Абдульхамид II установил самодержавный деспотический режим, остававшийся в памяти народа как «эпоха тирании» («зулюма»). Посредством многочисленных арестов, ссылок, тайных убийств страна была вновь отброшена к средневековым порядкам бесправия и произвола. `Абдульхамид II стремился насаждать страх, взаимную подозрительность и рабскую покорность. Столица и провинции были наводнены шпионами. Поощрялись доносы, которые ежедневно читал сам султан, отличавшийся болезненной подозрительностью. «Во всех углах страны были шпионы, — писал в своих воспоминаниях о Турции эпихи «зулюма» писатель Халид Зия Ушаклыгыль, на них сыпались щедро деньги, одежда, чины. Все, что было в этой злосчастной стране, все уходило в их прожорливые чрева… Здесь из изменников вербовались слуги, из воров министры. На груди, в которых не было ничего, кроме грязи, нацеплялись ордена с драгоценными камнями, негодяям, упавшим в пропасть, давались высокие посты. И за этими чинами, рангами, деньгами не был виден измученный, угнетенный народ.» ( Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1992, С. 227)

В турецких и исламских источниках о султане `Абдульхамиде II говорится с восторгом. В этих источниках он называется Великий Хан — «Улу Хакан». Указывается, что он являлся последним из сильных и независимых султанов Османской империи. Рассказывается о его набожности и богобоязненности, стремлении к порядку и справедливости. В этом противоречии состояла сложность исследования жизни `Абдульхамида II.

Литература на русском языке по истории Турции в этот период, которую можно найти в библиотеках, написана в основном советскими или западными авторами. В этой литературе `Абдульхамид II представлен только с негативной стороны. Для поиска взглядов, содержащих альтернативную оценку деятельности `Абдульхамида II пришлось обратиться к литературе на английском языке и электронным ресурсам Интернета.

Часть 1. Социально – экономическое положение в Османской империи в XIX веке

Англо-турецкая конвенция 1838 г., а также торговые договоры, заключённые Портой позже с другими европейскими государствами, заметно ускорили вовлечение Османской империи в мировую экономическую систему. Это обстоятельство имело важные последствия как для турецкого, так и для других народов империи, чей дальнейший прогресс во все большей степени стал зависеть от хода развития мирового капитализма. В силу своей социально-экономической отсталости Турецкая империя была вынуждена превращаться в аграрно-сырьевой придаток Европы. Основными предметами вывоза Англии, Франции, Австрии и других европейских государств из Османской империи были шелк-сырец, шерсть, невыделанные кожи, масличные семена, натуральные красители, оливковое масло, табак в листьях, зерно, орехи, опиум. Среди ввозимых товаров преобладали хлопчатобумажные и шерстяные ткани, металлы, изделия из металла и стекла, лекарства, готовая одежда и обработанные кожи.

Превращение султанских владений в источник сырья и рынок сбыта для капиталистических стран привело к увеличению роли сельского хозяйства и падению значимости промышленного производства в экономике империи. В Анатолии особенно пострадали центры наиболее развитых отраслей производства хлопчатобумажной, суконной, шелковой промышленности, металлообработки – Бурса, Анкара, Диарбакыр, Амасья, Токат. Русский путешественник М.П. Вронченко, внимательно изучавший экономическое положение Малой Азии в 30-х годах XIX века, отмечал, что число шерстяных станков в Анкаре сократилось с 2000 до 100, поскольку европейские изделия из ангорской шерсти стоят гораздо дешевле. Другие отрасли, не ощутившие в такой степени воздействия иностранной конкуренции, вынуждены были сокращать производство из-за значительного сужения сырьевой базы в связи со снятием ограничений на экспорт местной сельскохозяйственной продукции.

В сельском хозяйстве, в котором было занято 90% населения страны, сохранялись старые экономические отношения и условия труда. Задавленные тяжёлым бременем налогов и повинностей, отрезанные от рынка в одних случаях бездорожьем, неразвитостью транспортных средств, а в других наличием посредников-скупщиков урожая, крестьянские хозяйства сохраняли свой натуральный характер. Основным методом производственных отношений оставалась издольщина.

Назрела необходимость реформ. Работа по подготовке указа о реформах была начата при жизни Махмуда II, а закончена при его приемнике султане `Абдульмаджиде. Этот документ был обнародован в ноябре 1939 года перед султанским летним дворцом Гюльхане и получил название Гюльханейского хатт-и шерифа (священного указа). Он положил начало новому этапу в истории Турции, известному как танзимат (множественное число от арабского слова «танзим» — упорядочение). Гюльханейский хатт-и шериф провозгласил три основные цели преобразований: обеспечение безопасности жизни, чести и имущества для всех подданных империи вне зависимости от религиозной принадлежности; правильное распределение и взымание налогов; упорядочение рекрутского набора и сокращение срока военной службы.

Крымская война 1853-1856 гг. прервала реформаторскую деятельность. Хотя Османская империя оказалась в числе государств-победителей, война имела для неё тяжелые последствия. Огромные расходы подорвали экономику и истощили казну. Уже в 1854 г. Порта вынуждена была обратиться за займом к английским и французским банкам. Начался процесс финансового закабаления Османского государства. О кабальных условиях, на которых представлялись займы, можно судить по первому соглашению 1854 года: из обещанной английским правительством суммы, равной 3,3 млн. турецких лир, османская казна смогла получить только 2.5 млн. Остальные деньги были удержаны в качестве различных вычетов в пользу парижских и лондонских банкиров. К 1875 году сумма займов составила 242 млн. лир, однако Порта смогла использовать лишь 127,5 млн., остальные средства остались в кассах кредиторов в качестве выплат по процентам и в счет предшествующих задолжностей. Тяжесть внешнего долга в это время была столь велика, что на его погашение и выплату процентов приходилось около половины всех расходов государства. Известно, что Ислам запрещает ростовщичество в любом его проявлении. Строго запрещено не только давать деньги под проценты, но и брать кредиты, если за это нужно будет выплачивать лихву. Остаётся только удивляться, как султаны – предшественники `Абдульхамида II опрометчиво брали кредиты. Проблема этих кредитов и выплата процентов по ним стала одной из основных сложностей правления рассматриваемого султана.

Вместе с тем, начался процесс идеологического закабаления османского государства. В 1855 году в Париже открывается Османская школа, в которой обучаются турки из обеспеченных семей. Именно там готовятся кадры для будущего буржуазного по сути движения «Общества новых османов». В него вошли представители турецкой интеллигенции, ратовавшие за западный образ развития Османской империи, за развитие образования и распространение знаний, но по европейскому образцу. Во главе его встали писатели и публицисты Намык Кемаль, Ибрагим Шинаси, Али Суави, Зия-бей, выступавшие за ограничение султанского абсолютизма и создание парламентской конституционной монархии. Центром, вокруг которых группировались их сторонники, стала газета «Тасфир-и эфкяр» («Выразитель идей»), издававшаяся Шинаси (1826-1871), сотрудником Мустафы Решид-паши по проведению реформ танзимата и участником революции 1848 г. во Франции.

В 1865 году Намык Кемаль и его товарищи создали тайное политическое общество, насчитывающее до 250 участников, разбитых на ряд ячеек по 7 человек в каждой. Члены общества пытались организовать заговор с целью возведения на престол принца Мурада, известного своими либеральными взглядами. Однако заговор был раскрыт в 1867 г. Намык Кемаль, Зия-бей, Али Суави, опасаясь арестов, были вынуждены бежать за границу. В эмиграции они продолжали борьбу с султанским режимом, создав оппозиционную турецкую прессу.

Европеизация в Турции сама и все, что ей сопутствовало, отождествлялась мусульманскими богословами и массой мусульманского населения с секуляризацией, так как она объективно разрушала мусульманские традиции в общественно-политической и культурной жизни. Естественно, что экспансия европейского капитала в пределы Османской империи, начавшаяся в середине XIX века, и сопровождавший ее ускоренный процесс европеизации столкнулись с противодействием традиционного уклада, основанного на нормах Ислама.

Часть 2. Политическая и военная структура Османской империи

Османская империя в это время представляла собой абсолютную монархию. Главой государственной власти был султан.

Страной управлял Диван – собрание, похожее на европейский совет министров и состоящее из высших сановников государства.

Первым лицом после султана, представителем монарха служил великий визирь или садразан. Затем идет шейх-уль-ислам или муфтий, в обязанности которого входило наложение на приказы санкций фетвы, подтверждая, что они не противоречат предписаниям Корана.

После этих двух сановников идут:

3. Сераскир – военный министр,

4. Капитан-паша – морской министр,

5. Министр иностранных дел,

6. Министр финансов,

7. Министр полиции,

8. Главный начальник артиллерии и укреплений,

9. Председатель государственного совета.

Османская империя была разделена на 25 вилайетов, из которых 7 находятся в Европе и 18 в Азии. Каждый из них подразделен на дивы или санджаки. Последние, в свою очередь, подразделяются на казы или округи и на нагиры или общины.

Армия образовывалась путем набора среди мусульман, обитающих в округах. Срок службы был 20 – летний: от 20 до 40 лет. Годы службы распределялись следующим образом: четыре года в действующей армии, 2 года в запасе действующей армии, 6 лет в территориальной армии, 8 лет в запасе территориальной армии.

Во время войны с Россией 1877 г. весь действующий состав состоял только из 800000 человек. Относительно флота, Турция следовала примеру других наций и во время указанной войны имела 6 броненосных фрегатов I ранга, 9 броненосных корветов, 2 монитора и 5 броненосных канонерок, 50 кораблей неброненосных, всех рангов и 31 транспорт.

Часть 3. Политический кризис 70-х годов

В начале 70-х годов XIX века Османская империя вступила в полосу политического кризиса, вызванного борьбой между сторонниками султанского самодержавия и приверженцами западного либерализма. Кризис усугублялся потерей контроля над отдельными территориями, растущим вмешательством иностранных держав во внутренние дела османского государства и подъемом национально-освободительной борьбы балканских немусульманских народов.

Недовольство населения политикой правительства султана `Абдульазиза (1861-1876) создало благоприятные условия для активизации деятельности «новых османов». После объявления амнистии в начале 70-х годов руководители движения вернулись в Стамбул.

Идеи «новых османов» были подхвачены некоторыми представителями либерально настроенной бюрократии. Среди них заметную роль играл крупный государственный деятель Мидхат-паша (1822-1884).

Особенно острой стала ситуация в 1875 году. Два неурожайных года подряд привели к резкому ухудшению положения в деревне, падению налоговых поступлений в страну. В Центральной Анатолии свирепствовал голод, на юго-востоке Малой Азии, в Сирии и Ливане вспыхнула эпидемия холеры. Порта, не добившись увеличения доходов за счет прямого и косвенного налогообложения, вынуждена была объявить о своей частичной финансовой несостоятельности, сократить вдвое выплаты по внешним долгам. Вслед за этим резко упал курс турецкой валюты, что привело к почти полной приостановке торговых операций.

Летом 1875 года вспыхнуло восстание в Герцеговине, затем оно распространилось на Боснию. В апреле 1876 года началось восстание в Болгарии.

Обострение внутриполитического кризиса и вмешательство великих держав создали благоприятную обстановку для выступления сторонников конституционных реформ во главе с Мидхад-пашой. Разработанная Мидхад-пашой и Намыком Кемалем конституция брала за основу бельгийский основной закон 1831 г. и сочетала в себе либеральные и монархические элементы. Она провозглашала создание двухпалатного парламента, личные свободы и равенство перед законом всех подданных вне зависимости от вероисповедания.

После бурных демонстраций ремесленников, торговцев и городской бедноты в столице, возглавленных сторонниками Мидхад-паши, в ночь на 30 мая 1876 года был низложен султан `Абдуль`азиз. Организуя заговор с целью свержения султана, Мидхат-паша рассчитывал, что на престол будет возведен Мурад V, который был согласен провозгласить конституцию и собрать парламент. Он взошел на престол, но держался вдали от дел. Пораженный душевной болезнью, он был заключен во дворце, а на престоле 30 августа 1876 года ему наследовал его младший брат `Абдульхамид II.

`Абдульхамид II принял власть в тяжелейших условиях экономического кризиса, распада государственности, межнациональной розни и национально-освободительных войн, которые вели нетурецкие народы, поддерживаемые при этом иностранными государствами.

Часть 4. Нравственные качества султана

`Абдульхамид II (1842-1918) был сыном султана `Абдульмаджида (1823-1861) и матери-черкешенки Муджан Кадин Эфенди (по некоторым источникам армянки). Будучи ребенком, он получил прекрасное образование, достойное будущего халифа и султана. Его наставниками были лучшие учёные и шейхи Стамбула. Он хорошо разбирался в Коране, Сунне Пророка и в ханафитской школе фикhа. Он прошел подготовку суфийской практики, а именно был мюридом шазилийского тариката. Как принц, он общался с банкирами, дипломатами и лидерами реформ танзимата, обсуждая с ними вопросы, которые влияют на империю. При этом он получил широкое понимание экономики, управления и международной политики. Будучи молодым человеком, он избегает развлечений и легкомыслия, в которые так часто погружаются другие молодые люди из высшего общества.

Султан `Абдулхамид II был высокого роста, с оливковой кожей и выступающим лбом, черными глазами и густой черной бородой. Он был смиренным в молитве, затворник по натуре. Много времени уделял благочестивым религиозным обрядам и благотворительности. Он никогда не подписывал никаких императорских указов, не будучи в состоянии ритуального омовения. Эти качества помогли сослужить ему хорошую службу позже, стать авторитетом для мусульман во всем мире и позволят ему, впервые в 19 веке, обеспечить политическое внимание для мировой исламской общины.

`Абдульхамид II был по характеру мягким, приветливым, уравновешенным человеком. Все государственные дела находились под его неусыпным контролем. `Абдульхамид II неутомимо работал с утра до вечера, делая только небольшие перерывы для приемов пищи. Он сам вел всю свою корреспонденцию, интересовался малейшими деталями любого рассматриваемого вопроса, внимательно читал торговые отчеты и петиции и лично принимал всех, с кем предстояло иметь деловые отношения. Канцлер Германии Бисмарк высоко ценил султана `Абдулхамида, он сказал: «90% интеллекта в голове султана `Абдулхамида и 5% в моей голове, а остальные пять в головах всех остальных политиков».

В отличие от многих других османских султанов, `Абдульхамид II отправился в дальние страны. За девять лет до вступления на престол он сопровождал своего дядю султана `Абдуль`азиза с визитом в Австрию, Францию и Англию в 1867 году. Как и многие выдающиеся исламские правители прошлого, у него было увлечение, присущее простому человеку. `Абдульхамид II был искусным столяром, и созданную им самим мебель можно сегодня увидеть Йылдыз-дворце и во дворце Бейлербеи в Стамбуле. Он также был хорошим спортсменом-борцом и покровительствовал борьбе. Он организовывал соревнования по борьбе в империи. Лучшие борцы получали от него призы в султанском дворце.

`Абдульхамид II был также поэтом, как и многие другие османские султаны.

Часть 5. Принятие конституции 1876 г.

Первым вопросом, вставшим во время начала правления `Абдульхамида II, стал вопрос единства страны и связанный с этим подготовленный Мидхат-пашой проект конституции. Сербия и Черногория в 1876 году начали военные действия против Порты, поддерживая повстанцев в Боснии и Герцеговине. После разгрома турецкими войсками сербов в боснийский кризис вмешалась Россия, потребовавшая от Османской империи заключения перемирия с Сербией. Тут же активизировались и другие державы. Опасаясь, что столкновение русских и австрийских интересов может привести к войне, канцлер Германии Бисмарк предложил деление Османской империи. Босния, Герцеговина и Сербия по плану Бисмарка переходит под власть Габсбургов, в то время как Румыния и Болгария попадет под доминирование России. Британцы, опасаясь, что дальнейшее расширение австрийского и русского влияния и выход этих держав к Средиземному морю ставит под угрозу их собственные интересы, были против этого плана. Великобритания предложила провести конференцию в Стамбуле, чтобы примирить конкурирующие интересы империй. Было решено, что в Стамбуле соберется конференция представителей европейских государств для решения конфликта на Балканах. 23 декабря 1876 года, в день начала работы конференции, на торжественной церемонии был зачитан султанский указ о введении конституции. В этом указе говорилось, что причиной упадка империи явились не столько внешние проблемы, сколько «просчеты и отклонения от прямого пути во внутреннем управлении. Поэтому узы доверия подданных к власти ослабли». В приведенных словах чувствуется, что `Абдульхамид II искал путь для возрождения страны, находящейся в упадке. И он видел этот путь в исламском развитии государства.

В первой турецкой конституции были зафиксированы теократический характер османского государства и значение в нем султана-халифа: «Османский суверенитет, отождествляемый с личностью правителя халифата в исламском мире, принадлежит старшему принцу династии Османов и в соответствии с установившимися правилами» (Статья 3) «Его величество султан – обладатель высшего титула халифа, защитник мусульманской религии. Он – государь и падишах всех османских подданных». (Статья 4) «Государственной религией Османской империи является Ислам». (Статья 11).

Была сохранена абсолютная власть халифа / султана и его привилегии: чеканить монеты, прославление его имени во время хутбы при пятничном намазе. Реформы затронули свободу личности. Всем гражданам было гарантировано равенство перед законом, свобода вероисповедания, неприкосновенность частной жизни, право собственности и защиту от произвольного ареста. Исключалась всякая дискриминация в государственной службе. Двухуровневый парламент был создан по образцу либеральных европейских монархий с нижней палатой, меджлис mebusan, состоящей из избранных делегатов и верхней палатой, меджлис аян, члены которого назначались султаном. Свобода выражения мнений в парламенте и иммунитет от судебного преследования депутатов за их взгляды были гарантированы. Султан назначал великого визиря. Великий визирь, как главный исполнительный чиновник империи, председательствовал на заседаниях совета министров и координировал их деятельность. Во время чрезвычайного положения, в частности связанного с безопасностью государства, он может издавать чрезвычайные распоряжения. Парламент имел право утверждать годовые бюджеты, обеспечивал контроль за расходами министерств и соблюдением финансовой дисциплины. Он был уполномочен ратифицировать законодательные акты по представлению Совета министров. Ратифицированный закон затем передавался султану для его окончательного утверждения.

Турецкий историк Ниязи Беркес дает такую характеристику переходного периода 70-х годов и последовавшего за ним политического развития Османской империи: «Из трех тенденций, явившихся следствием модернизации и определяемых как исламизм, европеизм и национализм в коротком и кризисном периоде 1871-1876 гг. последовавшем за танзиматом, в конечном счете возобладала первая. В это время были прекращены усилия, которые около полустолетия прилагались в направлении к западной цивилизации. Движение, начатое за размежевание религии и государства, завершилось их объединением. Движение за национализм в сфере языка и общественной мысли совершенно исчезло. По существу мы пытаемся понять и исследовать преходящие факты и полемику, открывшие длительный конституционный период (имеется в виду правление `Абдульхамида II), опиравшийся на шариатские нормы, был направлен против европеизации и зарождавшегося национализма».

Часть 6. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

В военном и экономическом отношении слабая Османская империя была объектом европейских имперских интересов. Россия, ставшая крупной евразийской державой, поглотила территории Центральной Азии и Кавказа. Русский царь желал открыть доступ к теплым водам Средиземного моря, что позволило бы ему стать игроком в большой игре мирового господства. Но Османская империя, находясь на широкой дуге, простиравшейся от Адриатического моря до границ Персии, заблокировала этот доступ. Для достижения своих целей и давления на османов, царь использовал комбинацию прямых военных угроз и косвенное давление через своих сербского и болгарского сателлитов. У Франции после оккупации Алжира были планы на захват Марокко и Туниса. Итальянцы хотели захватить Ливию. Австро-Венгерская империя стремилась присоединить Боснию и Герцеговину. Интересы Великобритании заключалась в Египте и в борьбе за транзитный путь к Индийским колониям. Только Германия, которая стала доминирующей силой на континенте при Бисмарке, предпочла статус-кво. Но она тоже была готова пожертвовать территориальной целостностью Османской империи, чтобы сохранить свои интересы. Понимая, что война между Россией и Австро-Венгрией за господство на Балканах заставит его принимать чью-либо сторону и разрушит его доминирующую позицию в континентальной Европе, кайзер Германии заключил союз с императором Австро-Венгрии и королём Италии. Этот альянс был назван Лига трех императоров.

В национальной мозаике XIX века в Европе, турки отстаивали сохранение многоконфессионального, многонационального государства. Так, конституция 1876 провозгласила равенство всех граждан Османской империи вне зависимости от религиозной принадлежности и национальности. Но были слишком очевидны трещины в империи, особенно в национальном и религиозном вопросе, что провоцировало иностранное вмешательство. Европейские державы, используя эти религиозные и этнические разногласия как политические возможности, были полны решимости разделить Османскую империю. Российский царь Александр II называл Османское государство «больным человеком Европы, у постели которого уже собрались наследники». Османское государство не могло защитить себя и постоянно искало союзников, чтобы гарантировать свою территориальную целостность. На фоне этих неблагоприятных условий султан `Абдульхамид II вел отважную борьбу, чтобы спасти империю. Он стремился, по крайней мере, спасти её основной исламский компонент, если он терял преимущественно христианские провинции. В этой борьбе он использовал дипломатию, играя на амбициях одной европейской державы против другой, пытаясь выиграть время для реформирования учреждений империи, для перевооружения армии. В значительной степени ему это удалось. Но он вышел на историческую сцену слишком поздно. Его авторитарный стиль принес ему неудовольствие части своего народа. А сам успех его реформы привёл в движение мощные силы, которые в конечном итоге свергнут его от власти и приведут империю к ее гибели.

Болгарский вопрос активно использовался Россией для нагнетания ситуации. Болгарские повстанцы захватили большое количество городов и убили тысячи мусульман. Не имея возможности подавить восстание, правитель Османской провинции Надим Паша, организовал мобилизацию местной милиции для защиты мусульманских деревень. Количество жертв погромов и резни постоянно увеличивалось. Европейцы, которые всегда быстро реагировали, когда погибали христиане, сейчас закрывали глаза на массовые убийства мусульман. В британском парламенте Уильям Гладстон произносит воодушевляющую речь, в которой потребовал совместные действия Европы по борьбе против Османской империи. Царь угрожал военными действиями, если радикальные реформы не приведут Болгарию под русский контроль.

Русские начали войну в мае 1877 г. с нападения на восточные провинции Османской империи. В следующем месяце, в июне 1877 года они открыли второй фронт на западе по реке Дунай. Вторжение России было явным нарушением Парижского мирного договора, подписанного в 1856 году по окончании Крымской войны, в которой европейские державы коллективно гарантировали целостность Османской империи. Но это была эпоха колониализма. В каждом договоре, который подписывали европейцы с турками, была уловка, чтобы спустя некоторое время этот договор нарушить.

Русской целью на востоке был быстрый прорыв на город Эрзурум, откуда они могли бы попасть через Южную Анатолию и Сирию к Средиземному морю. На западе, целью было быстрое взятие Стамбула через Румынию и Болгарию, чтобы заставить турок капитулировать перед европейскими державами. Османам, хотя они затратили большие средства на вооружение после Крымской войны, было затруднено противостоять натиску России. Царь, умелой пропагандой был провозглашен защитником Православной Церкви, тем самым Россия получила поддержку христианского населения на Балканах. На восточном фронте русская пропаганда подстрекала до сих пор мирных армян в Османской империи выражать недовольство.

С помощью местных христиан, начальное продвижение русских войск было стремительным. Ардаган пал в мае 1877, турки потеряли значительное число людей и снаряжения. На западном фронте в гарнизон города Систово сдался 15 июня.

Каждое русское завоевание сопровождалось массовыми убийствами крестьян-мусульман. Русские войска распределяли оружие и боеприпасы среди местных христиан, которые направляли его против мусульманских соседей. Деревня за деревней были свидетелями ужасных сцен массовых убийств. Изможденные, пережившие бойню мусульмане потоком двинулись к Стамбулу. Более 250.000 беженцев оказались в Стамбуле и Анатолии в первые три месяца русских кампаний. В течение следующих двух лет (1877-1878) эта цифра увеличилась в два раза. Это было огромное бремя для ресурсов Османского государства.

В этой критической обстановке `Абдульхамид II распустил парламент и объявил, что отныне будет управлять страной самодержавно. Это был смелый и ответственный шаг.

Реакция султана была характерно исламской. Он изъял халат пророка из дворца Топкапе, провозгласил сопротивление России джиhадом, объявил себя гази по примеру ранних османских султанов и обратился к мусульманам по всему миру за поддержкой. Этот образец обращения к глобальной мусульманской общине повторялся снова и снова в период правления `Абдульхамида II.

Ответ на обращение халифа от турок, арабов, албанцев и других мусульман был значительным. Мужчины в массовом порядке в качестве добровольцев присоединялись к вооруженным силам. Женщины жертвовали свои драгоценности для финансирования военных действий. Султан выбрал наилучших генералов для руководства оборонительными кампаниями. Ахмед Мухтар-паша был назначен командующим войсками восточного фронта. Мухтар реорганизовал свои войска и остановил продвижение русских на Карс. Командующим западного фронта был назначен Сулейман-паша, а оборона болгарского направления была возложена на Осман-паша. Сулейман направил подкрепления по морю в Александрополис, которые быстро двинулись на север по западной Болгарии и выгнали русских обратно через перевал Шипка. Русские войска перегруппировались и с армией численностью более 100000 человек, опираясь на основные полки Румынии, сделали провыв в стратегическом направлении города Плевна. Между тем, Осман-паша укрепил город, турки построили крепость, вырыли окопы и привезли тяжелые орудия для защиты подступов к городу. 8 июля 1877 г. состоялось сражение, в котором русские войска были разгромлены и были вынуждены отступить. Из бастиона Плевны Осман-паша провел мощные контратаки на объединенные русско-румынские войска, вызывая восхищение европейцев и благодарность своих земляков. Героическая оборона Плевны стала самой яркой страницей этой войны. Вера и мужество защитников города сдержали продвижение врага, который превосходил их по количеству и вооружению. Султан, в знак признания этой героической обороны, присвоил звание Гази Осман-паша.

Линии фронта были стабильны в течение всего лета 1877 года. Но с течением времени, давление огромной русской армии и поддержка их христианских сторонников в пределах Османской империи начали давать о себе знать. В октябре 1877 года линии османской обороны начали трескаться. На восточном фронте Карс пал в ноябре, хотя Мухтар-паша смог вывести большую часть своих сил на Эрзерум. Азербайджан, Армения и Восточная Анатолия были в руках русских. На западном фронте продолжалась героическая оборона Плевны. Русские окружили гарнизон и отрезали поставки продовольствия, надеясь, что голод приведёт защитников к повиновению. Не смотря на отсутствие пищи и трудности суровой зимы, турки держались, надеясь на свежие подкрепления из Стамбула. Но кольцо русской блокады было безжалостно затянуто. В декабре Осман-паша приказал своим войскам оставить город и выходить из окружения. В рукопашном бою более 30000 османских защитников города погибли. Затем тысячи людей погибли в ледяной горной местности, пытаясь пробиться к основным османским войскам. Без никакой пощады русские и румынские военные убивали оставшихся в Плевне.

После падения Плевны основная часть русской армии получила возможность свободно двигаться на юг. Вскоре пали София и Эдирне. Передовой отряд под руководством великого князя Николая вышел к окраинам Стамбула. Столица, которая уже была наводнена сотнями тысяч беженцев, приготовилась к штурму. Быстрое продвижение русских войск в направлении Стамбула вызвала тревогу в Вене и Лондоне. В случае, если русские занимают столицу империи, турки бы объявили дефолт по своим кредитам в европейский банках. Началась паника в Лондоне на финансовом рынке. Осознавая угрозу своим финансовым интересам и своим имперским планам в Египте, британский кабинет министров издал строгое предупреждение, чтобы русские не наступали на проливах Босфор и Дарданеллы. Султан `Абдульхамид II написал королеве Виктории письмо c просьбой, чтобы договориться о перемирии и просил ввести британский флот в Стамбул в качестве страховки от русской оккупации. Царь, изнемогая от его компании против турок, был не в состоянии вести более широкую войну с Англией и Австро-Венгрией. Он написал султану письмо, уверяя, что русские не намерены оккупировать Стамбул.

3 марта 1878 г. в русской главной ставке в Сан-Стефано (на берегу Мраморного моря близ Стамбула) был подписан русско-турецкий мирный договор. Его главным условием было создание независимых Болгарии, Румынии, Черногории и Сербии. Причём Болгария получила выход к Эгейскому морю. К России отошли Батуми, Карс, Ардаган, южная часть Бессарабии. Мечта российских царей о доминировании на карте Балканского политического ландшафта была выполнена. Турки согласились заплатить контрибуцию 24 миллиардов курушей в течение 100 лет. Суммарно, условия были не чем иным как капитуляцией Османской империи.

Условия Сан-Стефанского договора были неприемлемы для других европейских держав. Англия и Франция были против того, чтобы территория Болгарии распространялась до Эгейского моря. Австро-Венгрия возражала против влияния России на Сербию и Черногорию. Канцлер Германии Бисмарк согласился созвать конференцию главных держав в Берлине, в котором все условия Сан-Стефанского договора будут пересмотрены. Берлинский договор был заключен в июле 1878 года. Болгария была разделена на три части. Северная часть будет автономной под руководством русских, но будет платить ежегодную дань су

Редакция
Узнайте больше о нашей общине
Узнать