вопросы
1836
новости
1305
статьи
165
видео
25
объявления
21
события
4
Основы Ислама
Как принять Ислам?
Заблуждения и интернет
Отношение Ислама к «светским» знаниям и науке
Система добровольной сертификации «Халяль»
История и современность Ислама в Беларуси
Никях
Семья
Покаяние

Османский султан `Абдульхамид II

Из истории Османской Империи.

Введение

Когда рассматриваешь личность султана `Абдульхамида II, находишь, что разные источники дают абсолютно противоположные оценки его деятельности. В советской и европейской литературе `Абдульхамид II представлен как деспот и реакционер. Период его правления называется в этих книгах «зулюм» ( с арабского деспотизм, тирания, гнёт, несправедливость). К самому султану применяется прозвище Красный Султан - «Кызыл Султан».

Вот цитата из одной из таких книг: «Разогнав избранный согласно конституции парламент и жестоко расправившись с движением «новых османов», султан `Абдульхамид II установил самодержавный деспотический режим, остававшийся в памяти народа как «эпоха тирании» («зулюма»). Посредством многочисленных арестов, ссылок, тайных убийств страна была вновь отброшена к средневековым порядкам бесправия и произвола. `Абдульхамид II стремился насаждать страх, взаимную подозрительность и рабскую покорность. Столица и провинции были наводнены шпионами. Поощрялись доносы, которые ежедневно читал сам султан, отличавшийся болезненной подозрительностью. «Во всех углах страны были шпионы, - писал в своих воспоминаниях о Турции эпихи «зулюма» писатель Халид Зия Ушаклыгыль, на них сыпались щедро деньги, одежда, чины. Все, что было в этой злосчастной стране, все уходило в их прожорливые чрева… Здесь из изменников вербовались слуги, из воров министры. На груди, в которых не было ничего, кроме грязи, нацеплялись ордена с драгоценными камнями, негодяям, упавшим в пропасть, давались высокие посты. И за этими чинами, рангами, деньгами не был виден измученный, угнетенный народ.» ( Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1992, С. 227)

В турецких и исламских источниках о султане `Абдульхамиде II говорится с восторгом. В этих источниках он называется Великий Хан - «Улу Хакан». Указывается, что он являлся последним из сильных и независимых султанов Османской империи. Рассказывается о его набожности и богобоязненности, стремлении к порядку и справедливости. В этом противоречии состояла сложность исследования жизни `Абдульхамида II.

Литература на русском языке по истории Турции в этот период, которую можно найти в библиотеках, написана в основном советскими или западными авторами. В этой литературе `Абдульхамид II представлен только с негативной стороны. Для поиска взглядов, содержащих альтернативную оценку деятельности `Абдульхамида II пришлось обратиться к литературе на английском языке и электронным ресурсам Интернета.

Часть 1. Социально – экономическое положение в Османской империи в XIX веке

Англо-турецкая конвенция 1838 г., а также торговые договоры, заключённые Портой позже с другими европейскими государствами, заметно ускорили вовлечение Османской империи в мировую экономическую систему. Это обстоятельство имело важные последствия как для турецкого, так и для других народов империи, чей дальнейший прогресс во все большей степени стал зависеть от хода развития мирового капитализма. В силу своей социально-экономической отсталости Турецкая империя была вынуждена превращаться в аграрно-сырьевой придаток Европы. Основными предметами вывоза Англии, Франции, Австрии и других европейских государств из Османской империи были шелк-сырец, шерсть, невыделанные кожи, масличные семена, натуральные красители, оливковое масло, табак в листьях, зерно, орехи, опиум. Среди ввозимых товаров преобладали хлопчатобумажные и шерстяные ткани, металлы, изделия из металла и стекла, лекарства, готовая одежда и обработанные кожи.

Превращение султанских владений в источник сырья и рынок сбыта для капиталистических стран привело к увеличению роли сельского хозяйства и падению значимости промышленного производства в экономике империи. В Анатолии особенно пострадали центры наиболее развитых отраслей производства хлопчатобумажной, суконной, шелковой промышленности, металлообработки – Бурса, Анкара, Диарбакыр, Амасья, Токат. Русский путешественник М.П. Вронченко, внимательно изучавший экономическое положение Малой Азии в 30-х годах XIX века, отмечал, что число шерстяных станков в Анкаре сократилось с 2000 до 100, поскольку европейские изделия из ангорской шерсти стоят гораздо дешевле. Другие отрасли, не ощутившие в такой степени воздействия иностранной конкуренции, вынуждены были сокращать производство из-за значительного сужения сырьевой базы в связи со снятием ограничений на экспорт местной сельскохозяйственной продукции.

В сельском хозяйстве, в котором было занято 90% населения страны, сохранялись старые экономические отношения и условия труда. Задавленные тяжёлым бременем налогов и повинностей, отрезанные от рынка в одних случаях бездорожьем, неразвитостью транспортных средств, а в других наличием посредников-скупщиков урожая, крестьянские хозяйства сохраняли свой натуральный характер. Основным методом производственных отношений оставалась издольщина.

Назрела необходимость реформ. Работа по подготовке указа о реформах была начата при жизни Махмуда II, а закончена при его приемнике султане `Абдульмаджиде. Этот документ был обнародован в ноябре 1939 года перед султанским летним дворцом Гюльхане и получил название Гюльханейского хатт-и шерифа (священного указа). Он положил начало новому этапу в истории Турции, известному как танзимат (множественное число от арабского слова «танзим» - упорядочение). Гюльханейский хатт-и шериф провозгласил три основные цели преобразований: обеспечение безопасности жизни, чести и имущества для всех подданных империи вне зависимости от религиозной принадлежности; правильное распределение и взымание налогов; упорядочение рекрутского набора и сокращение срока военной службы.

Крымская война 1853-1856 гг. прервала реформаторскую деятельность. Хотя Османская империя оказалась в числе государств-победителей, война имела для неё тяжелые последствия. Огромные расходы подорвали экономику и истощили казну. Уже в 1854 г. Порта вынуждена была обратиться за займом к английским и французским банкам. Начался процесс финансового закабаления Османского государства. О кабальных условиях, на которых представлялись займы, можно судить по первому соглашению 1854 года: из обещанной английским правительством суммы, равной 3,3 млн. турецких лир, османская казна смогла получить только 2.5 млн. Остальные деньги были удержаны в качестве различных вычетов в пользу парижских и лондонских банкиров. К 1875 году сумма займов составила 242 млн. лир, однако Порта смогла использовать лишь 127,5 млн., остальные средства остались в кассах кредиторов в качестве выплат по процентам и в счет предшествующих задолжностей. Тяжесть внешнего долга в это время была столь велика, что на его погашение и выплату процентов приходилось около половины всех расходов государства. Известно, что Ислам запрещает ростовщичество в любом его проявлении. Строго запрещено не только давать деньги под проценты, но и брать кредиты, если за это нужно будет выплачивать лихву. Остаётся только удивляться, как султаны – предшественники `Абдульхамида II опрометчиво брали кредиты. Проблема этих кредитов и выплата процентов по ним стала одной из основных сложностей правления рассматриваемого султана.

Вместе с тем, начался процесс идеологического закабаления османского государства. В 1855 году в Париже открывается Османская школа, в которой обучаются турки из обеспеченных семей. Именно там готовятся кадры для будущего буржуазного по сути движения «Общества новых османов». В него вошли представители турецкой интеллигенции, ратовавшие за западный образ развития Османской империи, за развитие образования и распространение знаний, но по европейскому образцу. Во главе его встали писатели и публицисты Намык Кемаль, Ибрагим Шинаси, Али Суави, Зия-бей, выступавшие за ограничение султанского абсолютизма и создание парламентской конституционной монархии. Центром, вокруг которых группировались их сторонники, стала газета «Тасфир-и эфкяр» («Выразитель идей»), издававшаяся Шинаси (1826-1871), сотрудником Мустафы Решид-паши по проведению реформ танзимата и участником революции 1848 г. во Франции.

В 1865 году Намык Кемаль и его товарищи создали тайное политическое общество, насчитывающее до 250 участников, разбитых на ряд ячеек по 7 человек в каждой. Члены общества пытались организовать заговор с целью возведения на престол принца Мурада, известного своими либеральными взглядами. Однако заговор был раскрыт в 1867 г. Намык Кемаль, Зия-бей, Али Суави, опасаясь арестов, были вынуждены бежать за границу. В эмиграции они продолжали борьбу с султанским режимом, создав оппозиционную турецкую прессу.

Европеизация в Турции сама и все, что ей сопутствовало, отождествлялась мусульманскими богословами и массой мусульманского населения с секуляризацией, так как она объективно разрушала мусульманские традиции в общественно-политической и культурной жизни. Естественно, что экспансия европейского капитала в пределы Османской империи, начавшаяся в середине XIX века, и сопровождавший ее ускоренный процесс европеизации столкнулись с противодействием традиционного уклада, основанного на нормах Ислама.

Часть 2. Политическая и военная структура Османской империи

Османская империя в это время представляла собой абсолютную монархию. Главой государственной власти был султан.

Страной управлял Диван – собрание, похожее на европейский совет министров и состоящее из высших сановников государства.

Первым лицом после султана, представителем монарха служил великий визирь или садразан. Затем идет шейх-уль-ислам или муфтий, в обязанности которого входило наложение на приказы санкций фетвы, подтверждая, что они не противоречат предписаниям Корана.

После этих двух сановников идут:

3. Сераскир – военный министр,

4. Капитан-паша – морской министр,

5. Министр иностранных дел,

6. Министр финансов,

7. Министр полиции,

8. Главный начальник артиллерии и укреплений,

9. Председатель государственного совета.

Османская империя была разделена на 25 вилайетов, из которых 7 находятся в Европе и 18 в Азии. Каждый из них подразделен на дивы или санджаки. Последние, в свою очередь, подразделяются на казы или округи и на нагиры или общины.

Армия образовывалась путем набора среди мусульман, обитающих в округах. Срок службы был 20 – летний: от 20 до 40 лет. Годы службы распределялись следующим образом: четыре года в действующей армии, 2 года в запасе действующей армии, 6 лет в территориальной армии, 8 лет в запасе территориальной армии.

Во время войны с Россией 1877 г. весь действующий состав состоял только из 800000 человек. Относительно флота, Турция следовала примеру других наций и во время указанной войны имела 6 броненосных фрегатов I ранга, 9 броненосных корветов, 2 монитора и 5 броненосных канонерок, 50 кораблей неброненосных, всех рангов и 31 транспорт.

Часть 3. Политический кризис 70-х годов

В начале 70-х годов XIX века Османская империя вступила в полосу политического кризиса, вызванного борьбой между сторонниками султанского самодержавия и приверженцами западного либерализма. Кризис усугублялся потерей контроля над отдельными территориями, растущим вмешательством иностранных держав во внутренние дела османского государства и подъемом национально-освободительной борьбы балканских немусульманских народов.

Недовольство населения политикой правительства султана `Абдульазиза (1861-1876) создало благоприятные условия для активизации деятельности «новых османов». После объявления амнистии в начале 70-х годов руководители движения вернулись в Стамбул.

Идеи «новых османов» были подхвачены некоторыми представителями либерально настроенной бюрократии. Среди них заметную роль играл крупный государственный деятель Мидхат-паша (1822-1884).

Особенно острой стала ситуация в 1875 году. Два неурожайных года подряд привели к резкому ухудшению положения в деревне, падению налоговых поступлений в страну. В Центральной Анатолии свирепствовал голод, на юго-востоке Малой Азии, в Сирии и Ливане вспыхнула эпидемия холеры. Порта, не добившись увеличения доходов за счет прямого и косвенного налогообложения, вынуждена была объявить о своей частичной финансовой несостоятельности, сократить вдвое выплаты по внешним долгам. Вслед за этим резко упал курс турецкой валюты, что привело к почти полной приостановке торговых операций.

Летом 1875 года вспыхнуло восстание в Герцеговине, затем оно распространилось на Боснию. В апреле 1876 года началось восстание в Болгарии.

Обострение внутриполитического кризиса и вмешательство великих держав создали благоприятную обстановку для выступления сторонников конституционных реформ во главе с Мидхад-пашой. Разработанная Мидхад-пашой и Намыком Кемалем конституция брала за основу бельгийский основной закон 1831 г. и сочетала в себе либеральные и монархические элементы. Она провозглашала создание двухпалатного парламента, личные свободы и равенство перед законом всех подданных вне зависимости от вероисповедания.

После бурных демонстраций ремесленников, торговцев и городской бедноты в столице, возглавленных сторонниками Мидхад-паши, в ночь на 30 мая 1876 года был низложен султан `Абдуль`азиз. Организуя заговор с целью свержения султана, Мидхат-паша рассчитывал, что на престол будет возведен Мурад V, который был согласен провозгласить конституцию и собрать парламент. Он взошел на престол, но держался вдали от дел. Пораженный душевной болезнью, он был заключен во дворце, а на престоле 30 августа 1876 года ему наследовал его младший брат `Абдульхамид II.

`Абдульхамид II принял власть в тяжелейших условиях экономического кризиса, распада государственности, межнациональной розни и национально-освободительных войн, которые вели нетурецкие народы, поддерживаемые при этом иностранными государствами.

Часть 4. Нравственные качества султана

`Абдульхамид II (1842-1918) был сыном султана `Абдульмаджида (1823-1861) и матери-черкешенки Муджан Кадин Эфенди (по некоторым источникам армянки). Будучи ребенком, он получил прекрасное образование, достойное будущего халифа и султана. Его наставниками были лучшие учёные и шейхи Стамбула. Он хорошо разбирался в Коране, Сунне Пророка и в ханафитской школе фикhа. Он прошел подготовку суфийской практики, а именно был мюридом шазилийского тариката. Как принц, он общался с банкирами, дипломатами и лидерами реформ танзимата, обсуждая с ними вопросы, которые влияют на империю. При этом он получил широкое понимание экономики, управления и международной политики. Будучи молодым человеком, он избегает развлечений и легкомыслия, в которые так часто погружаются другие молодые люди из высшего общества.

Султан `Абдулхамид II был высокого роста, с оливковой кожей и выступающим лбом, черными глазами и густой черной бородой. Он был смиренным в молитве, затворник по натуре. Много времени уделял благочестивым религиозным обрядам и благотворительности. Он никогда не подписывал никаких императорских указов, не будучи в состоянии ритуального омовения. Эти качества помогли сослужить ему хорошую службу позже, стать авторитетом для мусульман во всем мире и позволят ему, впервые в 19 веке, обеспечить политическое внимание для мировой исламской общины.

`Абдульхамид II был по характеру мягким, приветливым, уравновешенным человеком. Все государственные дела находились под его неусыпным контролем. `Абдульхамид II неутомимо работал с утра до вечера, делая только небольшие перерывы для приемов пищи. Он сам вел всю свою корреспонденцию, интересовался малейшими деталями любого рассматриваемого вопроса, внимательно читал торговые отчеты и петиции и лично принимал всех, с кем предстояло иметь деловые отношения. Канцлер Германии Бисмарк высоко ценил султана `Абдулхамида, он сказал: «90% интеллекта в голове султана `Абдулхамида и 5% в моей голове, а остальные пять в головах всех остальных политиков».

В отличие от многих других османских султанов, `Абдульхамид II отправился в дальние страны. За девять лет до вступления на престол он сопровождал своего дядю султана `Абдуль`азиза с визитом в Австрию, Францию и Англию в 1867 году. Как и многие выдающиеся исламские правители прошлого, у него было увлечение, присущее простому человеку. `Абдульхамид II был искусным столяром, и созданную им самим мебель можно сегодня увидеть Йылдыз-дворце и во дворце Бейлербеи в Стамбуле. Он также был хорошим спортсменом-борцом и покровительствовал борьбе. Он организовывал соревнования по борьбе в империи. Лучшие борцы получали от него призы в султанском дворце.

`Абдульхамид II был также поэтом, как и многие другие османские султаны.

Часть 5. Принятие конституции 1876 г.

Первым вопросом, вставшим во время начала правления `Абдульхамида II, стал вопрос единства страны и связанный с этим подготовленный Мидхат-пашой проект конституции. Сербия и Черногория в 1876 году начали военные действия против Порты, поддерживая повстанцев в Боснии и Герцеговине. После разгрома турецкими войсками сербов в боснийский кризис вмешалась Россия, потребовавшая от Османской империи заключения перемирия с Сербией. Тут же активизировались и другие державы. Опасаясь, что столкновение русских и австрийских интересов может привести к войне, канцлер Германии Бисмарк предложил деление Османской империи. Босния, Герцеговина и Сербия по плану Бисмарка переходит под власть Габсбургов, в то время как Румыния и Болгария попадет под доминирование России. Британцы, опасаясь, что дальнейшее расширение австрийского и русского влияния и выход этих держав к Средиземному морю ставит под угрозу их собственные интересы, были против этого плана. Великобритания предложила провести конференцию в Стамбуле, чтобы примирить конкурирующие интересы империй. Было решено, что в Стамбуле соберется конференция представителей европейских государств для решения конфликта на Балканах. 23 декабря 1876 года, в день начала работы конференции, на торжественной церемонии был зачитан султанский указ о введении конституции. В этом указе говорилось, что причиной упадка империи явились не столько внешние проблемы, сколько «просчеты и отклонения от прямого пути во внутреннем управлении. Поэтому узы доверия подданных к власти ослабли». В приведенных словах чувствуется, что `Абдульхамид II искал путь для возрождения страны, находящейся в упадке. И он видел этот путь в исламском развитии государства.

В первой турецкой конституции были зафиксированы теократический характер османского государства и значение в нем султана-халифа: «Османский суверенитет, отождествляемый с личностью правителя халифата в исламском мире, принадлежит старшему принцу династии Османов и в соответствии с установившимися правилами» (Статья 3) «Его величество султан – обладатель высшего титула халифа, защитник мусульманской религии. Он – государь и падишах всех османских подданных». (Статья 4) «Государственной религией Османской империи является Ислам». (Статья 11).

Была сохранена абсолютная власть халифа / султана и его привилегии: чеканить монеты, прославление его имени во время хутбы при пятничном намазе. Реформы затронули свободу личности. Всем гражданам было гарантировано равенство перед законом, свобода вероисповедания, неприкосновенность частной жизни, право собственности и защиту от произвольного ареста. Исключалась всякая дискриминация в государственной службе. Двухуровневый парламент был создан по образцу либеральных европейских монархий с нижней палатой, меджлис mebusan, состоящей из избранных делегатов и верхней палатой, меджлис аян, члены которого назначались султаном. Свобода выражения мнений в парламенте и иммунитет от судебного преследования депутатов за их взгляды были гарантированы. Султан назначал великого визиря. Великий визирь, как главный исполнительный чиновник империи, председательствовал на заседаниях совета министров и координировал их деятельность. Во время чрезвычайного положения, в частности связанного с безопасностью государства, он может издавать чрезвычайные распоряжения. Парламент имел право утверждать годовые бюджеты, обеспечивал контроль за расходами министерств и соблюдением финансовой дисциплины. Он был уполномочен ратифицировать законодательные акты по представлению Совета министров. Ратифицированный закон затем передавался султану для его окончательного утверждения.

Турецкий историк Ниязи Беркес дает такую характеристику переходного периода 70-х годов и последовавшего за ним политического развития Османской империи: «Из трех тенденций, явившихся следствием модернизации и определяемых как исламизм, европеизм и национализм в коротком и кризисном периоде 1871-1876 гг. последовавшем за танзиматом, в конечном счете возобладала первая. В это время были прекращены усилия, которые около полустолетия прилагались в направлении к западной цивилизации. Движение, начатое за размежевание религии и государства, завершилось их объединением. Движение за национализм в сфере языка и общественной мысли совершенно исчезло. По существу мы пытаемся понять и исследовать преходящие факты и полемику, открывшие длительный конституционный период (имеется в виду правление `Абдульхамида II), опиравшийся на шариатские нормы, был направлен против европеизации и зарождавшегося национализма».

Часть 6. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

В военном и экономическом отношении слабая Османская империя была объектом европейских имперских интересов. Россия, ставшая крупной евразийской державой, поглотила территории Центральной Азии и Кавказа. Русский царь желал открыть доступ к теплым водам Средиземного моря, что позволило бы ему стать игроком в большой игре мирового господства. Но Османская империя, находясь на широкой дуге, простиравшейся от Адриатического моря до границ Персии, заблокировала этот доступ. Для достижения своих целей и давления на османов, царь использовал комбинацию прямых военных угроз и косвенное давление через своих сербского и болгарского сателлитов. У Франции после оккупации Алжира были планы на захват Марокко и Туниса. Итальянцы хотели захватить Ливию. Австро-Венгерская империя стремилась присоединить Боснию и Герцеговину. Интересы Великобритании заключалась в Египте и в борьбе за транзитный путь к Индийским колониям. Только Германия, которая стала доминирующей силой на континенте при Бисмарке, предпочла статус-кво. Но она тоже была готова пожертвовать территориальной целостностью Османской империи, чтобы сохранить свои интересы. Понимая, что война между Россией и Австро-Венгрией за господство на Балканах заставит его принимать чью-либо сторону и разрушит его доминирующую позицию в континентальной Европе, кайзер Германии заключил союз с императором Австро-Венгрии и королём Италии. Этот альянс был назван Лига трех императоров.

В национальной мозаике XIX века в Европе, турки отстаивали сохранение многоконфессионального, многонационального государства. Так, конституция 1876 провозгласила равенство всех граждан Османской империи вне зависимости от религиозной принадлежности и национальности. Но были слишком очевидны трещины в империи, особенно в национальном и религиозном вопросе, что провоцировало иностранное вмешательство. Европейские державы, используя эти религиозные и этнические разногласия как политические возможности, были полны решимости разделить Османскую империю. Российский царь Александр II называл Османское государство «больным человеком Европы, у постели которого уже собрались наследники». Османское государство не могло защитить себя и постоянно искало союзников, чтобы гарантировать свою территориальную целостность. На фоне этих неблагоприятных условий султан `Абдульхамид II вел отважную борьбу, чтобы спасти империю. Он стремился, по крайней мере, спасти её основной исламский компонент, если он терял преимущественно христианские провинции. В этой борьбе он использовал дипломатию, играя на амбициях одной европейской державы против другой, пытаясь выиграть время для реформирования учреждений империи, для перевооружения армии. В значительной степени ему это удалось. Но он вышел на историческую сцену слишком поздно. Его авторитарный стиль принес ему неудовольствие части своего народа. А сам успех его реформы привёл в движение мощные силы, которые в конечном итоге свергнут его от власти и приведут империю к ее гибели.

Болгарский вопрос активно использовался Россией для нагнетания ситуации. Болгарские повстанцы захватили большое количество городов и убили тысячи мусульман. Не имея возможности подавить восстание, правитель Османской провинции Надим Паша, организовал мобилизацию местной милиции для защиты мусульманских деревень. Количество жертв погромов и резни постоянно увеличивалось. Европейцы, которые всегда быстро реагировали, когда погибали христиане, сейчас закрывали глаза на массовые убийства мусульман. В британском парламенте Уильям Гладстон произносит воодушевляющую речь, в которой потребовал совместные действия Европы по борьбе против Османской империи. Царь угрожал военными действиями, если радикальные реформы не приведут Болгарию под русский контроль.

Русские начали войну в мае 1877 г. с нападения на восточные провинции Османской империи. В следующем месяце, в июне 1877 года они открыли второй фронт на западе по реке Дунай. Вторжение России было явным нарушением Парижского мирного договора, подписанного в 1856 году по окончании Крымской войны, в которой европейские державы коллективно гарантировали целостность Османской империи. Но это была эпоха колониализма. В каждом договоре, который подписывали европейцы с турками, была уловка, чтобы спустя некоторое время этот договор нарушить.

Русской целью на востоке был быстрый прорыв на город Эрзурум, откуда они могли бы попасть через Южную Анатолию и Сирию к Средиземному морю. На западе, целью было быстрое взятие Стамбула через Румынию и Болгарию, чтобы заставить турок капитулировать перед европейскими державами. Османам, хотя они затратили большие средства на вооружение после Крымской войны, было затруднено противостоять натиску России. Царь, умелой пропагандой был провозглашен защитником Православной Церкви, тем самым Россия получила поддержку христианского населения на Балканах. На восточном фронте русская пропаганда подстрекала до сих пор мирных армян в Османской империи выражать недовольство.

С помощью местных христиан, начальное продвижение русских войск было стремительным. Ардаган пал в мае 1877, турки потеряли значительное число людей и снаряжения. На западном фронте в гарнизон города Систово сдался 15 июня.

Каждое русское завоевание сопровождалось массовыми убийствами крестьян-мусульман. Русские войска распределяли оружие и боеприпасы среди местных христиан, которые направляли его против мусульманских соседей. Деревня за деревней были свидетелями ужасных сцен массовых убийств. Изможденные, пережившие бойню мусульмане потоком двинулись к Стамбулу. Более 250.000 беженцев оказались в Стамбуле и Анатолии в первые три месяца русских кампаний. В течение следующих двух лет (1877-1878) эта цифра увеличилась в два раза. Это было огромное бремя для ресурсов Османского государства.

В этой критической обстановке `Абдульхамид II распустил парламент и объявил, что отныне будет управлять страной самодержавно. Это был смелый и ответственный шаг.

Реакция султана была характерно исламской. Он изъял халат пророка из дворца Топкапе, провозгласил сопротивление России джиhадом, объявил себя гази по примеру ранних османских султанов и обратился к мусульманам по всему миру за поддержкой. Этот образец обращения к глобальной мусульманской общине повторялся снова и снова в период правления `Абдульхамида II.

Ответ на обращение халифа от турок, арабов, албанцев и других мусульман был значительным. Мужчины в массовом порядке в качестве добровольцев присоединялись к вооруженным силам. Женщины жертвовали свои драгоценности для финансирования военных действий. Султан выбрал наилучших генералов для руководства оборонительными кампаниями. Ахмед Мухтар-паша был назначен командующим войсками восточного фронта. Мухтар реорганизовал свои войска и остановил продвижение русских на Карс. Командующим западного фронта был назначен Сулейман-паша, а оборона болгарского направления была возложена на Осман-паша. Сулейман направил подкрепления по морю в Александрополис, которые быстро двинулись на север по западной Болгарии и выгнали русских обратно через перевал Шипка. Русские войска перегруппировались и с армией численностью более 100000 человек, опираясь на основные полки Румынии, сделали провыв в стратегическом направлении города Плевна. Между тем, Осман-паша укрепил город, турки построили крепость, вырыли окопы и привезли тяжелые орудия для защиты подступов к городу. 8 июля 1877 г. состоялось сражение, в котором русские войска были разгромлены и были вынуждены отступить. Из бастиона Плевны Осман-паша провел мощные контратаки на объединенные русско-румынские войска, вызывая восхищение европейцев и благодарность своих земляков. Героическая оборона Плевны стала самой яркой страницей этой войны. Вера и мужество защитников города сдержали продвижение врага, который превосходил их по количеству и вооружению. Султан, в знак признания этой героической обороны, присвоил звание Гази Осман-паша.

Линии фронта были стабильны в течение всего лета 1877 года. Но с течением времени, давление огромной русской армии и поддержка их христианских сторонников в пределах Османской империи начали давать о себе знать. В октябре 1877 года линии османской обороны начали трескаться. На восточном фронте Карс пал в ноябре, хотя Мухтар-паша смог вывести большую часть своих сил на Эрзерум. Азербайджан, Армения и Восточная Анатолия были в руках русских. На западном фронте продолжалась героическая оборона Плевны. Русские окружили гарнизон и отрезали поставки продовольствия, надеясь, что голод приведёт защитников к повиновению. Не смотря на отсутствие пищи и трудности суровой зимы, турки держались, надеясь на свежие подкрепления из Стамбула. Но кольцо русской блокады было безжалостно затянуто. В декабре Осман-паша приказал своим войскам оставить город и выходить из окружения. В рукопашном бою более 30000 османских защитников города погибли. Затем тысячи людей погибли в ледяной горной местности, пытаясь пробиться к основным османским войскам. Без никакой пощады русские и румынские военные убивали оставшихся в Плевне.

После падения Плевны основная часть русской армии получила возможность свободно двигаться на юг. Вскоре пали София и Эдирне. Передовой отряд под руководством великого князя Николая вышел к окраинам Стамбула. Столица, которая уже была наводнена сотнями тысяч беженцев, приготовилась к штурму. Быстрое продвижение русских войск в направлении Стамбула вызвала тревогу в Вене и Лондоне. В случае, если русские занимают столицу империи, турки бы объявили дефолт по своим кредитам в европейский банках. Началась паника в Лондоне на финансовом рынке. Осознавая угрозу своим финансовым интересам и своим имперским планам в Египте, британский кабинет министров издал строгое предупреждение, чтобы русские не наступали на проливах Босфор и Дарданеллы. Султан `Абдульхамид II написал королеве Виктории письмо c просьбой, чтобы договориться о перемирии и просил ввести британский флот в Стамбул в качестве страховки от русской оккупации. Царь, изнемогая от его компании против турок, был не в состоянии вести более широкую войну с Англией и Австро-Венгрией. Он написал султану письмо, уверяя, что русские не намерены оккупировать Стамбул.

3 марта 1878 г. в русской главной ставке в Сан-Стефано (на берегу Мраморного моря близ Стамбула) был подписан русско-турецкий мирный договор. Его главным условием было создание независимых Болгарии, Румынии, Черногории и Сербии. Причём Болгария получила выход к Эгейскому морю. К России отошли Батуми, Карс, Ардаган, южная часть Бессарабии. Мечта российских царей о доминировании на карте Балканского политического ландшафта была выполнена. Турки согласились заплатить контрибуцию 24 миллиардов курушей в течение 100 лет. Суммарно, условия были не чем иным как капитуляцией Османской империи.

Условия Сан-Стефанского договора были неприемлемы для других европейских держав. Англия и Франция были против того, чтобы территория Болгарии распространялась до Эгейского моря. Австро-Венгрия возражала против влияния России на Сербию и Черногорию. Канцлер Германии Бисмарк согласился созвать конференцию главных держав в Берлине, в котором все условия Сан-Стефанского договора будут пересмотрены. Берлинский договор был заключен в июле 1878 года. Болгария была разделена на три части. Северная часть будет автономной под руководством русских, но будет платить ежегодную дань султану. Вторая часть, восточная Румелия, будет находиться под контролем Османской империи, но со смешанной мусульманско-христианской администрацией. Южная часть, состоящая из Фракии и южной Румелии, была возвращена под прямое управление Османской империи. Босния и Герцеговина была помещена под австрийский контроль. Независимость Черногории и Сербии была подтверждена. В качестве [dq]меры предосторожности[dq] в отношении дальнейшего русского военного давления на Порту, Великобритания оккупировала Кипр. Размер контрибуций Турции в адрес России сократился до 350 000 курушей ежегодно в течение 100 лет.

Итоги войны и контрибуция, легли дополнительным бременем на экономику Османской империи, итак страдающую от выплат по процентам, которые необходимо было выплачивать европейским банкам.

Часть 7. Политика панисламизма

В политическом плане перед султаном стоял выбор: или далее поддерживать курс на секуляризм танзимата, или повести империю другим путём. Вопрос, стоящий перед султаном был такой: как халифу абстрагироваться от христианской Европы без унижения, и при этом сохранить ядро мусульманской империи для будущего исламского политического обновления?

Склонность султана к исламским ценностям контрастировала с основными направлениями танзимата на многоконфессиональный османизм, национализм и секуляризм. И в это время `Абдульхамид II выбирает исламский путь развития. Это изменение в политике внесло элемент напряженности в правящих кругах Османской империи, не готовых к такому изменению политики султана. Именно проводимый ранее османизм привел к подъему ответного национализма на Балканах и в арабских провинциях. Это было элементом напряженности в империи. Особенно примечателен рост арабского национализма в Хиджазе, который активно поддерживали англичане, и который был направлен на разрушение Османской империи и халифата. Так, в 1877 году в Великобритании была развернута дискуссия, что `Абдульхамид и вообще османские султаны не имеют право на халифат. В частности Джордж Бридвуд заявил, что не была доказана святость права на халифат Аббасидов в Египте 1517 году, но, что более важно, османские султаны не могут претендовать на звание халифа, как они не были потомками курайшитов. Поэтому только правители Мекки могут якобы быть халифами.

Другим элементом напряженности было столкновение традиционализма с модернизмом. В империи было много тех, кто желал медленную эволюцию общества и его институтов от исламского прошлого к европейской модели. Светские люди танзимата и немусульманская общественность продвигали идею секуляризма. Эти противоречия усугублялись продолжающимся имперским вмешательством европейских держав.

Чтобы сохранить то, что осталось от империи, султан желал быстрой модернизации страны при использовании централизованного подхода и исламской модели. Люди танзимата, тоже желавшие реформ, не смотря на опыт войны, сохраняли убеждение, что конституционализм по европейскому образцу был лучшим способом добиться перемен. Эти два подхода должны были столкнуться, и это произошло. И в этих условиях империя под руководством `Абдульхамида II начала двигаться в направлении автократии и панисламизма.

Положения Берлинского договора и намерения главных мировых держав уважать суверенитет Османской империи вскоре были развеяны в Тунисе. Североафриканские территории в Тунисе были под контролем местных племен и феодалов. Турки обладали номинальным контролем над этими территориями через присутствие губернатора и военного гарнизона. Французы после завоевания Алжира (1830) расширили свои амбиции на Тунис. Первые шаги были сделаны по экономическим и финансовым направлениям. Местным тунисским феодалам были даны кредиты из французских банков, и вскоре представители знати оказались в долгах настолько, что не смогли производить выплаты по процентам и погашению займа. Под предлогом необходимости выплаты долгов в 1869 г. была создана тунисская комиссия долга, которая взяла под свой контроль коммунальные службы и инфраструктуру страны. В 1881 году англичане предлагают Франции оккупировать Тунис с их молчаливого согласия. Понимая, что отказ будет означать, что Тунис будет предложен итальянцам, французские армии вторгаются Тунис, и объявляется французский [dq]протекторат[dq]. Султан `Абдульхамид протестовал в соответствии с условиями договора в Берлине, но в реальной политике только сильный имеет право голоса. Европейские державы были глухи к обращениям султана.

Более серьезной потерей была британская оккупация Египта, который являлся жемчужиной Османской империи. Египет был культурным центром империи и резиденцией Халифата. Это была самая густонаселенная из провинций Османской империи, которая являлась воротами в Африку. К 1878 году центр внимания мировой политики переместился из Средиземного моря в Азию. Интересы Великобритании были сосредоточены на её индийских колониях. Британские амбиции лежали в области контроля над морскими путями в Индию. Это означало контроль над Египтом, который все еще номинально являлся провинцией Османской империи.

Экономическое проникновение являлось средством для британского вступления в Египет, как и для французской оккупации Туниса. Знать Египта взяла огромные кредиты на якобы льготных условиях под предлогом строительства Суэцкого канала. На деле значительная часть этих кредитов была растранжирена на личные нужды высших слоёв общества. В 1875 году задолженность возросла до 100 миллионов британских фунтов, и это несло необходимость тратить более двух третей всех доходов Египта на обслуживание долгов. Финансовое состояние Египта, таким образом, являлось зеркальным отображением состояния экономики в Османской империи. Когда египтяне объявили дефолт по своим долгам, европейские державы образовали египетскую комиссию долга с правом конфисковывать конкретные доходы. Для обеспечения требований этой комиссии, армянин стал премьер-министром Египта, в то время как англичанин стал министром финансов, а француз министром общественных работ.

Султан направил делегацию в Каир для обсуждения и решения финансовых вопросов с европейскими державами. В то время, когда велись переговоры, совместная армада британских и французских флотов появились у берегов Александрии, чтобы оказать давление на переговорщиков. Это было похоже на выливание масла в огонь. Вспыхнуло насилие со стороны египетских националистических группировок, которое унесло жизни нескольких иностранцев. Этот случай англичане ждали. Под предлогом защиты европейских граждан британский флот обстрелял незащищенные кварталы Александрии, убив несколько сотен человек. Затем британские силы высадились в Александрии и после оккупации города двинулись на Каир. 3 сентября 1882 года националистические египетские силы встретили захватчиков в битве при Тель-эль-Кабир, но потерпели поражение. Четыре дня спустя британская армия была в Каире.

Результаты войны с Россией, потеря Туниса и Египта означали, что в Османской империи возобладало азиатское население, проживающее в анатолийской глубинке и арабских провинциях Сирии, Ирака и Аравии. Война с Россией и потеря Египта и Туниса стоили империи более 60% её населения. Существовал большой приток мусульманских беженцев с Балкан. Эти беженцы, потерявшие все, что было, были крайне враждебно настроены к христианам и были полны решимости продолжать борьбу против России.

Страдания балканских мусульман вызвали сочувствие среди единоверцев в других местах империи, и это было первой причиной для обращения общественного мнения в сторону исламской солидарности. Второй причиной увеличения панисламской тенденции было раннее воспитание самого султана. В молодости султан `Абдульхамид II получил образование у ведущих улемов и шейхов того времени. Он был благочестивым человеком, избегал легкомыслия, был строг, соблюдал молитвы и предписания Кур`ана и Сунны. Поэтому султан был склонен к поиску более тесных связей с мусульманским миром.

Третьей причиной возрождения чувства солидарности среди мусульман по всему миру выразился наиболее горячо в реакции на восстание Махди в Судане (1881-1885 г.г.). Движение суфитского тариката тиджания в Магрибе и движение санусия в Ливии увеличило религиозное рвение среди мусульман Северной Африки. В Афганистане и Центральной Азии риторика Джамалуддина Афгани вызвала пропаганду панислама. На Кавказе сопротивление агрессии России возглавил суфийский тарикат Накшбанди. После ареста имама Шамиля (1859), движение ушло в подполье, но неприязнь к властям России продолжалась.

Четвертой причиной была распространённая обида на экономическую эксплуатацию империи со стороны европейских государств через государственный долг и контрибуции. Государственный долг более чем на 80% превышал все доходы государства. Молодая и недостаточно развитая промышленность Османской империи не могла конкурировать с европейскими продуктами, так что империя оставалась в первую очередь поставщиком сырья в Европу, в то время как она являлась потребителем товаров, произведенных в Западной Европе и Америке.

Наконец, с развитием колониализма обширные территории исламского мира попали под европейское господство Франции в Северной Африке, России в Центральной Азии, Великобритании в Индии и Австро-Венгрии в Боснии и Герцеговине. Эта политическая ситуация вступала в противоречие с подчинённостью в духовной сфере. Османский султан был халифом всех мусульман. Он занимал должность в исламском религиозно-политическом пространстве похожую на папу римского по отношению к католикам. Это положение заставляло уважать суверенитет единственного, оставшегося независимым, исламского государства.

`Абдульхамид II предпринял усилия, чтобы развивать тесные отношения с мусульманами не только в империи, но в мусульманской Индии и Центральной Азии. Он настаивал на осуществлении своих привилегий халифа в назначении основных религиозных деятелей на Балканах. Писатель Намук Камаль подчеркивал исламское происхождение империи и тот вклад, что турки сделали в развитие исламской цивилизации. Султан сделал обычаем ехать на пятничную молитву в мечеть в открытом экипаже, чтобы общественность видела его. Рамадан, месяц поста, стал особым месяцем. Каждый вечер, прежде чем закончить пост на закате солнца, султан сидел на стуле в зале, заполненном зрителями. Вдоль зала с обеих сторон были ряды из шейхов, улемов и высокопоставленных гостей. Султан сделал правилом приглашать некоторых простолюдинов, чтобы они присоединились к нему для разговения после поста, с целью установить контакт с религиозными массами.

Известно, что султан `Абдульхамид II намечал планы по введению арабского языка в качестве второго государственного. Это подчёркивало бы исламскую основу власти султана, как халифа и приводило к солидарности и интернационализму мусульман всего мира, в противовес национальному османизму, который привёл к обострению национального вопроса в империи. И без того, панисламская пропаганда осуществлялась в основном через посредство арабского языка и с помощью людей арабского происхождения. Однако, эти планы не нашли поддержку у турецкой аристократии.

Европейские державы рассматривали эти шаги с подозрением, но были бессильны остановить их. В этой напористой религиозной политике была угроза того, что любые дальнейшие шаги по отношению к разрушению Османской империи и устранению халифа могут привести к мировому восстанию мусульман против своих колониальных хозяев. Там, где проявлялся малейшей вред мусульманам, было ли это в России, Британской Индии, в английских или французских колониях Африки султан направил ноту протеста, тем самым заслужив уважение и лояльность религиозных мусульман по всему миру. Англичане были особенно обеспокоены огромным количеством мусульман в Индии и делали свои пропагандистские усилия, чтобы представить себя друзьями и защитниками Османской империи.

Султан приветствовал мусульманских деятелей со всего мира во дворце, где они принимались с честью и почётом, какой оказывается главам государств. Одним из знаменитых учёных, который получил почётный приём у султана был Джамалуддин Афгани, реформатор из Афганистана, который путешествовал по всему мусульманскому миру с целью наладить политическое и культурное единство среди мусульман. Религиозное рвение Султана получило поддержку улемов по всему миру и стало основой авторитета в глазах большинства своих подданных, а также большого количества мусульман во всем мире. Мусульмане во всем мире смотрели на его руководство с трепетным уважением и брали с него пример, начиная рвения в религиозных обрядах и заканчивая обычаем ношения фески.

Проповедники были отправлены в далекие страны призывать к Исламу.

Султан был верным сторонником того, что Палестина должна оставаться мусульманской землёй. Во время его правления `Абдульхамид II отказался от предложения Теодора Герцля, чтобы погасить значительную часть долгов Османской империи в обмен на разрешение сионистам создать государство в Палестине. В этом кроется одна из причин свержения султана и распада Османской империи. Сам он в своём письме шейху шазилийского тариката Махмуду Эфенди Абу Шамату пишет:

«Позвольте разделить с Вами, как и со всеми обладателями трезвых умов, свое беспокойство по поводу очень важного вопроса:

Я оставил пост руководителя Халифата лишь по причине препятствий и угроз со стороны тех, кто называет себя «младотурками». «Комитет единения и прогресса» как одержимые настаивают на том, чтобы я дал согласие на образование национального еврейского государства на священной земле Палестины. Но, несмотря на их напористость, я решительно отказал им. В конечном итоге они предложили мне 150 млн. английских фунтов стерлингов золотом, но я вновь отказал, написав им следующее.

«Если вы предложите мне все золото мира в придачу к вашим 150 млн., я не соглашусь отдать вам эту землю. Я служил исламской религии и народу Мухаммада более тридцати лет, и не очерню белый лист мусульманской истории, истории моих отцов и дедов – османских султанов и халифов».

После решительного отказа они приняли решение отстранить меня от власти, после чего сообщили мне, что вышлют меня в Салоники, с чем мне пришлось смириться. Возношу хвалу моему Благодетелю, что Он не позволил мне покрыть позором Османское государство и исламский мир».

Итогом этой напористой религиозной политики стало то, что она сохранила мир с европейскими державами более чем на четверть века. Большие колониальные страны не стремились к военной оккупации, а довольствовались конкуренцией друг с другом за экономические выгоды, сырье и рынки сбыта.

Часть 8. Реформы `Абдульхамида II

Султан `Абдульхамид II был убежден, что единственный путь к модернизации империи лежит через утверждение централизованной структуры. Это убеждение было подкреплено событиями первых двух лет его правления. Он был глубоко разочарован в личности великого визиря Мидхат-паша, в результате ведения им переговоров на Конференции в Стамбуле в 1876 году. Провал конференции привел к вторжению русских и унизительному поражению. Кроме того, политики в парламенте были более заинтересованы в своей политической карьере, чем в поиске решений насущных проблем, стоящих перед империей. Христианские националисты использовали трибуну парламента в качестве платформы для декларации требований автономии или независимости для своих регионов. В январе 1878 года, когда русская армия приближалась к Стамбулу, султан обратился за советом к парламенту: приглашать ли британский флот в гавани Стамбула в качестве меры сдерживания русской оккупации столицы. Вместо совета султан получил от депутатов высокомерные упрёки. Разочарованный султан потерял веру в честность депутатов и пришёл к выводу, что империя еще не готова к парламентской демократии, что лучшие шансы на выживание империи через централизованную структуру во главе с самим султаном. В феврале 1878 г. он распустил парламент в соответствии с положениями Конституции и принял на себя все полномочия.

По примеру предыдущих халифов, султан `Абдульхамид II назначил посредников между ним и чиновниками. Этих посредников называли мабайин. Главный мабайин и начальник штаба сотрудников султана был назван мабайин мушири. Между 1878 и 1897 гг. этот пост занимал Гази Осман-паша, который отличился в сражении под Плевной (1877) и заслужил уважение и доверие у султана. Он был выдающимся человеком. Гази Осман-паша был главным советником султана в вопросах, касающихся армии и иностранных дел. Мабайин мушири был председателем Тайного совета, состоящего из отставных офицеров армии и высокопоставленных чиновников, которые предоставили консультации Султану по важным вопросам. Далее в близости к султану был катиб или писец, который записывал указы Султана и имел влияние на султана через его участие в процессе подготовки документов. В гареме было свое влияние на султана через главного евнуха или ага. Эти три должности были главными мабайин между султаном и внешним миром.

`Абдульхамид внимательно рассматривал кандидатуру каждую на должность, а также контролировал работу обширной бюрократии в государстве, посредством эффективной системы полиции и агентурную сеть. Полицейские функции были централизованы, полиция не только имела право поддерживать закон и порядок, но и вести наблюдение за путешественниками, прессой и писателями. Султан, чтобы держать себя в курсе мельчайших событий в империи, поручил брать в полицию только его наиболее доверенных людей.

Исполнительная, законодательная и судебная функции были объединены в кабинете великого визиря. Великий визирь был ответственным за координацию государственных дел и за работу министерств. Великий визирь председательствовал в Диване (совещание на уровне министров). Среди важных министерств выступили Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, военное министерство, Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство образования, Министерство по делам вакуфов и Министерство общественных работ. Одним из самых успешных чиновников на посту великого визиря во времена правления султана `Абдульхамида II был Мехмет Саид Паша. Он служил в этой должности семь раз между 1878 и 1909 годами.

Шейх уль Ислам, как главный религиозный чиновник государства, осуществлял надзор власти над мечетями, медресе, детскими домами и религиозными изданиями. Он объяснял применение норм шариата и руководил работой шариатских судов.

Программы модернизации, которые планировал провести `Абдульхамид требовали много средств для их реализации. Султан был в затруднительном положении из-за огромных накопленных долгов, которые он унаследовал. В 1876 году внешний долг составлял только более 12 млрд. курушей. Русско-турецкая война 1876-1878 и его последствия добавили еще 4 млрд. курушей к этому огромному бремени. Вместе с неуплаченными процентами общий внешний долг составлял 23 млрд. курушей. Кроме того, внутренний долг составил четыре миллиарда курушей. Только процентные платежи составляли более 80% бюджета.

Существовала реальная возможность, что турки могут потерять свою независимость в результате на этого долгового бремени так же, как её потеряли Египет и Тунис. Первым приоритетом султан `Абдульхамид II объявил пересмотр кредитов в сочетании со столь необходимыми экономическими реформами. Благодаря переговорам, общий внешний долг был сокращен с 23 млрд до 12 млрд. курушей. Процентные платежи были ограничены планкой до 20% бюджета. В результате переговоров между Османской империей и кредиторами в 1881 году было создано «Управление Оттоманского публичного долга». Конкретные доходы от продажи табака, спиртных напитков, шелка, соли, и дань из Болгарии, Черногории, Кипра и Греции были переданы «Управлению Оттоманского публичного долга», состоящему из представителей основных европейских держав и Османских чиновников.

Для компенсации недополученных доходов, султан приступил к широкому кругу экономических реформ. Он определял бюджет и создал департамент аудита. Были существенно сокращены расходы на госаппарат. Султан уменьшил личные расходы из бюджета и компенсировал их с помощью своих собственных ресурсов. Были существенно сокращены расходы на содержание принцев и князей. Чтобы увеличить доходы была проведена реформа сельского хозяйства и введение в этой отсталой к тому времени отрасли механизации. Сельскохозяйственный банк был создан для предоставления дешевых кредитов для фермеров. Излишки из банка были использованы для финансирования образования, для удовлетворения чрезвычайных бюджетных потребностей, таких как переселение беженцев и плата за модернизацию вооруженных сил. Иностранные инвестиции были вложены в строительство железных дорог, телеграфных линий и заводов по производству шелка, табака и обработки тканей.

За период с 1885 по 1908 г. Протяженность железных дорог в Османской империи выросла в 10 раз и достигла почти 4 тыс. километров. Железная дорога в Хиджаз, связывающая Стамбул и Дамаск с Мединой, была построена в период с 1900 по 1908 гг. полностью на внутренние средства и вклады со стороны мусульман по всему миру, способствуя движению паломников из Восточного Средиземноморья в Мекку и Медину. Остаётся только сожалеть, что после распада Османской империи и обретением независимости арабскими странами, по территории которых проходил железнодорожный путь, дорога была разрушена. В 1900 г. было начато строительство железной дороги Стамбул - Багдад. Строительство железной дороги осуществляла немецкая компания «Сименс». Большая часть дороги была построена во время правления султана `Абдульхамида, но завершение строительства было осуществлено только в 1940 г. Эта дорога имела важное стратегическое значение, что вызвало обеспокоенность российского правительства. Вот выдержка из дипломатической переписки:

«В будущем законченном виде дорога даст возможность германской промышленности наводнить своими продуктами Малую Азию, Сирию и Месопотамию, а по окончании линии Багдад — Ханекин — Тегеран, также и Персию. Политическое значение дороги для Германии, заключается в том усилении и возрождении Турции, которое неминуемо должно повлечь за собой проведение железнодорожного пути через всю страну от Константинополя до Персидского залива с разветвлениями во все стороны. Усиление Турции и в особенности её военного могущества является одной из главных задач германской политики последних лет, направляемой к привлечению Оттоманской империи в сферу Тройственного союза.

— АВПР. Берлин, 4/17 марта 1911. Шебеко — С. Д. Сазонову.»

В результате этих реформ султану удалось удержать размер выплат по долгам до 7% бюджета при одновременном повышении доходов почти на 40% между 1878 и 1908 гг. Побочным эффектом индустриализации было то, что европейские державы отказались от поисков политической и военной гегемонии над османами и переключились на экономическую конкуренцию в интересах взаимной выгоды.

За это время были открыты музей археологии и войны, а также несколько библиотек. Также были открыты больницы для бедных и многие дома милосердия.

Потребности вооруженных сил и гражданской бюрократии, необходимые для управления огромной империей, требовали подготовленной рабочей силы. Султан `Абдульхамид знал, что турки не могли догнать Запад, если система образования не будет реформирована и расширена. Просвещению в этой связи было уделено самое пристальное внимание. Султан развил и завершил реформу образования, которая была начата в течение танзимата. Не смотря на давление долгового бремени, султан инвестировал из его личных ресурсов большие суммы для повышения уровня образования в мусульманских религиозных школах, расширение их программ, включение изучения физики и математики. Школы для немусульман, а также миссионерские школы стали свидетелями аналогичного увеличения посещаемости. Был наложен подоходный налог 39% на сельскохозяйственную продукцию, причем две трети полученных таким образом доходов предназначались для модернизации сельского хозяйства, а оставшаяся треть шла на народное образование.

Армия взяла на себя инициативу по улучшению технического образования. Лучшие инженерные кадры готовились в Военной академии, Военно-инженерном училище, Военно-медицинской школе и Школе морского флота. Большое количество инструкторов из Германии и Франции были привезены для модернизации высшего образования. Прием в техникумы увеличился в четыре раза. В Стамбульском университете в 1900 году были открыты факультеты математики, физики, богословия и общественных наук. На основе результатов обследования было принято решение заменить старую систему фаворитизма при поступлении в технические школы и университеты. Реформы образования, проведенные султаном `Абдульхамидом II, открыли двери для детей из менее обеспеченных классов, предоставляя им возможность побороться за более высокие должности на государственной службе и в армии. Благодаря усилиям `Абдульхамида II к концу его правления в Турции сложился слой профессионально подготовленных гражданских служащих. Но рост образованного класса, который пришел из низов общества, привел к требованиям повышения уровня их участия в политической жизни страны. Вместе с преподавателями из Франции и Германии в учебные заведения проникли революционные и масонские идеи. Именно молодые офицеры составили костяк «младотурок». В конечном итоге это привело к младотурецкой революции и свержению самого султана (1909).

Часть 9. Свержение султана

Недруги султана пытались сместить его. 21 июля 1905 г. на султана `Абдульхамида II было совершено покушение. `Абдульхамид регулярно посещал мечеть Йылдыз во время пятничной молитвы. Это постоянство было использовано армянскими сепаратистами в союзе с бельгийским анархистом Эдвардом Джоррисом, чтобы подготовить покушение. Перед мечетью в автомобиле была установлена бомба, состоящая из более чем 80 кг взрывчатых веществ и 20 кг железа в качестве поражающего элемента. В день акции `Абдульхамид остановился на беседу с шейх уль-исламом Джемаледдином Эфенди и опоздал прибыть к точке взрыва. Бомба взорвалась, было убито 26 человек, ранено 58 человек, повреждено 17 автомобилей и ранено 20 лошадей. `Абдульхамид не получил ни единой царапины.

В конце XIX века в Османской империи появляются наследники «Новых османов» - движение младотурков. Отличительными чертами этого движения были национализм, секуляризм и приверженность западному пути развития. Первые тайные младотурецкие группы (весьма разношерстные по социальному составу и политической направленности) возникли в Стамбуле в 1889—92 в военных и специальных гражданских учебных заведениях. Общей политической платформой всех групп была борьба за восстановление первой турецкой конституции 1876 и свержение `Абдульхамида II. В 1892 последовали первые аресты и ссылки участников младотурецких групп. В эти же годы стали складываться эмигрантские центры младотурок, создававшиеся бежавшими из Османской империи в Европу деятелями и идеологами младотурецкого движения. К 1894—95 гг. стамбульская тайная организация младотурок, действовавшая под названием «Османского общества единения и прогресса», имела свой устав и программные установки. Младотурки издавали в Европе и тайно распространяли в пределах Османской империи пропагандистские брошюры и листовки. В 1896—97 в Стамбуле были произведены аресты членов младотурецких групп, многие были отправлены в ссылку. В феврале 1902 в Париже состоялся первый конгресс младотурок, но он не смог обеспечить единства в движении. Затем отдельные ячейки активизировали революционную пропаганду. Особенно успешной оказалась она в Македонии, где конституционными идеями было проникнуто не только большинство офицеров, но и многие солдаты. Российский дипломат Петряев сообщал в 1908 г. из Македонии: «Революционное движение охватило почти всех офицеров. Не стесняясь, в беседах между собой и с иностранцами они резко критикуют существующий режим, громко высказывают недовольство теперешним правителем, ведущим Турцию к гибели, и требуют введения представительного правления…» К младотуркам примкнули многие чиновники местной администрации. Весной 1908 офицеры-младотурки подняли в Македонии восстание, требуя восстановления конституции 1876. Восстание явилось началом переворота, вошедшего в историю под названием «младотурецкой революции». В ответ на революцию `Абдульхамид объявил о восстановлении конституции 1876 года.

13 апреля 1909 года восстали солдаты, верные султану. Ранним утром 30 тыс. солдат под предводительством верных султану офицеров собрались перед мечетью Айя-Софья. Офицеры-младотурки были частично арестованы или перебиты восставшими. Некоторым из них удалось скрыться. К мятежникам вскоре присоединились многие из жителей столицы, так что число их достигло 100 тыс. Восставшие потребовали, чтобы султан упразднил парламент, сменил правительство, восстановил действие шариата и власть султана. `Абдульхамид поспешил удовлетворить эти требования. Но вскоре оказалось, что мятежники не имеют поддержки в стране. Большинство воинских формирований, расквартированных в разных частях Анатолии, отказались к ним присоединиться. Лидеры младотурок, большинство из которых успело бежать в Македонию, стали немедленно готовить ответные меры. Спустя несколько дней из Салоник выступило крупное подразделение третьей армии под командованием энергичного генерала Махмуда Шевкета-паши. Начальником штаба при нем был Мустафа Кемаль. 25 апреля эта армия вступила в Стамбул. После пятичасового боя верные султану части в беспорядке отступили. Вслед затем был захвачен султанский дворец Йылдыз.

Солдаты из Салоник, на которых базировался режим младотурок, отстояли их правление и заключили под стражу султана. А 27 апреля его брат Решад Эфенди был провозглашен султаном Мехмедом V. Мехмед V отличался уступчивостью и был марионеткой в руках младотурок. Таким образом Османская империя стала двигаться к своему закату.

До 1912 году `Абдульхамид II находился в заточении в Салониках, затем он был возвращен в Стамбул. Он провел последние дни своей жизни под домашним арестом, занимаясь написанием мемуаров во дворце на Босфоре, где и умер 10 февраля 1918 года. Он был похоронен в Стамбуле.

Часть 10. Заключение

Султан `Абдульхамид II пришёл к власти в критический для Османской империи период. Экономика страны погрязла в выплатах процентов по кредитам. Промышленное производство находилось в упадке. В сельском хозяйстве господствовали отсталые методы производства. Практически отсутствовала система народного образования. Европеизация в Турции сама и все, что ей сопутствовало, отождествлялась мусульманскими богословами и массой мусульманского населения с секуляризацией, так как она объективно разрушала мусульманские традиции в общественно-политической и культурной жизни. Естественно, что экспансия европейского капитала в Османскую империю, начавшаяся в середине XIX века, и сопровождавший ее ускоренный процесс европеизации столкнулись с противодействием традиционного уклада, основанного на нормах Ислама.

Происходил распад государственности, нарастала межнациональная рознь и национально-освободительные войны, которые вели нетурецкие народы, поддерживаемые при этом иностранными государствами.

Вначале правления султана `Абдульхамида II была принята первая в истории Османской империи конституция, в основу которой легли принципы обеспечения свободы и равенства всех граждан перед законом при сохранении исламских основ государственности.

Последовавшая вслед за этим русско-турецкая война 1877-1878 гг. привела к унизительному поражению. `Абдульхамид II берет на себя личную ответственность за управление империей и распускает парламент. В следующее десятилетие он приводит страну к устойчивому экономическому росту, снижению государственного долга, миру и подъёму образования.

Наибольшая заслуга султана `Абдульхамида, что даже сегодня многие мусульмане во всем мире называют его имя с ностальгией по ушедшей эпохе, когда почитают халифа, как политического руководителя глобальной исламской общины. Он дал умме мусульман чувство всеобщего братства. Мусульмане в отдалённых частях мира, как Индия и Нигерия смотрели на него как на руководителя по малым и большим вопросам. Его личность излучала религиозное, политическое, культурное и социальное влияние в исламском мире. Османская феска стала не только головным убором для турков, но и для индийских мусульман, египтян, марокканцев и мусульман Малайзии. Его неудача в том, что он проводил свою программу модернизации с помощью высокой степени централизации, при индивидуальном и строгом контроле, который позволил обвинить его в деспотизме. Он появился на исторической сцене в тот момент, когда империя обанкротилась и не мог защитить себя от многочисленных врагов. В условиях агрессии извне и саботажа внутри страны забытых сил национализма и западничества, когда империя была ослаблена внутренними терроризмом некоторых из немусульманских сил, пытавшихся во что бы то ни стало её разрушить, `Абдульхамид II был частично успешным, сохранив основу исламского правления в течение тридцати трёх лет и сохранив империю из большой войны. Но его методы и внутренняя напряженность, созданная самим процессом модернизации, способствовали его устранению от власти.

Али Воронович

05.01.2013
Османская империя
2
султан
1
Турция
57
история
41
статьи
165
Загрузка...