Мерьема Александрович: «Я благодарна Аллаhу и довольна своей жизнью»
17 августа 2014 года корреспондент электронного ресурса islam.by встретился в Новогрудке с ветераном войны и труда отважной татаркой Мерьемой Степановной Александрович.
Встреча состоялась в её гостеприимном доме по улице Ленина.
— Мерьема Степановна, расскажите, пожалуйста, о своём детстве и юности.
— Я родилась в городе Бресте 1 марта 1921 года в татарской семье. Отец Мустафа Богданович работал на железной дороге монтёром сигнализации. У нас была многодетная семья – 8 детей, пятеро из которых умерли в детстве. Мама Ева Богданович из Смольских нигде не работала – она воспитывала детей. Она была родом из Новогрудка. В то время в Бресте жили две татарские семьи: мы и Лисовские – у них было имение между Брестом и Белостоком. Мой отец умер молодым, заболев туберкулёзом. Когда умер отец, его похоронили на старом военном кладбище в Бресте, где был отведён участок для умерших турецких военнопленных, которое мы воспринимали как мусульманское кладбище.
— А где находилось это кладбище?
— Кладбище находилось возле старого аэродрома и лётного училища. На этом кладбище были похоронены отец и два моих брата, которые умерли в детстве. После войны, когда я приехала навестить на могилу, люди сказали, что уже нет лётного училища, а кладбище отведено под стройку. Сейчас кладбище ликвидировано.
— Как Вы оказались в Новогрудке?
— После смерти отца мать переехала на родину. В 1937 году я окончила 7 классов школы и курсы Красного Креста. Когда началась война в 1939 году я добровольцем пошла на войну и работала в госпитале в составе Польской Армии. Это был 51 эвакуационный госпиталь, который находился в Брестской крепости. Недели две мы работали, делали перевязки, ухаживали за раненными. Когда гитлеровцы напали на нас, самолёты бомбили, в Брестской крепости были значительные разрушения. Кому была судьба выжить, уцелеть, те в ночное время уходили из крепости и остались живы. Таким образом я в составе группы польских военных через Украину уходила в Новогрудок.
После того, как вышла из Брестской крепости в первый период Советской власти меня отправили учиться в двухгодичную школу медсестёр. Во время Великой Отечественной войны я работала с подпольем, ухаживала за больными, доставляла медикаменты, помогала партизанам. Судьба моих подруг сложилась по разному. Иногда соседи указывали немцам на тех, кто помогал с подпольщикам. Мою подружку Зину Масловскую фашисты сожгли живьем в деревне Метрополь возле Новогрудка. Вместе с ней и её родителями в старом сарае сожгли 50 человек. Материал про неё есть в Новогрудском краеведческом музее.
Кончилась война, вышла замуж за Мустафу Александровича, родила две дочери. Сейчас живу одна, младшая дочь умерла. За мной ухаживает соцобеспечение.
— Где Вы работали после войны?
— Я работала сначала в детприёмнике – распределителе, потом самое долгое время в туберкулёзном диспансере. В настоящее время мне уже 93 года. Похоронила я дочку Аминю, которая работала в воинской части, имею внуков и правнуков. Я благодарна Аллаhу и довольна своей жизнью.
— Какие награды Вы имеете?
— Я награждена большим количеством медалей, в том числе польской медалью «Za udzał w wojnie obronnej 1939»
— Пусть помогает Вам Аллаh, даёт долгие года жизни, доброе здоровье, счастье и мир.