Издана монография «История суфизма в Мавераннахре: формирование и систематизация учения (VIII – XI вв.)»

Монография освещает период VIII – XI веков в истории центральноазиатского суфизма, который до сих пор был недостаточно известен науке, а также ярко показывает роль созданных нашими предками суфийских источников в развитии суфийского знания

Монография старшего научного сотрудника Института востоковедения АН РУз, доктора философии по историческим наукам (PhD) Камильджана Рахимова была издана в издательстве «Академнашр» Институтом востоковедения АН РУз совместно с Центром мемориального комплекса Бахауддина Накшбанди, общественным фондом «Бухорои шариф», научной школой изучения суфизма при высшей медресе Мир Араб.
Эта исследование посвящается благословенной Бухаре, объявленной ISESCO столицей исламского мира в 2020 году, а также 915-летию со дня рождения Ходжи Абдухалика Гиждувани и 700-летию со дня рождения Ходжи Бахауддина Накшбанди.


Древний Мавераннахр считается одним из регионов, в которых возник и пустил глубокие корни суфизм. Период до XII века в истории центральноазиатского суфизма, который предшествовал появлению суфийских тарикатов, занимает важное место в развитии этого учения и закладывает прочные основы для его последующей эволюции. Наши предки в своих фундаментальных трудах, посвященных суфизму, сумели представить в виде единой системы это учение, казавшееся ранее разрозненным. Систематизация суфийской доктрины, начатая в IX веке Хакимом ат-Тирмизи, была доведена до конца в конце Х – начале XI вв. ал-Калабади ал-Бухари и ал-Мустамли ал-Бухари. Это, в свою очередь, послужило теоретической основой для формирования с XII века суфийских тарикатов в различных регионах исламского мира, в том числе в Мавераннахре.

В монографии (ее объем 400 стр.) молодого ученого востоковеда, доктора философии (PhD) Камильджана Рахимова рассматриваются важные особенности центральноазиатского суфизма в период, предшествовавший суфийским тарикатам, его основные идеи и роль трудов, написанных его крупными представителями – «Ат-Та‘арруф» ал-Калабади ал-Бухари и «Шарх ат-Та‘арруф» ал-Мустамли ал-Бухари – среди источников по суфизму, значение «Шарх ат-Та‘арруф» в качестве важного сочинения по суфизму и его влияние на более поздние суфийские трактаты.

Следует сказать, что, несмотря на достаточно широкое изучение суфизма в мировом востоковедении, исследователи из разных стран приходили к различным выводам по поводу истории суфизма, его периодизации, суфийского учения и его составных элементов, суфийских школ, течений и тарикатов, исходя из взглядов, господствовавших в их государствах или научно-культурных и интеллектуальных кругах, к которым они принадлежали. Например, большинство зарубежных востоковедов не уделяли внимания тому, что в Центральной Азии, наряду с другими регионами исламского мира, сформировалась самостоятельная школа суфизма, которая заняла важное место в эволюции этого учения. Что касается узбекских востоковедов, специализирующихся на этой тематике, то, если не считать отдельные исследования, посвященные творчеству жившего на рубеже IX – X веков ал-Хакима ат-Тирмизи, история суфизма в нашей стране изучается начиная с XII века, когда появились тарикаты йассавийа и хаджаган-накшбандийа, тогда как предшествующий период в этом плане оставался практически неизученным.

Молодой узбекский специалист по суфизму Камильджан Рахимов в своем исследовании сумел восполнить указанный пробел, возникший в узбекской традиции научного изучения суфизма, то есть осветил в общих чертах период VIII – XI веков, предшествовавший появлению тариката хаджаган-накшбандийа, который был важным этапом в истории нашего отечественного суфизма и до сих пор оставался в стороне от внимания исследователей. Он также доказал, что в Центральной Азии сформировалась и развивалась собственная школа суфизма, которая была независима от других региональных школ этого течения.

Важный аспект указанной работы состоит в том, что в ней показано, что центральноазиатский суфизм носил научно-теоретический характер, и наши предки не ограничивались тем, что занимались суфийской практикой, а посвящали суфизму свои труды, внося значимый вклад в придание ему научно-теоретического характера. Касаясь в общих чертах роли таких теоретиков суфизма центральноазиатского происхождения, как ал-Хаким ат-Тирмизи, ал-Калабади ал-Бухари и ал-Мустамли ал-Бухари, в систематизации суфийского учения, автор отдельно рассмотрел значение сочинения «Шарх ат-Та‘арруф» ал-Мустамли ал-Бухари как фундаментального труда, посвященного основам суфизма, и то влияние, которое оно оказало на более поздние суфийские сочинения.

Важное значение этой монографии не только в освещении малоизвестного периода в истории центральноазиатского суфизма, но и в том, что она показывает: этот период послужил основой для формирования суфийских тарикатов, которые стали появляться начиная с XII века, в частности, тариката хаджаган-накшбандийа.

В данной работе использован новый подход в освещении истории центральноазиатского суфизма. И нет сомнений, что на его основе будут проведены новые исследования, в которых объектом всестороннего, цельного, систематичного и глубокого изучения станут и другие малоизученные периоды в истории отечественного суфизма, его представители и их труды.

Большой раздел монографии посвящен изучению «Шарх ат-Та‘арруф», где показано значение этого сочинения в качестве важного источника по суфизму, в том числе степень освещения в нем истории, определения и сущности суфизма, ступеней суфийского пути, жизни и деятельности суфиев, а также его места в систематизации суфийского учения.

Монография освещает период VIII – XI веков в истории центральноазиатского суфизма, который до сих пор был недостаточно известен науке, а также ярко показывает роль созданных нашими предками суфийских источников в развитии суфийского знания.

Автору в своем исследовании удалось убедительно продемонстрировать, что с самого начала зарождения суфизма в Центральной Азии существовали собственные суфийские течения и сформировалась самостоятельная школа суфизма, а ее представители занимали важное место в систематизации суфийской доктрины.

При этом важно отметить, что одной из особенностей центральноазиатской школы суфизма, разительно отличающих ее от других суфийских школ, а также определяющих важное место в эволюции суфизма, является ее научно-теоретический характер, в том числе создание ее представителями трудов, посвященных систематизации суфийской доктрины. Именно это ярко и последовательно прослеживается в указанной монографии.

Помоги нам - чтобы мы помогли тебе
Помочь