Старые татарские селения Кемеровской области
Татарские деревни в Кемеровской области являются неотъемлемой частью истории развития этого края. По своему возникновению их можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести селения, образованные коренным населением (телеутами – калмаками), а ко второй – образованные в процессе переселения татар-мусульман из европейской части России.

На северо-западе Кемеровской области вдоль озер, образованных протоками реки Томи, раскинулось село Юрты – Константиновы. Это селение расположено между городами Кемерово и Томском. По некоторым сведениям этому поселению около 400 лет. У этой деревни двойное название: от татарского «юрт», что значит дом и русской фамилии Константиновы. Некоторые историки полагают, что село было образовано вслед за закладкой расположенного неподалёку в 4 км. севернее Соснового острога. Напомню, что присоединение сибирских земель к Московскому государству шло путём строительства острогов, имевших важное охранное значение для русского государства. Сосновский острог — оборонительное сооружение, построенное в 1657 г. Раскопки башни острога, реконструированной в экомузее «Тюльберский городок», проводились археологом Ю. В. Шириным. Острогом в Сибири называли только менее укреплённые, по сравнению с городом, оборонительные пункты со стенами из заострённых брёвен, часто в виде четырёхугольника, каким, например, и был Кузнецкий острог, который располагался в южной части современной Кемеровской области (современный город Новокузнецк).
Царское правительство для охраны новых присоединённых земель использовало и инородцев, лояльных к новой власти. Сложилась так называемая новая прослойка в обществе – служилые татары, которые совместно с русскими служилыми людьми обороняли Томск и его окрестности от нападений других кочевых племён, ходили в походы и сопровождали посольства. Я предполагаю, возможно, что и жители Юрты – Константинова, несли службу и охраняли от набегов кочевников Томск с юга, они расположены южнее этого города. Как пишет В. М. Кимеев: «На первом этапе истории калмаков частые междоусобицы и борьба за пастбища, вынудили небольшую их группу, возглавляемую князем Иркой Уделековым и братьями Кожановыми, откочевать в 1662 году под Томский острог и принять подданство русского царя». [2, С. 124] По мнению Н. С. Садыкова-Еремейкина: «в далёкие времена наши предки, возглавляемые князем Иркой Уделековым и братьями Кожановыми, прибыли из Приобских степей. Здесь они перемешались с Сибирскими и Казанскими татарами, из этой сложной смеси получились мы – татары-калмаки». [3, С. 6]
Источники XVII века дают мало информации о конкретных населённых пунктах, где проживали татары в этих районах. Так, например, на «Чертеже земли Томского города» 1703 года указаны выше по течению реки Томи южнее Томска речка Тугоякова и юрты Телеутские. В 1662 г. группа телеутов переселилась со своих земель в пределы Томского уезда. [4, С. 48] Большая часть их во главе с Балыком Кожановым поселилась к югу от Томска. Ремезов указал юрты Телеутские и деревню Константиново. Другой князь Ирка Уделеков вместе с Балыком Кожановым принял русское подданство, за что и получили эти земли. Впоследствии они и считаются основателями юрты Телеутские. Согласно сохранившимся архивным документам русская деревня Константиново Томского уезда была основана в 1616 г. томскими посадскими людьми по фамилии Константиновы. Но в «Описании Томского уезда Тобольской провинции Сибири» в 1734 г. академик Г.Ф. Миллер пишет, что в деревне Константиново на восточном берегу Томи живут татары-телеуты. Так же другой путешественник С. П. Крашенинников, в том же году, составил «Реестр деревень от Кузнецка вниз по Томи до Томска», где указал, что ниже деревни Висникова находятся Константиновы юрты, а в них живут чадские татар. [2, С. 10-11] И скорей всего эти племена приняли ислам под влиянием чадских татар. И многие князья телеутов находились в тесной родственной связи с мурзами чадских татар. Первоначально чадские татары кочевали вдоль берегов Оби и её притока р. Чаусы выше устья Томи. После основания Томска часть из них поселились в окрестностях Томска и стали частью служилых татар. Позднее чаты смешались с томскими татарами и стали составным элементом формирования этого народа. Со временем, томскими татарами стали называть все тюркоязычные племена, живущие вдоль реки Томи от севера Кемеровской области до впадения ее в реку Обь.
Указом от 12 ноября 1689 года было учреждено сообщение между Москвой и Сибирью. До этого всего лишь 3 раза в год ходила почта из Москвы в Тобольск, Нерчинск, Якутск. В 1724-25 годах уже два раза в месяц и до Камчатки. Сибирский тракт начал строиться в 30-е годы XVIII века. И шел тракт с Москвы на Китай. Проходил через следующие города: Нижний Новгород, Казань, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тару, Каинск (современный Куйбышев Новосибирской области), Чаус (Колывань), Томск, Мариинск, Ачинск, Красноярск, Иркутск, Кяхту, и далее в Китай. Во II половине XVIII века, а точнее в 1763 году, вдоль тракта были открыты почтовые станции, которые обслуживали ямщики. Это была трудная и ответственная работа. В XVII веке на Сибирском тракте насчитывалось более 7000 ямщиков, позднее еще больше. Вдоль Московского тракта стояли десятки кузниц и не случайно, т.к. в далеком пути лошади теряли подковы, ранили ноги, ломались сани, телеги, и, чтобы привести все это в порядок, работа кузнецов была незаменима. С началом строительства Московского тракта в XVIII веке вдоль него стали появляться русские деревни и под их натиском несколько семей переселилось на правый берег Томи, рядом с Сосновским острогом. Близость с трактом дало новую работу и выгоду жителям деревни, они занялись извозом товара по дороге и стали торговать рыбой, скотом. Деревня стала богаче, жители срубили избы и двухэтажные дома, построили новую мечеть и медресе. Таким образом, сформировалась центральная часть улуса Юрты, а рядом была русская деревня Константиново. Фактически с XX века они уже составляли единое селение, но числились в разных волостях. [2, С. 125] Точная дата строительства мечети и медресе не известна, но согласно памятной книжке Томской губернии, в 1904 году в селе уже была мечеть и медресе. К 1911 году в селе проживало 208 человек, и было 39 дворов. Последним муллой был Валиш Абдрашитов, который был впоследствии репрессирован. В годы коллективизации в Юртах образовался колхоз «Кызыл сабанчи» (Красный пахарь), в Константинове – колхоз «Красный факел». В 1931 году эти колхозы объединились в один – «Кызыл-Шарэк», что значит Красный Восток. В объединённом селе открыли две школы – русскую и татарскую. Школа для татар размещалась в доме муллы Валиша Абдрашитова. [2, С. 11-12] Мечеть же просуществовала до 1940 года, после её сделали избой-читальней. [7, Д. 2, Л. 2] Затем в здании мечети располагался клуб, который просуществовал до 1998 года.

Другое поселение, основанное калмаками, считается Зимник (татарское название Кышлау) – это село находится в северной части Кемеровской области в Юргинском районе. В 1673 году предки калмаков получают за хорошую службу государству Российскому обширные пастбища на вечное пользование, первым укреплённым поселением и было — улус Зимник (Кышлау). Название «кышлау» с татарского языка обозначает зимовье. Известно, что тюркские племена, жившие на Сибирских просторах, вели кочевой образ жизни. Летом передвигались со своими стадами в поисках хороших пастбищ и жили в юртах. А зимой останавливались на зимовку в определенном месте и жили в рубленых домиках. [6, С. 78] Все остальные юрты это разросшиеся заимки Зимника, в которых первоначально племена жили только во время полевых работ. Стало быть, улус Шалай, Искитимские юрты и Большой улус (судя по названию, здесь проживала родовая знать) — это бывшие летние стойбища. Интересно то, что зимники у сибирских тюрок в отличие от летников устраивались обычно на высоких берегах рек или возвышенностях. Все это в известной мере соответствует местоположению улуса Зимник, Касаясь конкретных природных обстоятельств возникновения этого селения, Д. В. Кацюба писал, что в прошлом на этом месте зимой был мелкий покров снега, и телеуты пригоняли сюда скот на зимние пастбища, так как скот у них всю зиму находился на подножном корму. Постепенно здесь возникло селение, которое и стали называть Зимник. Это селение находится, примерно в 6 км. от города Юрги. [1, С. 50-51] До революции в Большом улусе и Зимнике имелись свои мечети. В Зимнике располагались мусульманская школа и волостное управление. Кстати в 1859 г. в этом старинном селе насчитывалось всего 41 житель и 9 хозяйств, а в 1911 уже 727 жителей и 99 хозяйств. [1, С. 54] Со временем сюда переселилось много татар-мишар из Европейской части Российской империи. Село состояло на половину из местных калмаков и татар-мишаров.

Территория Сибири огромна, а населения для освоения этих территорий очень мало. И государство принимало различные меры для заселения этих территорий. В 1734-45гг. Сенат принимает указы о вольном переселении людей из Московской, Казанской, Архангельской областей. В далёком 1736 году село Теплая Речка, что находится в Ижморском районе, начали обживать татары – переселенцы, так называемые «государственные крестьяне». Стоит это село на открытом месте, окружённом берёзовыми лесами и незамерзающими даже в трескучие морозы родниками. В этом селе полуразрушенная мечеть находится возле сельского кладбища. Коммунисты в своё время не решились свалить ее минарет, помешало соседство с кладбищем, единственным местом, где они допускали проведение религиозных обрядов. Старый минарет, переживший годы атеизма, рухнул от старости. В XIX веке была построена ещё и соборная мечеть, взамен сгоревшей старой мечети. У первой мечети было 255 прихожан, а у второй 650 мужчин. В 1930 году мечеть закрыли и использовали некоторое время для хранения зерна. [7, Д. 2, Л. 2] Долгое время старое, покосившееся от времени деревянное строение мечети стояло на возвышенности в деревне. В 20 19 году его разобрали.
В указе от 31 мая 1829 года «О постройке мечетей в татарских деревнях, по приложенному образцовому плану и фасаду» были указаны основные требования, которые должны были выполняться при строительстве мусульманских храмов. Конечно, селяне построили эту мечеть, а копия этого интересного архивного документа хранит сейчас Алтынбаева Рамиля Хуззятовна. При изучении этого документа раскрылся ещё интересный факт, а именно при восстановлении этой мечети, в оформлении этого прошения участвовал их предок Алтынбаев Минсафар, который в те давние времена был старостой деревни.
В шести километрах к северу от Тёплой Речки расположено село Нижегородка, основанное так же в XVIII веке татарами из Нижегородской губернии. Это были люди, добровольно переселявшиеся по царской земельной реформе в Сибирь из густонаселённых регионов империи. Конечно, была построена деревенская мечеть. А в 1894 году был утверждён проект на постройку соборной мечети в Нижегородке. По некоторым сведениям открыта она была в 1899 году, числилось прихожан мужского пола 319 человек. Имамом числился с 1894 г. Хабибулла Ямаранов, умер в 1901 году. Муллой был назначен с 1882 года Сингатулла Курмашев, который скончался в 1914 году. Мечеть действовала до 1930 года, затем её закрыли и использовали под сельскохозяйственное хранилище [7. Д. 2, Л. 2.]. В 1970-е мечеть была полностью разрушена и на её месте построен сельский Дом культуры. Мусульманский полумесяц минарета от этой мечети селяне установили на местном кладбище. Села Теплая Речка и Нижегородка находились на Сибирском тракте и зимой снаряжали обозы в Иркутск и Красноярск. Туда везли мясо, мёд, воск, муку, пшеницу. А обратно — спички, керосин, ситец, конфеты, сахар, чай, обувь» [5].
Село Серебряково Тисульском районе возникло, предположительно, лет 250 назад. По легенде, название она получила от первого жителя, татарина по фамилии Серебряков. По некоторой версии он был ссыльным или беглым. Потом в это место потянулись татары из европейской части России. В середине 19 века из Пензенской губернии переехало много семей татар. Даже когда в настоящее время местные жители слышат речь пензенских татар, понимают, что и они разговаривают именно так.
Новая соборная мечеть в селе была открыта в 1894 году. Имамом в селе с 1860 года был Мухаметфаткул Курмашев, который умер в 1914 году. Прихожан было на то время 379 человек. В 50-е годы прошлого века мечеть разрушили. Осталась лишь фотография в школьном музее.
Источники и литература
- Галкин Н.В. История Юрги ¬ / Н.В. Галкин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. – 472 с.
2. Кимеев В.М. Притомские калмаки: Историко-этнографические очерки / В.М. Кимеев. – Кемерово: Кузбассвузиздат,1998. – 152 с.
3. Радич Е. Великий день Курбан-байрам / Е. Радич // Кузбасс. – 2006. – №10(21 января). – С. 6.
4. Уманский А. П. Телеуты и русские в XVII-XVIII веках / А.П. Уманский. – Новосибирск: 1980. – 295 с.
5. Худайбердина Р.М. История татарских деревень Ижморского района / Р.М. Худайбердина. [Электронный ресурс]. URL: http://dumko42.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=713:2015-12-28-08-53-49&catid=36:lead&Itemid (дата доступа 13.07.2016).
6. Ярков А.П. Ислам на краю света. История ислама в Западной Сибири. Т-1 / А.П. Ярков. – Тюмень: РИФ «Колесо», 2007. – 415 с.
7. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО), — Ф. Р-964, оп. 1.