Поклонение

Расскажите своим близким о Курбан-байраме

«Он (Ибрахим) сказал: «Я ухожу к моему Господу, Который поведёт меня верным путём. Господи, одари меня (потомством) из числа праведников!» Тогда Мы обрадовали его вестью о кротком юноше. Когда он достиг (того возраста), чтобы проявить усердие вместе с ним, он сказал: «Сынок мой! Поистине, я видел во сне, что закалываю тебя. Поразмысли, что ты думаешь (об этом)?» Он сказал: «Батюшка мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты убедишься, что я буду терпелив». Когда они оба покорились (Аллаху), и он уложил его (сына) на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаём творящим добро. Воистину, это и есть явное испытание. Мы выкупили его (сына Ибрахима) великой жертвой» (Коран, 37:99-107).

Согласно библейскому рассказу (Быт.22:1-19), Бог призвал Авраама принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». Ошеломлённый Авраам повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака, «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба: Авраам! Авраам! <…> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня (Быт.22:11-12). Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся: «Благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:16-18).

Наше Священное Писание, Коран, как и предыдущие, изобилует историями из жизни Пророков, мир им, проживающих в разные времена, на разных землях, призывающих к единобожию различные народы. Изучая эти истории, мы извлекаем из них уроки, учимся на ошибках и стараемся их не повторять. Все события в жизни пророков – назидания для нас, но некоторые из них не только сохранились на страницах Писаний, но и плотно вошли в обрядовую часть нашей религии. Одним из самых ярких таких примеров является история Пророка Ибрахима (Авраама), мир ему, которая не только подарила нам, мусульманам, праздник Курбан Байрам, но и легла в основу многих обрядов, совершаемых паломниками во время хаджа.

Пророк Ибрахим (Авраам), мир ему, был испытан приказом Всевышнего принести в жертву своего сына, но в последний момент, когда проявилась полная покорность Пророка Ибрахима и его сына (мир им) своему Господу, Всевышний заменил жертву барашком, который и стал символом этого праздника.

К сожалению, мы можем наблюдать непонимание сути этого праздника у христиан, Писание которых также приводит историю о жертве Авраама. Но даже среди мусульман можно встретить лишь следование традиции, без особого понимания ее сакрального смысла. Современное общество уже во многие священные понятия внесло свои коррективы, и термин «жертва» сегодня воспринимается в негативном значении, как что-то древнее, первобытное, не имеющее отношение к цивилизованному обществу. Однако, следует напомнить, что не будь способности человека жертвовать, ни одна культура не доросла бы до уровня цивилизации, ведь жертвенность – это умение видеть дальше собственного существования, уметь выходить за пределы своего «я», служить Всевышнему и человечеству.

Многие спрашивают, зачем Богу наши жертвы. И вопрос хороший, ведь они Ему действительно не нужны. Всевышний абсолютно Самодостаточен и не нуждается ни в чем. Но они нужны нам для того, чтобы напоминать себе о реальности; о том, что никто из нас не владеет ничем, кроме того, что Аллах дал нам во временное пользование и может забрать в любой момент. Но нужно понимать, что в решении приносить жертву нет собственного видения, это лишь узаконенное Всевышним требование в определенных обстоятельствах, и сам человек не должен придумывать, чем и когда ему нужно жертвовать.

Само это желание что-то отдать другому, чтобы выразить свою преданность – в основе человеческой природы, нам нужно лишь правильно его использовать, не придумывая ничего от себя.

Всевышний потребовал от Ибрахима принести в жертву его сына. Наверное, нет ничего труднее для человека, чем потерять своего ребенка, а тут его нужно было не только потерять, но и еще и убить собственноручно. Не раз в истории философы и прочие мыслители высказывали идеи о жестокости Бога, заставляющего идти человека на такие жертвы, но лишь верующий человек сможет заглянуть глубже и понять, что за этой кажущейся жестокостью скрывается истинная Любовь Всевышнего к своему Творению. Всевышнему не нужна это жертва. Он лишь хочет помочь человеку не утратить нить своей жизни. И Ибрахим это знал, как знал это и его сын, который был готов отдать себя на заклание. Так проявляется то, чего нам всем в жизни часто не хватает, хоть и мы считаем себя верующими – доверие нашему Творцу. Мы верим, но когда нам нужно чем-то пожертвовать, будь то время для молитвы, чтения Корана, посещения родных, больных; либо своим имуществом, когда нужно выплатить закят или сделать курбан – мы начинаем сомневаться и думать, как же нам это поможет прямо сейчас. Ибрахим выразил наилучшим образом свое доверие, сохранив тем самым своего сына, но в благодарность все же должен был принести в жертву животное.

Мы постоянно просим у Аллаха чего-то для себя. Мы хотим иметь все, забывая о том, что эта жизнь лишь место нашего испытания и временного пребывания. Будучи отправленным из рая на эту землю человек утратил самое ценное, что у него было: его близкую связь с Творцом. Именно она способна сделать раем любое место, и именно ее мы пытаемся вернуть на этой земле, используя порой совсем неподходящие для этого способы, ведь основа этой связи — не материальный мир, а духовный.

Мы обманываем себя возможностями этого мира лишь для того, чтобы заглушить внутри эту величайшую тоску, чтобы хоть как-то компенсировать эту утрату связи с Богом. Тело нуждается в материальной пище, а душе не нужен никто, кроме Аллаха. Стоит только это признать, как у человека появляется надежда заполнить эту ноющую пустоту внутри, ведь Всевышний нам дал указания, как это сделать.

Мы очень быстро привязываемся к этому миру, своему имуществу, потомству, положению, социальному статусу, общественному мнению, забывая, что это все должно помогать нам преодолеть боль временной утраты, но не стать самоцелью. Каждый год в Курбан Байрам Всевышний ждет от нас проявления своей покорности, подтверждения своей веры и понимания того, что все, что мы имеем – Его Милость. Каждый день нас подстерегают сотни опасностей, о которых мы даже не подозреваем, многие из нас могут привести в своей жизни множество примеров таких решений, которые повернули их жизнь в другую сторону, не дав упасть и потеряться в пучине мирских забот. Чем мы можем отблагодарить Всевышнего за все Его милости? Лишь своей покорностью, подтверждением делами того, что мы действительно понимаем, как устроен этот мир и, Кто Его Творец и Хозяин.

Закалывая жертвенное животное, мы отдаем часть своего имущества, к которому очень привязаны, напоминая себе о том, что оно не наше. Мы просим Всевышнего принять эту жертву мясом животного, не лишая нас чего-то другого, более ценного. Мясо животного делится на три части, и две трети его необходимо раздать нуждающимся и в качестве угощения. Мы приносим жертву не для того, чтобы оставшейся после раздачи третью мяса забить свой холодильник, а чтобы проявить перед Всевышним свое смирение, как это сделал когда-то Ибрахим и его сын. Мы надеемся, что наши старания помогут нам однажды вернуть ту утраченную с приходом  на землю связь с Творцом. Мы не можем сделать это в мирской жизни, но мы можем и должны бережно хранить и пытаться спасти отголоски этой связи, которые все еще живы в нашей душе, не давая соблазнам этого мира полностью утратить связь с объективной реальностью Создателя.

Не мы, мусульмане, придумали праздник Курбан Байрам. Мы лишь сохранили его, как напоминание всем грядущим поколениям о том, что наша вера проявляется не в молитвах, постах, не в громких словах, которые мы говорим, привлекая внимание людей, а в том, насколько мы следуем тому, во что верим и насколько мы действительно мусульмане – покорившиеся. Расскажите своим близким историю Ибрахима или Авраама…

Елена Иващенко

Елена Иващенко
Руководитель комьюнити Мусульманок Беларуси
Елена Иващенко
Узнайте больше о нашей общине
Узнать