Об испытании
В суре аль-Бакара в 249 аяте рассказывается про Талута:
«Когда Талут отправился в путь с войском, он сказал: «Аллах подвергнет вас испытанию рекой. Кто напьется из нее, тот не будет со мной. А кто не отведает ее, тот будет со мной. Но это не относится к тем, кто зачерпнет пригоршню воды». Напились из нее все, за исключением немногих из них…» (2:249).
Невыносимое чувство тоски и боли охватывает меня каждый раз, когда я читаю эти строки: и напились из неё все, кроме немногих. Талут ведь предупредил людей, что они будут испытаны рекой. А ведь с ним было много верующих, но, услышав про испытание и встретив реку, они тут же о нем забыли.
Представьте, каково было Пророкам. Каково это было: все видеть, понимать, пытаться помочь изо всех сил, но быть при этом неспособным что-то изменить. В этой же суре в 272 аяте Всевышний Аллах говорит:
«Вести их прямым путем — не твоя обязанность, ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает. Все, что вы расходуете, идет на пользу вам самим. Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо» (2:272)…
Делаешь, стараешься, отдаёшь свою жизнь, чтобы помочь людям, но не имеешь никакого понятия, кто последует за тобой, даже хотя бы прислушается, а если и поступит так, то не факт, что при перовой же возможности не забудет и не побежит делать то, о чем его предупреждали. Какой силой духа надо обладать, чтобы при этом продолжать свое дело и все так же любить людей…
И ведь не уйдёшь с этого пути, не скажешь: «Всё, надоели эти бестолковые люди! Я им говорю, а они не слышат! Пусть делают, что хотят!» Йунус, мир ему, правда попробовал было, но тут же пришлось ему осознать свою ошибку, попав в чрево кита. Путь — один, и с него не получится сойти.
Зачем мы читаем эти истории? Почему так много их нам рассказывает Всевышний в Коране? Не потому ли, что будучи людьми, «покорившими» космос и «подчинившими» себе землю, мы ни капли не изменились? Никакая цивилизация, научная революция и технический прогресс не сделали нас умнее. Вот придёт Даджаль, и пойдём мы, как зомби за ним, уже сейчас идём, и не понимаем этого. Только удивляемся: как же это так! Знать о нем и всём, что будет, и все равно клюнуть на эту удочку? А очень легко. Мы уже клюем. Не верите, думаете, что это не про нас? Думаете: мы же верующие, это про тех, кто вообще погряз в неверии? Но разве они ориентир для нас? Мы не с ними себя должны сравнивать, они вообще не верят, и все предупреждения для них — не доводы, у них свои идолы, потому и нечего на них смотреть. Но вот то, что мы, верующие, пойдём за Даджалем так же, как и они, — это должно бы заставить нас поскорее пересмотреть свои жизненные потребности и приоритеты. Говорят ученые: хочешь узнать свое положение перед Всевышним, посмотри, чем наполнен твой день. Кому посвящено твоё время. Вот это и есть твой идол, которому ты поклоняешься, хоть и веришь в то, что Аллах Единый Творец и Управитель. Да-да, мы стали рабами своих привычек больше, чем Всевышнего. Поступки не подтверждают убеждения. Раб Аллаха не может быть больше ничьим рабом.
Спросите себя: готов ли я выполнять приказы Всевышнего, если не увижу результаты своего труда в ближайшее же время? Если Он не ответит на мои дуа так, как я хочу, если люди не поддержат; если будет трудным и долгим мой путь, то что я выберу?
Пусть Аллах поможет нашим сердцам слышать, чувствовать, и следовать вечному пути, чтобы не были и мы теми, про кого потомки наши скажут: и напились из этой реки все, за исключением лишь немногих…