вопросы
1041
новости
53
статьи
192
хадисы
18
видео
2
книги
3

Злословие и сплетни

К сожалению, и в среде мусульман распространились отвратительные действия и дурные привычки, от которых мало кто уберёгся. Многие люди не придают им значения, однако у Аллаhа они являются огромным грехом. Они часто проникают в разговор людей и давно уже стали непременным атрибутом любого собрания...

Это – злословие и сплетни. Аллаh сказал:

«Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата? Ведь вы чувствуете к этому отвращение?»

(49:12)

«Горе всякому хулителю и обидчику»

(104:1)

Неужели после предостережений Аллаhа нужны ещё и другие предостережения? Посланник Аллаhа также строго запретил злословить и распространять сплетни, а он для нас – добрый советчик и надёжный руководитель.

Посланник предостерегал от этих пороков и сказал в прощальной проповеди:

«Поистине, ваша кровь, имущество и честь так же священны (то есть неприкосновенны) для вас, как и этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе. Донёс ли Я?»

Приводят Аль-Бухари и Муслим

Знайте же, что злословие и распространение сплетен относятся к числу дел, за которые человек подвергается мучениям в своей могиле. Да убережёт нас Аллаh от этих мучений! Люди, которые порочат и очерняют других, заслуживают наказания уже в этом мире, и любой из них может быть опозорен в собственном доме. Один из сподвижников передал:

«Однажды Посланник Аллаhа обратился к нам с речью так, что его слышали даже старые женщины в своих домах: «О те, у которых вера на языке, но не в сердце! Не злословьте о мусульманах и не следите за ними, ибо, поистине, кто следит за братом своим (чтобы опорочить его), за тем следит Аллаh, а за кем следит Аллаh, тот будет опозорен в cвоём же доме»

Приводит Ат-Тирмизи

Вспомним пример, который Пророк показал своим сподвижникам.

Когда одного человека побили камнями за прелюбодеяние, кто-то сказал своему товарищу: «Его убили, как собаку!» А потом они прошли вместе с посланником мимо разлагающейся туши, и он сказал им: «Ешьте!» Они сказали: «О, Посланник Аллаhа! Как же мы можем есть мертвечину?» Он сказал: «То, что вы сказали о своём брате, омерзительнее этого!»

Приводит Абу Дауд

Злословие – великий грех, и беда мусульман в том, что многие из них не знают или забывают об этом. Некоторые думают, что если сказать о своём брате что-то, что ему неприятно слышать, но соответствует истине, это не будет считаться злословием. Они забывают, что Посланник сказал:

«Известно ли вам, что такое злословие?» Люди сказали: «Аллаh и Его Посланник знают об этом лучше». Он сказал: «Это когда упоминаешь ты о брате твоём так, что это не понравилось бы ему». Люди спросили: «Скажи, а если моему брату присуще то, о чём я скажу?» Он сказал: «Если ему присуще то, о чём ты скажешь,– значит, ты злословишь о нём, а если он не таков, значит, ты наговариваешь на него»

Приводит Муслим

Исходя из этого хадиса, учёные сказали: «Злословить о человеке – значит, говорить о нём то, что соответствует истине и что ему неприятно было бы услышать. Сказанное может касаться его тела, его религии и мирской жизни, его внешнего вида, характера, нравственности, имущества, родителей, супруги, слуги, невольника и так далее. Злословие может выражаться устно, на письме или жестом, включая косой взгляд, указание рукой или кивок головой».

Как велик Ислам, оберегающий честь людей! Что может быть прекраснее благонравного верующего? Что может быть чище общества, все члены которого соблюдают права друг друга? Любое здание разрушается, если на него со всех сторон обрушиваются удары, а мусульмане должны быть сплочёнными и воздерживаться от насмешек, издевательств, злословия и сплетен.

Все мы должны избавиться от этой дурной привычки. Чаще всего человека побуждают к злословию гнев и досада. Разозлившись на кого-то, человек начинает говорить о его недостатках и дурных делах. Иногда человек затаивает в душе злобу на кого-то, и впоследствии она побуждает его к злословию. Поэтому мусульманин должен стараться ни на кого не гневаться и не злиться, и просить у Аллаhа помощи в этом, ибо Он – лучший помощник.

Бывает также, что человек злословит о ком-то в угоду своим товарищам. Ему кажется, что если он упрекнёт их за то, что они злословят и сплетничают о ком-то, они перестанут дружить и общаться с ним, и он старается подстраиваться под них. Это–признак слабости веры. Ведь мусульманин обязан защищать честь другого мусульманина, и за это верующего ждёт великая награда. Посланник Аллаhа сказал:

«Кто оставит без помощи мусульманина, когда кто-то задевает его честь, того Всевышний Аллаh оставит без помощи тогда, когда он будет больше всего нуждаться в ней. А кто поможет своему брату, честь которого задевают, тому Всевышний Аллаh поможет тогда, когда он будет нуждаться в помощи»

Приводит Абу Дауд

Чаще вспоминайте этот хадис, когда бываете среди людей и слышите, как они, разговаривая, задевают честь других мусульман, и просите Аллаhа уберечь вас от подобного.

Порой человека побуждает к злословию желание похвалиться. Стремясь подняться в глазах окружающих, он начинает принижать другого, злословя о нём. Например, он говорит: «Такой-то – невежда, он ничего не смыслит, его слова не достойны доверия». Говоря это, он стремится продемонстрировать своё превосходство над тем, о ком злословит, и поднять свой авторитет. Иногда причиной злословия становится зависть. Человек завидует тому, кого люди любят и хвалят, и он начинает очернять этого человека, чтобы уронить его в глазах людей. Да убережёт нас Аллаh от зависти, которая пожирает благие дела подобно тому, как огонь пожирает дрова!

Некоторые люди злословят просто так, от нечего делать. Им нравится обсуждать недостатки других и смеяться над ними. Они поступают так, не понимая, что их слова омерзительны, и что они совершают огромный грех. К злословию подталкивают также высокомерие и презрительное отношение к людям. Такой человек насмехается и издевается над тем, кого презирает, желая унизить его.

О, верующие! Если вы думаете о своих братьях по вере дурное или подозреваете их в чём-то, знайте, что это – наущения шайтана. Вы не должны верить ему, потому что он – худший из нечестивцев. Если вам в голову пришли нехорошая мысль или дурное предположение о вашем брате по вере, постарайтесь относиться к нему ещё лучше, чем прежде, делать ему больше добра и оказывать ему ещё больший почёт. Это приводит шайтана в ярость и заставляет его покинуть вас.

Если же вам достоверно известно о том, что какой-то мусульманин совершил проступок, поговорите с ним с глазу на глаз и дайте ему наставление и добрый совет. Не радуйтесь тому, что вы узнали о нём, но будьте милосердными к нему и говорите с ним мягко.

Мусульманину запрещено не только злословить, но и слушать сплетни и злословие, одобрять их и подтверждать. Услышав, что человек злословит о ком-то, мусульманин должен остановить его, если только он не опасается, что из-за этого ему причинят вред. Если же мусульманин видит, что ему могут причинить вред, он должен осудить это злословие в своём сердце и покинуть это собрание. Если же он может остановить злословящего своими словами или сменить тему разговора, или выразить ему порицание, он обязан сделать это.

Наша беда в том, что, слыша во время собраний пустые, бесполезные речи, а то и злословие, мы не решаемся возразить, осудить или вмешаться для того, чтобы сменить тему и направить разговор в полезное русло. Да помилует Аллаh `Умара, да будет доволен им Аллаh, который сказал: «Поминайте Аллаhа, ибо поминание Его – исцеление, и остерегайтесь поминать людей, ибо поминание их – недуг».

Но есть исключения и для злословия, когда можно упомянуть о недостатках человека:

  1. Жалоба ради восстановления справедливости.
  2. Изменение порицаемого и возращение грешника на истинный путь. Человек имеет право прийти к влиятельному, обладающему властью человеку и сказать: «Такой-то делает то-то, останови же его!» – или нечто подобное.
  3. Испрашивание фетвы. Человек может спросить у учёного: «Такой-то поступил со мной несправедливо, сделав то-то. Разрешает ли ему шариат поступать так? И как мне действовать, чтобы отвести от себя его притеснение и несправедливость?» В этом случае, человек имеет право упомянуть имя того, о ком идёт речь, однако лучше этого не делать, а описать ситуацию в общем.
  4. Предостережение мусульман от зла. Пример: упоминание учёными-хадисоведами о ненадёжности того или иного передатчика хадисов. Человек также имеет право расспросить других о человеке, который желает породниться с их семьёй, или о своём предполагаемом деловом партнёре. Тому, кого спрашивают, разрешается сказать всё, что он знает о данном человеке и что может оказаться важным для спрашивающего.
  5. Человек открыто ослушивается Аллаhа или придерживается нововведений. Тогда разрешается упоминать о его неблаговидных поступках, которых он не скрывает.
  6. У человека есть известное прозвище – например, Хромой, Слепой и так далее. Разрешено называть его этим прозвищем при необходимости, например, рассказывая о нём людям, которые знают его только по прозвищу. Однако, если можно обойтись без упоминания прозвища, лучше его не упоминать. Категорически запрещается упоминать это прозвище с намерением указать на присущий человеку недостаток.

Бойтесь Аллаhа в своих словах и делах и помните о Нём в движении и покое. Раскаяние в злословии предполагает те же действия, что и раскаяние в любом грехе. Необходимо перестать совершать грех, в данном случае – злословить, искренне пожалеть о содеянном и решительно намериться никогда не делать подобного вновь. Однако если этим грехом было злословие, к упомянутым трём условиям прибавляется четвёртое: человек должен загладить обиду, которую он нанёс брату по вере своим злословием. Посланник Аллаhа сказал:

«Кто нанёс своему брату обиду, затрагивающую его честь или имущество, пусть загладит её сегодня, до того, как с него будет взыскано за неё в День, когда не будет ни динаров, ни дирhемов. Если у него найдутся благие дела, из них возьмут в соответствии с той обидой, а если у него не найдётся благих дел, то у обиженного им возьмут соответствующее количество дурных дел и возложат на обидчика»

Приводит Аль-Бухари

Исключением является тот случай, когда человек почти уверен в том, что если он признается в своём поступке тому, о ком злословил, между ними возникнет вражда, или он порвёт с ним отношения. В этом случае человек не должен признаваться в этом. Вместо этого он должен перестать злословить и просить у Аллаhа прощения за свой грех, чаще поминать добрым словом того, о ком он злословил, и говорить о его достоинствах на тех собраниях, на которых сказал о нём плохое.

Да сделает Аллаh Великий Кур`ан благословенным и для меня, и для вас, и да поможет Он нам извлечь для себя пользу из его аятов.

И вся Хвала Аллаhу Господу миров!

Рафаиль Резяпов
избранное
09.01.2013
запрещено
189
сплетни
4
злословие
2
проповедь
19