вопросы
1663
новости
966
статьи
159
видео
16
объявления
19
события
4
Основы Ислама
Как принять Ислам?
Заблуждения и интернет
Отношение Ислама к «светским» знаниям и науке
Система добровольной сертификации «Халяль»
История и современность Ислама в Беларуси
Никях
Семья
Покаяние

Заметки с территории Харам

Мусульмане из Беларуси посетили Мекку и Медину

Отъезд

21 декабря 2017 года в минском офисе Религиозной общины мусульман «Свет Ислама» состоялись проводы паломников, отправляющихся на святую землю Ислама. Нас, троих мусульман из Беларуси (Дмитрия Антипенко, Анатолия Сайчука и Эдуарда Некрашевича), перед отправлением в Саудовскую Аравию, с добрыми напутствиями и просьбами делать за них ду’а, провожали мусульмане местной общины. А муфтий Али Воронович рассказал о достоинствах Мекки и Медины, особенностях совершения умры и поведении человека в состоянии ихрама.

Наша поездка была организована Федерацией исламских организаций Европы (ФИОЕ) и направлена на поддержку «новых мусульман», т.е. людей, рожденных не в исламских семьях и пришедших к Вере уже в осознанном возрасте. Благодаря ФИОЕ более ста человек из разных стран Европы и Африки получили возможность посетить святые места Ислама. Позднее мы узнали, что российско-белорусская делегация была самая многочисленная – 23 человека (20 из России и 3 – из Беларуси). И это, благодаря тому, что в предыдущие разы русскоязычные паломники зарекомендовали себя только с положительной стороны – были дисциплинированы и малотребовательны.

После теплых проводов нас доставили в Национальный аэропорт Минск. Девушка за стойкой долго изучала мой паспорт, что-то вводя в компьютер, а затем поинтересовалась:

- Куда летите?

- Сначала в Стамбул, оттуда в Медину.

- Медина – это в Турции? – обескуражила меня вопросом работница минского аэропорта.

Пришлось просветить ее в географии:

- Нет, это Саудовская Аравия.

- Ну, тогда вам нужна виза.

- А кто спорит? Конечно, нужна…

Девушка еще раз пролистала мой паспорт и, увидев, аж две визы Саудовской Аравии, спросила:

- Часто туда летаете?

- Первый раз….

Это было правдой. В умру я должен был полететь еще в 2016 году, в Рамадан, но консульство Саудии в Москве затянуло с оформлением документов, и визу я получил слишком поздно. Так что это была моя вторая попытка посетить святую землю.

Работница аэропорта приняла мой багаж, предупредив, что получу его только в Медине и выдала мне билеты. Анатолий и Эдуард тоже получили на руки долгожданные «проездные» в Медину.

Следующим этапом к заветной мечте для нас было прохождение таможенного и пограничного контроля. И если первый мы прошли без проблем, то со вторым у Эдуарда возникли определенные трудности. Оказалось, что в его паспорте стерлась печать, и его задержали до выяснения всех обстоятельств. Правда, продержав минут 30-40, выяснив, что паспорт неподдельный, а печать «пропала» не по вине владельца, пограничники приняли решение выпустить Эдуарда за пределы Родины, предупредив, что паспорт у него будет изъят при прилете обратно.

* * *

Перелет в Стамбул, впрочем, как и все дальнейшие перелеты, мы осуществляли самолетами компании «Turkish Airlines». В последний раз я пользовался авиатранспортом лет семь назад, поэтому был приятно удивлен, что каждое кресло в нашем лайнере оборудовано видеоэкраном, и любой пассажир мог наблюдать информацию о полете в режиме «онлайн», смотреть фильмы, передачи, или играть в видеоигры. Но самое главное – можно было слушать Коран. Чем я и занялся.

Спустя 2,5 часа перелета мы приземлились в международном аэропорту «Ататюрк». Стамбул нас встретил дождем. Впрочем, нас это не очень расстроило – ведь скоро мы должны были оказаться в городе Пророка – Лучезарной Медине.

После аэропорта Минск Стамбульская «авиагавань» удивила своими размерами и количеством пассажиров. Столько людей у нас вряд ли встретишь даже в метро в час пик. Но все хорошо организовано, и любой человек, минимально владеющий английским или хотя бы знающий латинский алфавит, может найти все, что ему нужно. Каждый пассажир в аэропорту может пользоваться «Wi-Fi». Правда, бесплатный он только первые два часа, и доступ к нему можно получить, если подключен роуминг.

Нам нужна была мечеть, чтобы сделать намазы магриб и иша. Мы ее нашли довольно быстро. Она представляла собой две молельные комнаты – для мужчин и женщин. Было место и для омовения. Совершив намазы, мы отправились к своим «воротам», откуда нас должны были доставить в самолет.

Город Пророка

В 23.15 наш лайнер вылетел в Саудовскую Аравию, и примерно через три часа мы приземлились в аэропорту Медины. Делегация из Москвы уже прибыла в Медину, но, как оказалось, с нами в самолете летели паломники из нескольких европейских стран.

Чтобы попасть в город Пророка нам предстояло первое испытание – пройти пограничный контроль. И тут главное было запастись терпением. Вообще «сабр» - это качество мусульманина, которым он просто обязан обладать, особенно находясь на Святой земле. Но иногда сдерживаться было трудно…

Еще в Минске нас предупреждали, что саудовские служащие обычно все делают медленно, не утруждая себя излишней сноровкой. Но до такой степени! Чтобы попасть в Лучезарную Медину, нам пришлось отстоять в очереди около 4 часов. И это ночью, после двух перелетов. В самолете мы строили планы – фаджр сделать уже в Мечети Пророка , но у саудовских пограничников было свое мнение на этот счет. Работали они крайне медленно, часто покидая рабочее место, или просто коротали время разговорами друг с другом. Больше всего в этой ситуации было жалко детей и стариков, которых было не так уж мало. И если родителей с детьми старались как-то пропустить быстрей, то пожилые пассажиры, прилетевшие в группе паломников, отстаивали очередь наравне со всеми. Сабр! Сабр!

Но наконец, погранконтроль был пройден, и мы, совершив утренний намаз в молельной комнате аэропорта, отправились на встречавшем нас автобусе в гостиницу. Заселили нас троих вместе, в одну четырехместную комнату. Нашим соседом оказался мусульманин из Албании. Позже его сменил мусульманин одной из стран Африки.

Сделав гусль, мы первым делом, отправились в Мечеть Пророка . Свои первые впечатления я изложил жене в Ватсапе:

“Отель нормальный – 100 метров до Мечети Пророка – второй по значимости святыни Ислама... Мечеть меня покорила. Я не ожидал таких масштабов… Люди – вся география планеты. Впервые вижу такое разнообразие в одном месте. Очень много “колясочников”. Для них тут все предусмотрено…Я был на джума в мечети – нахожусь в полном восторге…”

***

Это чувство восторга у меня присутствовало постоянно, когда я входил на территорию Масджид ан-Набави. Перед каждым намазом “людские ручейки” сплошным потоком стекались в сторону мечети. После азана этот поток становился все многочисленней, сливаясь на территории мечети в огромное людское море.

Тысячи и тысячи людей, представляющие разные страны и континенты, с разным цветом кожи, в разных одеждах, разного темперамента и стиля поведения, становились единым целым. Наверное, только здесь я начал до конца понимать, что есть умма – сообщество, порой совершенно разных людей, которых объединяет одно – вера в Единого Бога.

Сама мечеть тоже впечатляет – десять минаретов, каждый высотой более 100 метров, стены и полы мечети устланы мрамором и камнями различных цветов. В помещении самой мечети всегда прохладно и комфортно. Весь первый этаж занимает молельный зал – самый большой в мире. Мечеть может вместить в период хаджа до одного миллиона паломников.

Техническое оснащение Масджид ан-Набави тоже поражает. Однажды я сидел в молельном зале между намазами и читал Коран. И вдруг услышал какой-то шорох вверху – надо мной крыша Мечети просто «уехала». Через несколько минут, после проветривания, крыша вернулась на свое место. Также мне очень понравилась «зонты» от солнца на территории Мечети. В солнечную погоду они раскрыты, а к вечеру закрываются. Но как я не старался увидеть процесс открытия/закрытия, мне это не удалось. Еще ежедневно в Пророческую мечеть привозят 120 тонн воды зам-зам из Мекки. Здесь ее разливают по резервуарам, а затем наполняют пластмассовые емкости, расставляя их внутри мечети. После каждого намаза мы старались выпить по стаканчику зам-зама.

Позже нас сводили в музей, где рассказали историю Масджид ан-Набави. Оказывается за всю историю Ислама мечеть расширялась несколько раз. Первое расширение произошло еще при жизни Посланника Аллаhа , после сражения при Хайбаре. Когда увеличилось число мусульман в Медине, а молящиеся уже не помещались в ней, Пророк решил увеличить ее территорию. Она стала больше на 20 метров в ширину и 15 в длину. В эпоху аббасидов мечеть была разрушена пожаром, обрушились некоторые потолки, огонь охватил все помещения. Уже через год началось восстановление. Позднее случился второй пожар, который тоже нанес мечети колоссальный ущерб. Реконструировал мечеть султан Кайтбей. В нынешнее время мечеть вместе с территорией вокруг нее, предназначенной для молитв, занимает площадь почти 56-ти футбольных полей!

В Масджид ан-Набави расположено одно из самых лучших мест на земле – «Рауда». Слово переводится как «райский сад». Это самое почетное место в мечети Пророка , его окружают с востока комната матери правоверных Айши, с запада минбар Пророка , с юга стена мечети с михрабом и с севера переход для движения от края дома Айши. Именно к этому благословенному месту устремляются мусульмане, чтобы совершить в нем молитвы.

Но чтобы попасть туда и сделать намаз нужно чаще вспоминать одно слово - «Сабр!». Нам удалось пройти в Рауду несколько раз и сделать там намазы. Эдуарду даже повезло провести там более часа и совершить один из фард-намазов. А однажды нашу делегацию «новых мусульман» провели в Рауду без очереди, по личному распоряжению губернатора Медины. Но, если честно, большее удовлетворение от сделанных намазов в Рауде, я получил когда прошел туда самостоятельно. После Рауды все паломники обычно проходят возле могил Пророка и двух первых праведных Халифов – Абу Бакра и Умара (Да будет доволен ими Аллаh!), чтобы поприветствовать их.

Кстати, руководитель российско-белорусской группы, председатель Союза исламских организаций России шейх Висам Бардвил рассказал, что, оказывается, за 1400-летнюю историю Ислама, недоброжелатели несколько раз пытались выкрасть тело Пророка из его могилы.

Так один из христианских королей направил двух человек за телом Пророка . Правитель Сирии Нуруддин Шахид (Махмуд ибн Зенги) трижды во сне видел Посланника Аллаhа , который, указывая на этих двух людей, сказал: «О, Нуруддин! Избавь меня от них!». Правитель отправился в Медину и вскоре нашел этих двоих, которые действительно прибыли в город под видом дервишей, чтобы выкрасть тело Пророка , сделав подкоп. После этого Нуруддин Шахид приказал казнить этих людей, выкопать вокруг могилы Посланника Аллаhа глубокий ров и залить его свинцом, чтобы защитить могилу.

***

В исламском университете в Медине учится один наш брат – белорусский мусульманин из-под Гродно. Мы ему привезли передачку от родных, а он нас повозил по городу Пророка . Показал, где продаются самые вкусные и довольно дешевые финики. Надо отметить, что Медина с исторических времен как раз славилась своими финиками. И если мекканцы – это в большей части торговцы, то мединцы всегда выращивали сельхозпродукцию, в первую очередь финики.

В Коране финиковая пальма упоминается много раз. И в 15 случаях о ней говорится как о подарке Аллаха людям. Пророк Мухаммад считал молоко и финики лучшей пищей доступной человеку. Кроме того, он говорил, что финики — это отличное лекарственное средство.

Также мы побывали у горы Ухуд, где состоялась знаменитая битва, унесшая жизни 70 лучших людей Ислама. В их числе дядя и молочный брат Пророка Хамза ибн Абд аль-Мутталиб, который носил почетный титул АсадуЛлах («Лев Аллаха»). Он был на пару лет старше Пророка , но когда его спрашивали – кто из вас старше, Хамза неизменно отвечал: «Пророк старше, я просто родился немного раньше».

Эти первые шахиды похоронены здесь же – у подножья горы Ухуд. И каждый, кто приходит на это место, просто обязан поприветствовать их. Через несколько дней мы вновь побывали возле горы Ухуд, уже с экскурсией организованной для нашей делегации. И шейх Висам Бардвил рассказал нам истории некоторых из погибших сподвижников. Это, действительно, были лучшие люди Ислама – иман и любовь к Пророку которых были просто безграничны.

С Ухудом у нас связан и один не очень приятный эпизод. Возле мечети у подножья горы, есть небольшой полустихийный рынок. И Анатолий для муфтия Али Вороновича приобрел там несколько бутылочек тминного масла «Золотой верблюд» в упаковке. Продавщица была одета в традиционный для саудовских женщин черный никаб – только глаза были видны. Правда, студент исламского университета, который выступал переводчиком в сделке, очень удивился, что она плохо владеет арабским. Но все же сделка состоялась. А уже в Минске, когда сняли упаковку, оказалось что там не тминное масло, а какой-то парафин. Мошенничество. И не боятся же такое делать на территории Харам?!

В поездке по Медине мы побывали и в знаменитой мечети Куба. Эта первая в истории мечеть Ислама. В одном из хадисов сказано, что кто очистится в своем доме, затем придет в мечеть и совершит там намаз, будет вознагражден также как и за умру. Естественно мы поспешили воспользоваться, представившимся шансом.

Также представителями ФИОЕ для нас были организованы познавательные экскурсии в музей имен Аллаха, музей Пророка, музей Медины, выставку Коранов и др. Мы старались больше времени проводить в Мечети ан-Набави, т.к. один намаз, сделанный там, равняется тысячи намазам. Больше только в Запретной Мечети в Мекке – там один намаз равняется ста тысячам намазов, сделанных в другом месте.

За несколько дней в городе мы так освоились, как будто уже ни раз бывали в Медине – все для нас стало привычным, и каким-то даже родным. Но все когда-нибудь заканчивается. 27 декабря мы, одевшись в ихрам, сделали последний намаз зухр в Мечети ан-Набави, сказали “салям” Пророку и двум первым праведным Халифам и вернулись в гостиницу, чтобы оттуда отбыть на автобусе в Мекку.

Умра

Главное событие, которое нам предстояло выполнить на святой земле была умра. Ученые-богословы разошлись во мнении является ли «малое паломничество» обязательным для мусульман. Имамы аш-Шафии и Ахмад ибн Ханбал считали, что совершение умры, подобно хаджу, является обязательным. Имамы Абу Ханифа и Малик ибн Анас считали, что умра является сунной муаккада, т. е. действием, которое Пророк совершал постоянно. В любом случае умра становится обязательной для паломников, посещающих Мекку.

Для совершения умры, в первую очередь, надо войти в ихрам. И это не только, вернее не столько, специальное облачение (для мужчин – два простых белых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на левое плечо). Ихрам – это особое состояние духовной чистоты. В этом состоянии запрещается охотиться, вступать в половые связи, свататься, вступать в брак, гневаться, наносить обиды другим, причинять вред всему живому (даже рвать траву и срывать листья с деревьев), бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония и др. Место, где паломники должны сделать намерение на совершение умры и войти в состояние ихрама, называется микат.

Мы вошли в состояние ихрама в самом отдаленном от Мекки микате – Зуль-Хулейфа. Он предназначен для паломников, которые направляются в Мекку со стороны Лучезарной Медины и самих мединцев. Там есть одноименная мечеть, в которой мы, совершив двухракаатный намаз, сделали намерение (ният) для совершения умры и произнесли «Лябяйкя» (тальбия).

По времени поездка до Мекки заняла примерно 7-8 часов. На удивление они прошли довольно быстро. Мы или дремали, или произносили тальбию, или слушали шейха Висама. В Мекку нас привезли уже поздним вечером. Заселившись в гостиницу и поужинав, мы отправились к цели своего путешествия – Каабе.

Главный храм Ислама оказался всего в несколько сотнях метрах от нашего отеля. Громко, в сто голосов, произнося тальбию, мы вошли в Запретную мечеть и, сделав намаз иша, направились к самой Каабе.

Несмотря на позднее время, людей возле Каабы было довольно много. Протиснуться к камню, чтобы, как того велит сунна, поцеловать его было весьма затруднительно. Правда, Эдуард с Анатолием смогли пробраться к самой Каабе и дотронуться до нее…

Наша делегация обошла семь кругов против часовой стрелки вокруг Каабы (таўаф), сделала два раката намаза и затем направились делать са`и – проход, а в определенных местах пробежка, 7 раз между холмами Сафой и Марвой. Кстати, са`и – это своеобразная дань уважения материнству. Обряд установлен в память о жене пророка Авраама Хаджар, которая металась между холмами в поисках воды для своего маленького сына Исмаила. Завершились обряды умры стрижкой волос на голове.

Затем, уставшие, но в приподнятом настроении, мы вернулись в гостиницу.

Мекка

Температура в Мекке обычно на 5-6 градусов выше, чем в Медине. Так что, несмотря на зимний период, за все время нашего пребывания она редко опускалась ниже 25 градусов. Даже ночью здесь было довольно тепло. К тому же влажность в городе повышенная, т.к. не так далеко находится море.

В остальном же Мекка довольно похожа на Медину. Здесь собираются мусульмане со всех уголков мира. Особенно выделялись паломники из Индонезии и Малайзии. Группы женщин из этих стран ходят всегда в одинаковых хиджабах. Причем разные группы – в разных, в зависимости от туроператора, который организовал поездку. Не только хиджабы, даже ручная кладь им выделяется одинаковая, как они эти чемоданы не путают – не знаю. Розовые, зеленые, фиолетовые «стайки» паломниц всегда весьма дисциплинированы и держатся вместе.

Еще в Медине был забавный случай. Обычно после того, как люди возвращаются с намаза-фард в гостиницу, возле лифта собираются много людей. И надо применить весь «сабр», чтобы попасть к себе в номер. Один раз паломники из Индонезии (или Малайзии) вошли в лифт, но дверь лифта никак не могла закрыться. Раз семь она закрывалась и открывалась, и лифт никак не уезжал. «Надо сказать «Бисмиллях!», - посоветовал я. «Бисмиллях!» - хором сказали паломники, находящиеся в лифте. Дверь закрылась и лифт уехал.

В гостинице мы жили на 18 этаже. Вернее, так считалось. В Саудовской Аравии подсчет начинается только с жилых этажей, там где расположены ресепшен, техэтажи, ресторан – в счет не идут. Так что реально наш этаж был 28-м. Как и в городе Пророка нас поселили в четырехместном номере и через пару дней еще заселили соседа. Им оказался парень из Мозамбика. Эдуард его прозвал – «Мозамбикский лев» из-за сильного храпа. Кстати, у «льва» на родине имеются три жены и семь детей.

Вид из окна в гостинице был довольно необычный. Меня привлекли «поля», на которых лежали камешки. Оказалось это местные кладбища. На них нет каких-то дорогих монументов. Кем бы человек ни был при жизни – после смерти все равны. И только Всевышний будет решать судьбу каждого в вечности. Кстати, и в Мечети ан-Набави и Мечети Аль-Харам всегда после фард намазов читается джаназа-намаз по умершим…

Дорожное движение в Саудии довольно своеобразное. Как остроумно заметил Эдуард – у самосвала и пешехода на дороге здесь совершенно равные права. По крайней мере специальных пешеходных переходов ни в Мекке, ни в Медине мы не встречали. Народ переходит дорогу, где ему удобно, а водители стараются их не пропустить. Ведут себя, порой, и одни, и другие в этой ситуации довольно нагло. Хотя, как нам рассказывали, штраф за сбитого пешехода здесь доходит до 100 тысяч долларов (при трагическом исходе), даже если водитель не виноват в случившемся.

Сами авто довольно новые. Причем много моделей, каких в Беларуси мы и не встречали. Для азиатского рынка автомобильные бренды часто выпускают свой модельный ряд. Однако почти половина автомобилей уже битые – тоже не любят уступать друг другу на дороге. Причем у некоторых даже еще салон в “упаковке”. Но местных граждан это, видимо, не очень волнует – поездят года 2-3 и купят новый автомобиль.

В Мекке возле самой Мечети Аль-Харам находятся башни Абрадж аль-Бейт. Это целый комплекс высотных зданий и самое большое сооружение в мире по массе. Абрадж аль-Бейт также является самым высоким сооружением в Саудовской Аравии и третьим в мире. Главный небоскреб — отель «Королевская часовая башня» имеет высоту 601 метр. Выглядит красиво, особенно вечером, когда включают зеленоватую подсветку. Но, на мой взгляд, Абрадж аль-Бейт находится не совсем в правильном месте. Нельзя строить такие напыщенные небоскребы возле главного храма Земли. Сразу вспоминается хадис Пророка , что одним из признаков приближения Судного дня – «когда босые нагие пастухи овец будут состязаться в высоте своих построек». Такое впечатление, что арабы на Аравийском полуострове сегодня стараются доказать близость Судного дня.

Как и в Медине организаторы нашего паломничества разнообразили пребывание на святой земле. Были организованы встречи с интересными людьми, даже с имамом Мечети Аль-Харам. Кроме того, мы побывали на экскурсии по «местам хаджа» - Арафат, Муздалифа, долина Мина, а также гора Джабаль ан-Нур (пещера Хира), где Пророку ангел Джабраил передал первое божественное откровение.

Поездка в Джидду

В один из дней была организована поездка в экономическую столицу Саудовской Аравии – Джидду. Вообще считается, что в Саудии всего три столицы: политическая – Эр-Рияд, священная – Мекка и экономическая – Джидда.

Джидда находится посередине аравийского побережья Красного моря. Город имеет морской порт, который принимает на себя основной поток паломников, направляющихся на хадж в Мекку и Медину, а также крупный Международный аэропорт им. короля Абул-Азиза. Население города составляет 5-7 миллионов человек. Причем очень много приезжих. Название города близко к арабскому слову «бабушка» и находится в связи с преданиями о Еве. Могила Евы является одной из достопримечательностей Джидды.

По словам шейха Висама, в Джидде очень много богатых людей, которые жертвуют значительные средства на продвижение Ислама. В той же России большая часть мечетей за последние 20-25 лет были построены при непосредственном финансовом участии жителей экономической столицы Саудии. Так что неудивительно, что и спонсоры нашей программы пребывания на «святой земле» находились именно в Джидде.

Встреча со спонсорами стояла первым пунктом нашей поездки в этот город. Мероприятие получилось довольно трогательное. Пожалуй, это слово более всего подходит к описанию нашего пребывания в гостях у спонсоров. Когда мы входили в особняк, перед каждым из нас рассыпали лепестки роз, затем вручали цветы. После намаза нас вкусно накормили, а затем пригласили в большой зал. Там нам рассказали о разных трудностях и перипетиях, связанных с организацией нашей поездки. Довольно много людей из общественных и госструктур было задействовано, чтобы все трудности преодолеть. Показали нам также видеофильм, смонтированный из фотографий, которые делались во время нашего пребывания в Медине и Мекке.

Затем несколько человек из «новых мусульман» рассказали свои истории принятия Ислама, и что им это дало в жизни. Мусульманка из Испании рассказала, что ее мать приняла Ислам когда ей было лет десять, после чего вся семья постепенно стала исповедовать религию Аллаха. А ее муж поведал, что много путешествовал. И однажды в пустыне у него сломался автомобиль, и пока его чинил, увидел, как бедуин делает намаз. Кругом на много километров был песок, а человек, без всяких посредников, один в пустыне возносит хвалу Всевышнему. Путнику пришла в голову мысль, что этот бедуин в пустыне богаче многих людей, которых он встречал. Ведь у него была Вера, а у них всего лишь деньги.

Еще один мусульманин из Нидерландов рассказал, что более десяти лет был наркоманом. Потеряв работу, он жил в гараже, пока не познакомился с мусульманами. Он стал ходить в мечеть и в конце концов принял Ислам. После этого его жизнь наладилась. И самое главное за три года через его призыв уже семь человек пришли к Вере в Аллаха.

Свою историю принятия Ислама рассказал и король (так он представился) из африканского государства Т….. Его отец был королем (в нашем понимании все же – вождь племени) нескольких деревень. Наследником отца был его старший брат, а он сам работал в таможенных органах. Там он много общался с мусульманами. Это общение привело его к принятию Ислама. Потом умер его старший брат, который был королем десяти деревень с населением несколько тысяч человек. И новообращенный мусульманин занял освободившийся «трон». В начале среди его поданных было сопротивление, ибо они были, или христианами, или язычниками местных культов. Но постепенно жители начали знакомиться с религией своего короля и принимать Ислам. На сегодняшний день у короля есть свой джамаат – более четырехсот мусульман. Альхамдулиллях!

В конце встречи спонсоры каждому «новому мусульманину» вручили подарки – литературу об Исламе и Коран с «читающей» ручкой. Больше всего меня поразило одно обстоятельство – у нас во время таких встреч обычно спонсоры принимают благодарности от тех, кого спонсируют, здесь же было наоборот. Шейх Висам сказал, что это недалеко от истины, ибо богатые мусульмане благодарны за то, что могут через нас потратить деньги на пути Всевышнего.

***

После мероприятия у нас была экскурсия по старой части Джидды. Небольшие узкие улочки, полуразрушенные здания контрастировали с современной частью города, но обладали своим особым колоритом. В некоторых домах здесь еще жили люди, в большинстве приезжие из Йемена, Бангладеша, Пакистана, стран африканского континента. Во двориках дети гуляли в разные настольные игры.

На одной из улочек находилась старинная мечеть имама Шафии. Ей более тысячи лет, и в настоящее время в здании мечети проводятся реставрационные работы. Мы сделали два раката намаза – приветствия мечети…

В гостиницу мы вернулись довольно поздно.

Возвращение

Время летит быстро. Настал день, когда мы должны были покинуть территорию Харам – наше паломничество подошло к концу. Самолет на Стамбул вылетал 3 января рано утром из аэропорта Джидды. Поэтому мы, вместе со всей русскоязычной делегацией, выехали на автобусе из Мекки примерно в полночь.

Часа через полтора мы уже были в аэропорту. Россияне вылетали из первого терминала и вышли раньше. Мы тепло попрощались и направились ко второму терминалу. Вместе с нами был и шейх Висам Бардвил с женой. Они должны были лететь в ОАЭ, тоже из второго терминала.

В аэропорту мы купили воду зам-зам. Только приобретенную в аэропорту и упакованную в 5 литровые бутылки воду зам-зам, разрешается сдавать в багаж. Причем вес воды не учитывается.

Прошли таможенный и пограничный контроль в Джидде мы довольно быстро. Все-таки в экономической столице Саудовской Аравии работают более сноровистые и ответственные служащие, чем в Мединском аэропорту. Примерно часа через два ожидания мы сделали фаджр, попрощались с шейхом Висамом и направились к самолету компании «Turkish Airlines».

* * *

В Стамбуле снова было пасмурно. Пройдя в транзитную зону аэропорта, мы встретились со своими российскими братьями, с которыми расстались несколько часов назад. Их самолет на Москву оказывается вылетал только вечером около 17.00, мы в это время должны были уже быть в Минске, т.к. наш лайнер отлетал в 13.20.

Времени было не так уж много, и мы сразу направились в мечеть аэропорта, где совершили намазы зухр и аср, после чего направились к своим «воротам». Ожидание наше длилось недолго, и уже минут через 10-15 была объявлена посадка на наш рейс. Еще через полчаса мы уже наблюдали Стамбул с высоты птичьего полета, затем лайнер еще набрал высоту, и под нами стали видны только облака.

Примерно в 16.00 нас «встречал» аэропорт Минск. Эдуарду надо было еще ехать домой в Жлобин. Заранее в интернете мы посмотрели расписание поездов до Жлобина. Ближайший был в 18.10 и Эдуард рассчитывал успеть на него, тем более нас должны были подвести на автомобиле. Но, как и в Медине, уже у наших родных пограничников были свои планы на сей счет. У нас забрали паспорта и попросили подождать немного. Примерно через полчаса к нам подошел офицер и сообщил, что мы задержаны для проведения полного таможенного досмотра, как личного, так и багажа, привезенного из Саудовской Аравии.

Еще минут через 30-40 таможенники аэропорта провели нас в зону досмотра, где и провели, указанную процедуру. Больше всего их интересовала литература, подаренная нам в Саудии. Но практически вся она оказалась на английском языке (спонсоры решили, что именно этот язык более подходит для «новых мусульман»). Еще были Кораны. Естественно ничего запрещенного мы не везли, и, составив акт досмотра, нас с Анатолием отпустили. Эдуарда же оставили для оформления документов на изъятие паспорта со стертой печатью.

Примерно в 18.30 мы сели в автомобиль и поехали в сторону Минска. Встречавший нас брат, ни раз бывавший в Саудии, сказал, что досмотр «с пристрастием» устраивают почти всегда после прилета из Аравии, и надо к этому относиться с пониманием и терпением. Мы и не спорили. Сегодня мусульманину как никогда везде нужно проявлять сабр…

Эпилог

Прошло почти два месяца, как мы вернулись из паломничества. И у меня – чувство ностальгии по территории Харам. Мне не хватает реальности ощущения единства с тысячами единоверцев во время намазов в двух главных мечетях Ислама, не хватает чувства спокойствия и умиротворенности, которые были в Медине и Мекке, не хватает отсутствия мирской суеты, которая с избытком захлестнула по приезду домой, не хватает в морозные вечера летнего тепла зимней Аравии. Иншаллах, мне удастся еще раз побывать на святой земле, совершить умру, или даже хадж...

В заключение своих коротких заметок хочу поблагодарить всех, кто участвовал в организации данного паломничества – Духовное управление мусульман в Республике Беларусь, Союз исламских организаций России, Федерацию исламских организаций Европы, спонсоров поездки, консульства и организаторов в Саудии. ДжазакумуЛлаху Хайран!

Дмитрий Антипенко

Фото Эдуарда Некрашевича



26.02.2018
статьи
159
умра
8
Мекка
11
Медина
3
Загрузка...