вопросы
видео
книги

Впечатления о хадже

По милости Всевышнего Аллаhа в этом году я совершил Хаджж со своими братьями по вере. Вот и хочу поделиться с Вами, дорогой читатель, своими прекрасными впечатлениями. Начну с того, как мы добирались до святых мест. Мы путешествовали самолетом турецкой авиалинии с пересадкой в городе Стамбул. Несмотря на то, что мы летели в эконом классе, кормили нас на удивление хорошо, и была возможность посмотреть видео, у кого было желание это сделать. Когда мы приземлились в Стамбуле, подождали несколько часов и пересели в самолет, который летел в Саудовскую Аравию. А в этом самолете, кроме вкусной еды, также были подарки от турецкой авиакомпании для нас, будущих хаджжиев, что было очень приятно. И вот мы очутились в лучезарной Медине.

Встречай нас, о город Медина!

В аэропорту нас встретил брат йеменец по имени Ахмад. Он вручил нам бэйджики с нашими именами и на автомобиле Toyota отвез в гостиницу. И прежде чем мы отправились в свои номера, Ахмад пригласил нас позавтракать в столовую. Позже мы узнали, что гостиница, в которой мы проживаем, находится в шаговой доступности от мечети пророка Мухаммада (Да благословит его Аллаh и приветствует!). Меня это лично порадовало, так как не было никаких преград посещать эту мечеть ежедневно. Потому что награда за один намаз, прочитанный там, равна вознаграждению за 1000 намазов в другой мечети, кроме Запретной мечети в Мекке. То есть в обычной мечети нужно 1000 намазов почитать, а в этой всего лишь один, и такая великая награда.

Нельзя было упускать такой важный момент в своей жизни, и мы молились ежедневно пока были в Медине.

В первый же день мы смогли совершить намаз в той части мечети, которая носит название Рауда. Пророк (Да благословит его Аллаh и приветствует!) говорил, что это место из садов Рая. Встречались разные люди при совершении религиозных обрядов: и воспитанные, адекватные, и без бедуинов не обошлось. Но мы держались вместе друг за друга как скала, смогли по воле Аллаhа попасть в Рауда и помолиться.

А после этого мы дали салям (приветствие) пророку (Да благословит его Аллаh и приветствует!), Абу Бакру и Умару (Да будет доволен Аллаh ими обоими!), пройдя мимо их могил, и вернулись в гостиницу. Была возможность пить воду Зам Зам и охлажденную, и потеплее. В гостинице все было на высшем уровне. В столовой был организован шведский стол, и можно было есть все, что душа пожелает, и при этом не боясь, что голодным останешься. Я не ожидал, что будет все так замечательно организовано.

Пусть Аллаh даст милость и баракят в обоих мирах организаторам этого мероприятия в лице «Всемирной ассамблеи исламской молодежи» и защитит от огня Ада. Аминь! И пусть благодаря этой программе еще очень много людей из разных стран мира совершат Хаджж. Аминь!

Также мы попали на джум’а намаз в мечеть Пророка (Да благословит его Аллаh и приветствует!) и послушали очень интересную хутбу (проповедь) на арабском языке. Слава Аллаhу, что мы оказались здесь. Кроме всего этого для нас были организованы интересные экскурсии: посещение исторических мест, мечетей, музеев. Ежедневно были лекции мусульманских ученых. Можно было задать любой интересующий нас вопрос. Все это немножко утомляло, но это того стоило.

Но, как и в любом путешествии, без неприятностей не обошлось. Я пошел на рынок купить себе одежду, а продавец из Бангладеш, мне предложил заплатить и померить в гостинице, если не подойдет, то можно вернуть. Мне эта одежда не подошла, и я хотел отдать ее обратно и забрать свои деньги. Но он отказался их возвращать и предлагал мне товар, который мне совсем не нравился. Я один не смог добиться справедливости и пошел к братьям за помощью. Так как руководитель нашей группы спал и не особо торопился мне помочь после пробуждения, я вынужден был обратиться к чужому руководителю группы. И им оказался порядочный брат Усман, который сразу же согласился мне помочь. По милости Аллаhа, помощь брата была кстати, и продавец, скрепя зубами, вернул мне мои деньги, правда напоследок сказал больше к нему не приходить.

Не дай Аллаh, чтобы я больше к нему подошел когда-нибудь товар покупать. Пусть Аллаh его простит, улучшит его нрав, и чтобы он больше никого и никогда не мог обмануть, и был порядочным мусульманином. Аминь! История неприятная, но про нее я не мог не рассказать.

Пробыли мы в Медине около трех дней. А в воскресенье с утра, облачились в ихрам, сели в автобус и поехали в Мекку.

И вот мы приехали совершать Хаджж!

Путь был очень долгим, но мы понимали куда едем и проявляли терпение ради Аллаhа. В древние времена были только верблюды в виде средств передвижения, а в наше время все намного проще и легче.

О, Аллаh, как я благодарен Тебе за этот шанс совершить Хаджж!

Приехали мы поздно вечером и пошли в Запретную мечеть совершать Умру (малый хаджж). Брат Сергей предложил попытаться подойти к Каабе и дотронуться до черного камня (это действие относиться к сунне пророка Мухаммада (Да благословит его Аллаh и приветствует!). Но таких желающих, кроме нашей небольшой группы из 4-х человек, было очень много. Как только мы стали приближаться к главной мечети мусульман на Земле (к Каабе), то попали в такое мессиво, что в час пик в минском метро нам такое даже и не снилось.

Опять братья бедуины показали свою неимоверную силу, с которой нам было тяжело справиться. Я смог прикоснуться только к йеменскому углу и к самой Каабе, а вот прикоснуться к черному камню получилось только у муфтия Али Вороновича и то не без помощи нашего брата по вере Сергея. Пусть Аллаh примет наши старания на Его пути. Аминь.

Совершение обрядов Умры не вызвало никаких трудностей. Вот эти обряды: обход (таўаф) вокруг Каабы 7 раз против часовой стрелки, са`и (легкий бег) между холмами Сафой и Марвой тоже 7 раз и завершился наш малый хаджж подстриганием головы. После этого мы вернулись к автобусу, нас отвезли в гостиницу, в которую мы прибыли около 2 часов ночи. Время спать, но нас встретили работники гостиницы торжественно с цветами и водой Зам Зам в фойе этого здания и пригласили нас поужинать. Я лично сильно устал, но, несмотря на это, сил хватило, чтобы покушать.

В этой гостинице, как и в предыдущей, все было включено, даже была бесплатная прачечная, куда мы сдавали стирать свою одежду. Правда, одежду возвращали другим паломникам не всегда вовремя, и я успел забрать обратно непостиранный ихрам, а то пришлось бы приобретать новый. А этот мне подарили в Медине.

До начала Хаджжа у нас было три дня. И мы решили пешком отправиться в Запретную мечеть (масджидуль Харам). Правда, впервые нас отвезли на микроавтобусе поближе к мечети, но в итоге, оказалось на самом деле, что мы добирались такое же расстояние, как и от гостиницы, которое составило около 6 км. Наша гостиница в Мекке не была так близко расположена к Запретной мечети, как гостиница в Медине к мечети Пророка (Да благословит его Аллаh и приветствует!), но это нас не огорчало, так как этот путь было приятно идти и надеяться на великую награду от Аллаhа. Кстати, часть нашего пути проходила через огромный туннель с огромными вентиляторами.

Я совершил в мечети свой первый зуhр и аср намазы, и, зная, что награда за одну молитву равна награде за сто тысяч молитв в любой другой мечети, я был очень воодушевлен и благодарен Аллаhу, что я имею такую уникальную возможность.

В Мекке также были организованы различные мероприятия: лекции, посещение музеев, фабрики по изготовлению кисвы (покрывало Каабы). Кстати, мы по телевизору видели, как меняли эту кисву. Это знаменательное событие, так как замена покрывала Каабы происходит только раз в году, в день стояния паломников в долине Арафат. Поэтому у нас не было возможности это увидеть вживую самим. А всем мусульманам, которые остались дома, очень желательно соблюдать добровольный пост в этот великий день. Именно в день Арафата в этом месте Аллаh принимает ду’а (мольбу) от рабов Своих, и обязательно будет ответ на просьбу хаджжи (паломника) от Аллаhа.

Прежде чем поехать в долину Арафат, мы снова облачились в ихрам в своей гостинице. На комфортабельном автобусе нас отвезли в долину Арафат, где мы находились в «пятизвездочных» палатках с кондиционером, спальными местами и шведским столом. Нельзя и пожелать лучшего. Правда, арабы, несмотря на жаркую погоду в Саудии, любят холод и хотели настроить кондиционер на более низкую температуру. Но муфтий Али, как и все мы любим тепло, в Беларуси нам его очень не хватает. Поэтому воспользовавшись возможностью, Али сделал ду`а и Аллаh сразу ответил на его просьбу. И сколько бы арабов не подходило к кондиционеру, чтобы температуру понизить, но с каждым разом все становилось теплее и теплее. Поэтому мы не замерзли. Хвала Всевышнему Аллаhу.

После захода солнца мы отправились в Муздалифу. А перед этим я сделал ду`а, так как посчитал, что наш Хаджж очень легкий, а мне хотелось, чтобы было хотя бы часть обрядов, как в средние века. Аллаh мне дал ответ мгновенно, мы ночевали в Муздалифе вблизи проезжей части, куда без конца прибывали паломники, и была такая загазованность воздуха, что большинство из нас вынуждены были надеть марлевые маски. Только муфтий Али сладко спал. А я с братом Игорем не могли уснуть и очень хотелось, чтобы ситуация улучшилась. Пока мы там находились, я практиковался в общении на арабском языке с одним братом сирийцем. Я потом пожалел, что обратился с такой просьбой к Аллаhу и у Него попросил прощения. И вскоре приехал автобус, и мы покинули этот кошмар. Я уверен, что в средние века, не было гостиниц и шведских столов, но и загазованного воздуха также не было. Милость Аллаhа безгранична, а я получил хороший жизненный урок. Мы вернулись в гостиницу и легли спать.

А на следующий день мы пошли пешком в Мину бросать камушки в джамарат (столбы, которые собой символизируют шайтана). В первый день бросаются камни только в джамарат кубра (большой столб). А в остальные 2-3 дня мы бросали в малый, средний и большой джамараты поочередно. Я очень переживал, что братья бедуины меня с джамаратом перепутают и зарядят мне камнем в лоб. Но к счастью по милости Аллаhа все дни ташрика прошли без печальных новостей. Хвала Аллаhу Господу миров!

Также в эти дни мы совершили таўаф, са`и. Выходя из ихрама, некоторые из нас постригли голову, а другие побрили.

Я совершил Хаджж, слава Аллаhу, и желаю всем мусульманам на планете Земля, которые еще ни разу не были в Хаджже, чтобы при жизни обязательно его совершили. Аминь.

Я с братьями в свободное время ходил по магазинам и рынку. Купил родным и близким небольшие сувениры и себе китайскую тюбетейку. Поистине Китай заполонил весь мир своим товаром.

Нам оставалось до отлета провести еще 2 дня на этой чудесной земле. И я предложил Али совершить дополнительную Умру, но только не за себя, а за умерших родственников. Но чтобы это сделать, мы наняли такси для того, чтобы выехать из территории Харам к мечети Аиши. С нами поехал брат азербайджанец, расходы за такси по-братски разделили поровну, и получилось относительно не дорого.

Я сделал намерение совершить Умру за умершего дедушку Бекира, а Али за своего умершего дедушку Мустафу.

Все обряды совершили благополучно. Правда, наше возращение было не без приключений. Мы сели в автобус, но проехали всего лишь остановку, так как это был не тот маршрут, да и братья бедуины нас чуть не раздавили, было опаснее, чем вблизи Каабы. Вылезли из автобуса с титаническими усилиями. И пошли пешком. Лучше дольше идти, но зато безопасно. По возвращению в гостиницу брат Игорь побрил меня на лысо, и мы вышли из ихрама.

Пусть Аллаh примет наши Умры за наших дедушек, простит грехи их, откроет в могилах их двери Рая до Судного дня. Аминь!

В прошлом году один брат мусульманин ездил в Умру, и он совершил по моей просьбе дополнительную Умру за умершего моего папу Яшу. Вот поэтому я решил в этом году сделать Умру за дедушку.

Пусть Аллаh помилует моего папу и дедушку и дарует Рай. Аминь!

И вот, к сожалению, день расставания с Меккой, с Каабой. И мы совершили таўаф ўада`и (прощальный обход Каабы).

Мы вернулись в гостиницу, собрались и поздно вечером уехали в аэропорт.

Самолет вылетел на 2 часа позже по причине большого наплыва хаджжиев и хорошо, что вместе с нами воздушный корабль покинул Саудию. Так как мы очень переживали, что не сможем улететь и будут серьезные проблемы. Но все обошлось по милости Аллаhа. Обратный путь проходил с пересадкой в Стамбуле, как и в прошлый раз. Только на этот раз мы вылетели из Джидды, а не из Медины. Когда мы приземлились в Турции, нас при выходе из самолета встретили турки-работники аэропорта и угостили рахат-лукумом. Это в честь того, что мы уже хаджи (люди, совершившие хаджж). Было очень вкусно и приятно.

Обождав немного времени, мы сели на самолет и уже полетели на Родину в Республику Беларусь в город Минск.

Прошло уже больше месяца, как я вернулся домой, а впечатления остались как будто я еще там нахожусь. И прошу у Аллаhа, чтобы еще хотя бы раз я смог туда попасть и совершить прощальный Хаджж своей жизни. О, Аллаh, прими наш Хаджж. Аминь!