вопросы
Как принять Ислам?
Заблуждения и интернет
Отношение Ислама к «светским» знаниям и науке
Система добровольной сертификации «Халяль»
История и современность Ислама в Беларуси
Никях
Семья
Покаяние

Волшебная сказка Турции /статья и много фото/

Мусульмане из Беларуси совершили поход в турецких горах Аладаглар

С 31 июля по 9 августа 2017 года группа мусульман из Беларуси совершила пеший поход второй категории сложности в Турции в районе хребта Аладаглар. Первоначально планировалось пройти более сложный маршрут, но по целому ряду причин задуманное не удалось осуществить полностью, пришлось воспользоваться запасным вариантом, и в результате путь прохождения упростился.

Хребет Аладаглар мало освоен туристами. Мы не обнаружили, чтобы белорусские туристы посещали этот район. Российские или украинские путешественники посещают Аладаглар исключительно только в конце апреля – начале мая, на майские праздники. В просторах русскоязычного интернета не найден ни один случай проложения маршрута в этом районе в летний период. Судя по описаниям, туристы боятся летней жары. Но мы не побоялись, и наш поход был новым в этом отношении.

Маршрут начался в горном селе Хамидие, и сразу был пройден каньон Хамидие, затем были некатегорийные перевалы Телькиташи, Дорожный, перевал 1А категории сложности Кызылбоюн. Кульминацией похода стало прохождение горного каньона 77 бродов, который классифицируется категорией 1А. Потом ещё были пройдены два некатегорийных перевала: Кавак и Маден. А завершился поход в селе Согуколун. За десять дней похода мы прошли 121 километр.

Наша группа состояла из семи человек, трое из которых были дети. В походе приняли участие:

Али Халембек – опытный турист, прошедший походы в Беларуси, Карпатах, Хибинах и на Кавказе, в группе он был ремонтником. Неоценим его вклад в организацию туристского быта, он всегда первым собирал дрова, разжигал костёр или газовую горелку, а затем следил за поддержанием огня и безопасностью;

Бекир Мурзич – имевший до этого опыт похода в Беларуси. Он помогал в сборе дров, в ведении туристского хозяйства.

Кроме того в походе приняла участие семья Вороновичей:

Али выступал в качестве руководителя и фотографа;

его супруга Фатима была завхозом и медиком;

Хадиджа в возрасте 14 лет была летописцем и видео оператором;

Мустафа в возрасте 9 лет;

Ахмад – 5 лет.

Туристы увидели в Турции много красивых мест, познакомились с замечательными людьми, погрелись под жарким южным солнцем, в каньоне попали в грозу, делали привалы в тени величественных кедров и сосен. А после похода пять дней отдыхали на берегу Средиземного моря в городе Силифке.

Перед нами было несколько вариантов подъезда к горам Аладаглара, и мы, как люди небогатые, выбрали самый дешёвый. Схема этого пути такова: проезд на своём автомобиле до Киева, затем перелёт из Киева в Анкару, затем автобусом до города Позанты в непосредственной близости от гор и, наконец, маршрутка от Позанты до Хамидие.

Выехали из Минска в пятницу вечером 28 июля в 19:00. Семь человек и пять больших рюкзаков едва поместились в минивэн. Всё снаряжение и почти все продукты были уже заранее приобретены в Минске, поэтому, действительно, наш багаж был внушительным. Те, кто ни разу не был в туристических походах, часто задают неуместные вопросы: «А в какой гостинице вы жили?», «Где вы питались?», «Разве в Турции есть горы?» На самом деле туриста можно сравнить с улиткой, которая всё своё несёт с собой, или более того, ведь еду на предстоящие десять дней улитка с собой не прихватила. А мы же несём в рюкзаках и жильё в виде палаток, и весь запас продуктов, потому что магазинов в горах не предусмотрено, и газовые баллоны для приготовления пищи, и запас одежды. В результате рюкзак мужчины весит не менее 20 килограммов.

Итак, мы ехали из Минска на машине в направлении Киева, и нас сопровождал проливной дождь. Около 23:00 приехали в Гомель, заехали в мечеть по адресу улица Карбышева 10А, где нас гостеприимно встретил председатель мусульманской общины Сергей Саранчук. В мечети совершили ночные молитвы, покушали и немного отдохнули. После утренней молитвы снова уселись в машину и отправились к погранпереходу Новая Гута. Четыре часа простояли на границе, что явилось совсем немного по сравнению с нашим опытом перехода границы при поездке на Карпаты, когда мы простояли семь часов.

После удачно приехали в Киев и расположились в исламском культурном центре. Это очень хорошо – иметь друзей, готовых всегда помочь. До самолёта оставался ещё целый день, было время отдохнуть, переложить вещи по рюкзакам и сходить в магазин.

Мы улетали из городского аэропорта Жуляны в 2 часа ночи 30 июля. Это было удобно, так как на транспорт до аэропорта были потрачены небольшие деньги и немного времени. Машину оставили на стоянке исламского центра. Турецкая авиакомпания Pegasus предлагает самые дешёвые билеты для перелёта в Турцию, и мы воспользовались этим предложением.

Два с половиной часа полёта, и утром 30 июля нас встречает столица Турецкой Республики – Анкара. Красивый город, в котором гармонируют современные высотные здания из стекла и бетона и старинные дома времён Османской империи. Везде виднеются башенки минаретов. В здании аэропорта есть помещение мечети, где мы почитали утренний намаз.

Мы едем в главный автовокзал столицы на рейсовом автобусе. Автовокзал турки называют «отогар», и его вид разрушает наше представление о подобном сооружении. По существу, это многоэтажное здание с множеством мелких офисов, конкурирующих между собой. Наше появление тут же было замечено предприимчивыми торговыми агентами, и каждый из них любыми путями пытался привлечь нас в свой офис. Но у нас в Анкаре было ещё две задачи: нам надо было купить газовые баллоны и кое-какие продукты для похода. Самой сложной задачей оказалась задача купить газовые баллоны к горелке. Взять их с собой в самолёт мы не могли, ведь это запрещено, а в походе они нам очень нужны, потому что не всегда найдутся дрова, а иногда просто нет времени для разжигания костра. Ещё находясь в Минске, Али Воронович по интернету нашел, что в торговом центре Армада, находящемся возле автовокзала, есть магазин туристского снаряжения, и кроме всего прочего там продаётся газ для горелок. Поэтому Али с Фатимой направились в этот торговый центр. Каково же было разочарование, когда они узнали, что этот магазин закрылся. Поход был под угрозой срыва. С последней надеждой прошлись по просторному торговому центру. У работника в информационном центре узнали, что есть магазин спортивных товаров. Направились туда, а там только ширпотреб вроде одежды известных фирм. И вдруг рядом заметили магазин товаров для охоты, зашли туда и, хвала Аллаhу, нашли там искомые газовые баллоны. Купили газ, купили турецкий чай, сухофрукты, рис и сахар и вернулись к своим друзьям на вокзал.

Затем, пройдясь по автовокзалу, нашли фирму, предлагающую самые дешевые билеты. Оказалось, что наш рейс отправляется через минут десять. Быстро собрались и устроились в комфортабельном автобусе.

Ехали около пяти часов с небольшими остановками. Прибыли в Позанты только вечером 30 июля. Покушали в придорожном кафе и решили переночевать здесь же в Позантах, чтобы утром отправиться в горы. Спали в придорожной мечети, всё было хорошо, только постоянно сменялись пассажиры транзитных автобусов, посещающие мечеть для совершения намаза.

Утром проснулись, немного перекусили и направились в поиске способа добраться до горного села Хамидие. С помощью жестов и слов на разных известных нам языках нашли остановку маршрутки, курсирующей в нашем направлении. Немного подождали, перекусили угощениями незнакомых нам турок, и сели в маршрутку. Один приветливый местный житель даже подарил нам немного денег на дорогу.

И вот горная дорога, петляющая по карнизу между скалами с одной стороны и обрывом с другой. Так мы добрались до начала нашего маршрута. В Хамидие нам предстояло переложить по рюкзакам продукты и снаряжение, а также позавтракать. Остановились возле нежилого, возможно, разрушенного землетрясением здания, сделали наши дела и в 12:15 вышли на маршрут.

Представляем дневник нашего летописца Хадиджи с дополнениями Али Вороновича. Слова Хадиджи выделены курсивом.

День 1-ый: 31 июля 2017 года

Приветствую тебя, дорогой читатель. Меня зовут Хадиджа, и я участница похода Аладаглар-2017 в горы Турции. Мы прилетели в Анкару на самолёте. В нашей группе 7 человек: 4 взрослых и 3 ребёнка. Мне 14 лет. Так же со мной идут мама, папа, братья Мустафа и Ахмад, дядя Али и дядя Бекир. Сегодня мы выехали из Позантов на маршрутке и приехали в начальную точку нашего похода – село Хамидие. Там мы позавтракали и пошли. Идти было очень и очень сложно.

Пройдя мимо маленьких сельских домиков, мы вышли к началу каньона сухого в это время года ручья, пересекающего село. Следуя указаниям предыдущих групп, прочитанным в интернете, поднимаемся по орографически правому склону ущелья. Проходим выше коша, покрытого синим тентом, и под палящим солнцем идём по козьим тропам, набирая высоту.

Далее в 15:30 нарвались на осыпной склон крутизной до 40 градусов. Траверсировать склон дальше не представлялось возможным, и нам пришлось спуститься по верёвке вниз к ручью в этакий оазис. Пока часть группы спускалась по верёвке, у Ахмада сорвался вниз рюкзачок и, резво подпрыгивая, быстро укатился на дно каньона. А Бекир, пока страховал Али Вороновича, обжегся, по неопытности проведя верёвку не через спину, а через заднюю часть и без того обожженной под турецким солнцем шеи.

На левом склоне каньона есть выход источника воды, оборудовано нечто вроде бассейна. К этому искусственному водоёму из Хамидие идёт автомобильная дорога, широко обходя горы и наш каньон южнее, делая при этом круг более 5 километров. И этот оазис является тупиком, дальше дорога не идёт. Вообще, источники воды в этих горах заметны издалека по ярко-зелёному цвету травы на фоне бледно-жёлтого или красного цвета выжженной земли. Перед походом в Турцию мы боялись, что в дороге не будет воды, однако наши опасения оказались напрасными. В пути мы встретили много поилок для скота и людей. Это облагороженные источники, в них течёт свежая и вкусная горная вода.

На дне ущелья мы передохнули и перекусили, а потом пошли, постепенно уходя вверх по руслу ручья и отыскивая тропу. Идя по тропе, мы опять вошли в узкий каньон. Здесь нам пришлось то перебираться через нагромождения больших камней, то траверсировать склоны крутизной до 30 градусов. Сначала мы пошли по дну каньона вдоль высохшего ручья, а затем взобрались на орографически правый берег и в 19:40 стали на стоянку. К сожалению, воды рядом со стоянкой не было, поэтому использовали воду, принесенную в бутылках. Разложили палатки, приготовили ужин, помолились и пошли спать.

День 2-ой: 01.08.2017

Мы проснулись на фаджр от азана в селе в 4:30. Помолились, приготовили завтрак, поели, собрали палатки и пошли в 7:50. Сначала мы шли по орографически правому берегу каньона, но когда дальнейшее движение стало невозможным, мы резко пошли вверх, карабкаясь по осыпи между скальными выступами. Здесь увидели хорошую козью тропу и пошли по ней. Тропа в 10:00 привела нас на дно каньона, здесь тёк ручей с кристально чистой водой. Мы перешли на орографически левый берег и вскоре в 10:15 вышли к хорошей поилке с такой холодной водой, что её тяжело было пить. Пройдя дальше, в 10:50 попали на широкую поляну альпийского луга, где расположено несколько кошей. И здесь же мы увидели седловину нашего первого перевала Тилькиташи. Первый каньон нами был пройден.

К кошам откуда-то с юга шла хорошая автомобильная дорога. Она уходила в нашем направлении в сторону перевала Тилькиташи. Вместе с тем, видно, что выше, траверсируя склоны, через перевал идет другая дорога. Мы двигались по нижней дороге примерно 1 километр, но вскоре она стала уходить влево, на лесистый склон массива Каранфиль, и в этом месте в 12:00 мы встали на обед.

Мы отдыхаем в тени величавых кедров. Следует отметить, что в России кедры не растут, разве что в ботанических садах на юге страны. То что, в России называют кедром, на самом деле не кедр – это только легенда. В действительности это сосна сибирская. И вкусные, якобы кедровые орешки, которые у нас продаются, на самом деле являются семенами сибирской сосны. А семена кедра несъедобны. Кедр растёт в средиземноморье: в Турции, Сирии, Ливане. Атласский кедр растёт в Марокко и Алжире, а гималайский в Индии и Непале. Особенно красиво одиночно стоящее кедровое дерево. В таком случае ветви широкие, расположены горизонтально. Именно такое дерево изображено на флаге и гербе Ливана.

Наш обед растягивается до 15:30. Жарко, выйти на маршрут раньше было тяжело. Начав движение, идём без тропы прямо в направлении перевала. Ориентир – одиноко стоящее дерево туи. Проходу мешают многочисленные колючки. Эти колючие подушки – ёжики стали одним из самых сложных препятствий нашего похода. Казалось, колючки были вездесущны. Впившись в кожу, они обламывались и напоминали о себе зудом, болью и покраснением. Достать их из кожи самому затруднительно, а продолжать поход с такой ношей невозможно. У Бекира несколько таких колючек впились в руку, Фатиме колючка попала в глаз. А Али Воронович, поскользнувшись, сел на такую колючую подушку. Большинство колючек образовано зарослями кустарниковой формы растения астрагал.

Итак, пробравшись через колючие заросли, мы вышли к автомобильной дороге непосредственно перед перевалом Тилькиташи.

После обеда мы чуть-чуть отдохнули и начали взбираться на перевал Тилькиташи. Сначала мы поднимались вместе, а когда стало очень тяжело, дядя Али и папа пошли вперёд, сняли рюкзаки на перевале и пришли за нами. Таким образом, в 16:50 мы залезли на первый перевал в нашем походе. Через перевал проходит автомобильная дорога. На запад виднеются пастбища альпийских лугов, на восток предстоящие нам перевалы Дорожный и Кызылбоюн. А с севера нависает величественный горный массив Каранфиль. Ниже перевала растёт раскидистый кедр.

Потом мы спустились с перевала по автомобильной дороге и возле первой же поилки остановились на стоянку. Разложили палатки, набрали воду, приготовили ужин, поели, помолились и пошли спать в 21:00. В этом месте хорошее место для стоянки: есть вода и хворост.

Мимо нас несколько раз на автомобилях или мотоциклах проезжали местные жители и радостно нас приветствовали. Перед заходом солнца неразговорчивая турчанка с топором в руках прогнала стадо коз. А потом к нам прицепилась какая-то собака, она стаяла в метрах двадцать от наших палаток и лаяла весь вечер и всю ночь. Возможно, она хотела подружиться, но мы не рассчитывали иметь такого спутника.

А в ручье возле поилки мы в первый раз видели речного краба, который, заметив нас, спрятался под камни. Впоследствии мы ещё много раз в горных ручьях Аладарлара видели крабов.

День 3-ий: 02.08.2017

Утром мы проснулись на фаджр в 5:00. Муаззина из села уже не было слышно, поэтому вставали по будильнику. Помолились, приготовили еду и поели, собрали палатки и в 8:30 пошли по грунтовой автомобильной дороге, которая идет от перевала Тилькиташи. Ночью нас облаивали собаки, а вечером и утром возле нас проходили козы на водопой. Сейчас мы прошли мимо того коша, откуда они прибегали. И пошли дальше.

Дорога проходит через кедровый лес, часто идем в тени, а это легче. По пути встречаем большую черепаху, переходящую нам дорогу, затем другую помельче. В 11:10 выходим к удобной, выстроенной из бетона поилке. Вокруг этого места при изобилии влаги растёт зелёная сочная трава. В 11:40 дорога поднимается на гребень отрога и поворачивает налево. Мы выходим на перевал Дорожный (высота 1853 метра). Далее следуем к летовке Кызылбоюн, которая находится перед подъёмом на одноимённый перевал. Подошли к летовке в 13:00 и стали на обед в тени нескольких деревьев туи.

До обеда мы прошли перевал Дорожный и стали на обед возле него. После обеда в 15:20 направились в сторону перевала Кызылбоюн. Сошли с автомобильной дороги, прошли мимо коша и правее красного отрога начали подъём на перевал. На подъёме снова нам препятствовали колючие подушки. Но зато на небе появились такие желанные облака, которые стали закрывать нас своей тенью.

После этого в 17:30 залезли на перевал Кызылбоюн (высота 1990 метров). В сторону спуска виднеются скальные обрывы и между ними красный осыпной отрог. По нему то мы и начали спуск с перевала. С перевала был очень крутой спуск, но преодолели его без проблем. И так как время поджимало, и в ущелье справа от нас оказалась вода, мы в 19:00 стали на ночёвку. Бекир сходил за водой, мы разложили палатки.

Вечером нас ждал очень красивый закат, солнце садилось за седловину пройденного нами перевала, выглядывая из-за него чёткими лучами и окрашивая вершины гор в багровый цвет.

В этом месте не было дров, и нам пришлось готовить еду на газовой горелке. Мы поужинали, помолились и легли спать.

День 4-ый: 03.08.2017

Мы встали на фаджр в 5:00, помолились. Было довольно холодно и сыро, мы стояли в тумане. Всем пришлось одеться в куртки. Фатима сказала, чтобы малыши Мустафа и Ахмад бегали вокруг палаток, чтобы согреться. Мы позавтракали, собрали палатки и в 8:15 пошли. Спустились вниз, огибая слева вершину 1756, и в 10:00 вышли к кошу на обрыве. От него мы пошли по автомобильной дороге. Путь пролегал через сосновый лес под громкое назойливое пение цикад. Эти небольшие насекомые могут устроить в лесу такой концерт, что кроме их громкого переливчатого стрекотания ничего не будет слышно. По этой дороге мы прошли недолго. Вскоре в 10:40 остановились около временной пасеки в месте, где дорога круто поворачивает направо, огибая склон горы. Местные пчеловоды угостили нас очень вкусным мёдом с лепёшкой, дали набрать воды и показали дорогу. Хотя дорогой это назвать сложно, скорее место, где проехался бульдозер, с наклоном до 35 градусов, местами с осыпью. На нашем пути встретился ручей, а в нем – речной краб. Когда же в 12:40 эта бульдозерная дорога вышла на обычную автомобильную, мы решили сделать обед.

Пообедали, отдохнули и в 15:00, повернув на юго-восток, пошли по серпантину дороги вниз. Путь проходит по сосновому лесу под стрекотание уже знакомых цикад. Часто вдоль дороги стоят стеллажи древесных стволов. Ближе к вечеру в 17:00 вышли к летнику Эйнигезю-Калеса. Долго не знали, как перейти на левый берег реки Экеманелю, так как на карте дорога к каньону 77 бродов обозначена только по левому берегу реки. Али и Фатима сходили на разведку и вскоре удостоверились, что и по правому берегу проложена хорошая автомобильная дорога. По ней то мы и пошли, и вскоре увидели старинную крепость, находящуюся возле входа в каньон. Подойдя к крепости, мы по деревянному мосту перешли на левый берег и вышли к оборудованной стоянке под тенистыми платанами возле входа в каньон. Здесь установлены столики, скамейки, места для костров. Есть даже деревянные туалеты и умывальники с водой. Мы опасались, что за эти удобства кто-то заставит нас заплатить, но всё оказалось бесплатным. Там и стали на ночёвку в 19:30. Разложили палатки, поужинали, сделали намаз и пошли спать.

День 5-ый: 04.08.2017

День начался с фаджра, а также с завтрака и собирания палаток. Потом к нам подошла какая-то пастушка и угостила помидорами, а мы в ответ угостили её детей белорусским шоколадом. А через некоторое время приехали рабочие, обустраивающие эту стоянку. Некоторые из них даже примеряли рюкзак дяди Али. Потом мы попрощались с рабочими, надели каски и в 8:50 вошли в каньон. Каньон 77 бродов или Экеманелю представляет собой узкую расщелину между массивом Каранфиль и горой Кавак. Длина каньона около 15 километров. Он состоит из двух частей, между которыми находится непродолжительное, длиной около 500 метров, выполаживание.

Сначала мы снова переправились на орографически правый берег реки и вскоре вышли к месту, где из-под земли бурным потоком выходит река. Дальше до середины каньона воды не было. В каньоне нас встретили отвесные скалы и каменное, ныне сухое, русло текущей здесь весной реки. Шли мы очень долго. Интересно было пройти под деревянным мостом, построенным здесь на случай, когда река будет полноводной. Сначала мы ещё переговаривались, потом замолчали. Только слышна была иногда болтовня мальчишек. Идти становилось всё тяжелее. Стены каньона смыкались, оставляя проход шириной до 10 метров, и это при высоте скал до полутора километров. Всё чаще приходилось перелезать через завалы огромных валунов, преодолевать скальные ступени.

В 12:40 вдруг пошёл ливень и мы залезли под тент. Также были слышны раскаты грома. Через некоторое время дождь стал мельче, и подошло время обеда, поэтому мы решили приготовить еду на горелке. После обеда в 15:50 мы пошли дальше. Мы шли, шли, но никак не могли выйти даже из первого каньона, а уже начинало темнеть. Наконец в 18:50 мы дошли до места, хоть как-то подходящего для стоянки, хоть и без воды. На этом месте мы остановились на ночь. Постарались поставить палатки подальше от нависающих отвесных скал. Каски не снимали даже на стоянке. Али Воронович немного отошел от лагеря и увидел, как в нескольких метрах от него со скалы упал камень. Если такой попадёт в голову, незащищённую каской, мало не покажется.

Поужинали, разложили палатки, помолились и пошли спать.

День 6-ой: 05.08.2017

Шестой день опять начался с фаджра, завтрака и собирания палаток. Наш запас воды был на исходе, однако после вчерашнего дождя в лужах-ванночках на поверхности больших валунов скопилась чистая дождевая вода. Бекир и Али Воронович отправились на сбор этой питьевой воды. Из каждого такого маленького водоёма воду сначала собирали кружками, потом ложками. Таким образом, собрали семь полуторалитровых бутылок. Потом Бекир часто вспоминал этот замечательный эпизод черпания воды ложками из луж.

А затем в 8:00, пополнив запасы воды, мы пошли дальше вверх по каньону. Прыгали по камням и перелазили через валуны. Здесь каньон сужается до узкой щели шириной не более пяти метров. Вдоль стены волнистые рисунки осадочных отложений. А вверху узкая полоска неба и деревья, растущие где-то там, на краю обрыва. Даже солнечные лучи не проникают в эту глубокую расщелину.

Вдруг стены каньона раздвинулись, и на его дне стал журчать небольшой ручей. Живительная влага стекает с левого склона и, пробежав немного по каньону, теряется в песке. Здесь мы отдохнули и в 13:00 остановились на обед. В 15:20 снова вышли на маршрут.

Наконец в 16:20 мы дошли до места, похожего на пейзаж на фотографии из отчета других туристов, под которой было написано, что это место между двумя частями каньона. Широкая долина указывала на то, что каньон временно прекратился. Вдалеке виден гребень массива Каранфиль, в долине растут кедры и туи. Нас поразила удивительно высокая, хоть и пожелтевшая трава. До каньона вся трава была съедена козами и овцами. А здесь высокая трава указывала на то, что домашние животные до этой долины не доходят. Здесь есть ручей и места, удобные для стоянки.

По описаниям предыдущих групп было ясно, что второй каньон сложнее первого. Поэтому два Али и Хадиджа отправились в разведку, дав остальной группе возможность восстановить моральное и физическое состояние. Оказалось, что второй каньон не такой уж и сложный. Мы нашли место, где группа Жуковой навешивала верёвку и нашли возможность пройти по орографически левому берегу каньона. Пусть по крутым переходам между камнями со свободным лазанием, но всё же без верёвки.

Когда мы вернулись в долину между каньонами, было уже поздно куда-то идти, и мы поставили палатки на камнях у ручья. На траве ставить палатку не стали, так как там видели змею. Поужинали, помолились и пошли спать.

День 7-ой: 06.08.2017

Мы проснулись для того, чтобы помолиться фаджр в 5:00, а потом позавтракали, собрали палатки и рюкзаки. После этого в 8:30 мы смело вошли во вторую часть каньона. Вначале путь идёт через красные камни, скреплённые чем-то похожим на бетон. Далее шли то огромные валуны, через которые надо было перелезать, то мелкие камушки, по которым можно было пройти пешком. Вскоре на дне каньона началась речка, и мы увидели обрушившуюся скалу, которая, впрочем, была слишком далеко, чтобы при обвале завалить валунами дорожку каньона. Затем в 13:00 мы стали на обед и покушали. В 14:40 начали дальнейшее движение по маршруту. После обеда вдруг начались проблемы, связанные с большим количеством воды в каньоне и густыми зарослями кустов, которые дополнительно ещё усложняли прохождение. В некоторых местах воду надо было проходить прямо по течению. И это при том, что вода была очень холодной. В некоторых местах для того, чтобы избежать прохождение кустарника, выходили на левый берег и траверсировали осыпной склон крутизной до 35 градусов. Через некоторое время в 17:30 мы выбрались из кустов на какую-то поляну. Ровное место, удобное для ночлега, трава и сиреневые цветочки. Очевидно, что каньон закончился, но руководитель боялся объявить эту радостную весть, потому что не верилось, что наши испытания позади.

Мама с папой отправились в разведку искать дорогу, идущую от каньона, а мы остались ставить палатки. Поляна была очень красивая с мелкими розово-сиреневыми цветочками. Но на ней было много каких-то цепляющихся за одежду колючек. Когда мама с папой вернулись, мы приготовили ужин и слушали рассказ о том, как они в ходе разведки наткнулись на кош, и их даже пригласили переночевать, но они сказали, что внизу их ждёт лагерь, и им надо поскорей вернуться. Потом мы покушали, помолились и в приподнятом настроении пошли спать. Тот факт, что мы вышли из каньона, радовал нас и возвещал надежду на благоприятное прохождение маршрута.

День 8-ой: 07.08.2017

Проснулись мы на фаджр в 5:00. Помолились, позавтракали, собрали палатки и в 9:00 пошли вверх на правый склон долины в направлении автомобильной дороги, ведущей по нашему маршруту. Прошли старые заброшенные коши и поля, предназначенные для террасного земледелия. Сейчас на них ничего не возделывается.

Выше в 9:50 мы встретили местных жителей, которые живут над каньоном. Это был Ахмад (как оказалось потом, очень даже хороший человек), его жена и сын. Ахмад провёл для нас краткую экскурсию по своему хозяйству, оказал нам помощь в поиске мобильной связи. Он довёз маму и папу до перевала Елатан, они позвонили домой, а потом привёз их обратно. У него старенькая машина Жигули девятой модели, не понятно каким образом попавшая в эти турецкие горы. И по поводу мобильной связи. Её не было почти на всём протяжении маршрута. Фатима очень беспокоилась за младшую дочку, оставленную на попечение бабушки и дедушки в Беларуси. Вот потому и пришлось просить Ахмада свозить нас к месту, где мобильная связь есть.

После этого Ахмад пригласил нас «попить чаю». Однако питьё чая переросло в полноценный обед. Мы не только попили чаю, но поели тушёных овощей, домашних оливок и мёда, а также получили мастер-класс по приготовлению экмека – турецкого хлеба – лепёшки.

В этом месте мы видели перевал Маргинчи в главном хребте, возвышающимся на севере. Но нами было принято решение воспользоваться запасным вариантом: уйти по автомобильной дороге в сторону горных сёл Софулу и Киджак. Причинами такого изменения стало то, что за семь дней похода мы прошли только 65 километров. Мы впервые столкнулись с таким характером рельефа. Обычно подход к горам начинается с широкой долины, пробитой ледником. А в Аладагларе крутизна начинается сразу с подножья, далее по высоте следует некоторое выполаживание зоны альпийских лугов, а выше снова крутизна скальных гор и перевалов. Хозяйственная деятельность ведётся только в среднем поясе, а попасть туда можно только по немногочисленным грунтовым дорогам или через каньоны. Ещё одной причиной была жаркая погода, из-за чего пришлось растягивать время обеда. А субъективной причиной была слабость нашей группы, в которой было трое детей. Итак, мы уже набрали достаточное количество категорийных препятствий, километров бездорожья, но для того, чтобы поход состоялся, необходимо было ещё пройти определённое количество километров пути.

Потом дядя Ахмад рассказал, как нам пройти до Киджака. И даже проводил до поворота. По дороге мы видели несколько групп людей, отдыхающих в больших палатках. Это были турки, выехавшие за город подышать свежим воздухом на природе. Было время полуденного намаза, и многие из них находились в молитве. Некоторые приглашали нас попить чаю, но мы отказывались, так как на это у нас уже не было времени.

После поворота, на котором мы простились с Ахмадом, пошла только петляющая дорога. Слева над нами возвышались скалы, а справа был обрыв, который какое-то время спускался в каньон, а потом в долину. Затем дорога превратилась в серпантин, карабкающийся вверх, и мы в 17:30 вышли на некатегорийный перевал. При составлении отчета, мы не нашли ни одного описания, чтобы кто-то из туристов проходил этой дорогой. И нет описаний пройденных нами некатегорийных перевалов. В перечне перевалов также их нет, поэтому мы стараемся восполнить этот пробел и даём описание пройденных перевалов. Первый перевал мы назвали Кавак по имени находящейся рядом вершины. Высота перевала 1790 метров над уровнем моря. Перевал связывает долину реки Экеманелю и левый приток реки Экеманелю. Через перевал проходит автомобильная дорога. Координаты перевала 37º37'32" северной широты, 35º6'32" восточной долготы.

После перевала дорога траверсирует склоны, прижимаясь к скалам, окрашенным в красный цвет. Ниже в долине находится вход в какой-то сложный или непроходимый каньон. Выше дороги находятся какие-то здания, как позже мы узнали, это были строения рудника. Потом мы перешли через мутный ручей, вытекающий из рудника, и услышали страшный грохот, раздающийся оттуда. Мы поспешили скорее от этого места, чтобы нас не завалило.

Когда же мы немножко отошли от этого мутного ручья, то в 19:30 увидели место, подходящее для ночёвки у подножия нашего следующего перевала. Но рядом стоял маленький «домик» с огородом и двумя мотоциклами. Мы подошли к домику, чтобы попросить разрешения поставить палатки рядом с их жилищем. Мужчины, которые находились в строении, нам разрешили не только стать на стоянку, но и пользоваться водой, струящейся возле их жилища. Мы поставили палатки и приготовили еду. Когда же мы ели, взошла луна, и мы были свидетелями частичного лунного затмения. Вот таким вот интересным выдался восьмой день нашего похода.

День 9-ый: 08.08.2017

Мы проснулись рано утром в 5:00 на фаджр. Позавтракали, собрали палатки и в 9:00 начали подъём на перевал. В 9:40 мы взошли на некатегорийный перевал, который как и предыдущий наш перевал ещё не описан туристами. Второй перевал мы назвали Маден. В переводе с турецкого это обозначает рудник, и именно так местные жители называли это место. Высота перевала 1780 метров над уровнем моря. Перевал связывает долину левого притока реки Экеманелю и долину реки Делере. Через перевал проходит автомобильная дорога. Координаты перевала 37º37'40" северной широты, 35º8'32" восточной долготы.

По дороге, ведущей через перевал, регулярно проезжали грузовики от горного рудника к селу Киджак. Один из них настиг нас как раз на перевале. От перевала идет хорошая грунтовая дорога сначала мимо одиноких деревьев туи. Затем растительности становится больше, появляются кедры, встречаются коши пастухов. Ахмад и Мустафа пытались завести знакомство с местными детьми, но попытка не удалась, и турецкие дети убежали.

В 12:40 выходим к кошам, возле которых поилка. Вода из трубы стекает в хорошую акриловую ванну, в которую даже захотелось лечь и искупнуться. В этом месте мы пообедали и устроили походную баню под тентом палатки. Местные жители встретили нас доброжелательно, угостили турецким чаем и лепёшками. После походного душа мы в 16:00 пошли дальше в направлении села Софулу. Дорога проходит через сосновый лес. Снова пронзительно звенят цикады. В 17:00 выходим к развилке, где дорога расходится в трёх направлениях. Следуя указаниям местных жителей из коша, идём по средней дороге. Мы немного не дошли до села Софулу и стали в 19:00 на ночлег возле источника воды в сосновом лесу возле дороги. Наш костровой Али Халембек из соображений безопасности был решительно против розжига костра в лесу, так как поверхность земли была просто устелена толстым слоем сухих иголок, веток и шишек. Поэтому костёр устроили прямо на обочине дороги, где была голая земля. Это была наша последняя ночёвка в лесу, мы сделали «разбор полётов» - так называется собрание, где участники похода обсуждают события прошедшего похода. Затем мы поужинали, помолились и пошли спать.

День 10-ый: 09.08.2017

Проснулись на фаджр как обычно в 5:00, затем позавтракали, собрали палатки и в 8:30 пошли в последний день нашего похода. Дорога проходит через сосновый лес, затем сады и крестьянские посевы. В 10:00 выходим на окраину села Софулу. Проходим через село. Кажется, что наше появление здесь с большими рюкзаками стало самым большим событием за последний месяц. Все обращают на нас внимание, мальчишки бегут вслед, женщины смотрят с крыш домов.

За селом Киджак возле заправочной станции нас пригласили на обед рабочие-электрики. Мы пообедали у них с 12:40 по 14:00. На этом месте развилка, мы отправляемся налево в сторону города Аладаг и в 16:30 попадаем в село Согуколун. Мы узнаём, что в 17:00 из Согуколуна отправляется автобус в центр ила (ил – область в Турции) Адану. Садимся на автобус. Наш поход закончился.

Затем уже ночью этого дня мы приехали в Мерсин. Мы хотели дней пять отдохнуть на Средиземном море, но даже не знали точного места, куда нам поехать. Переночевали в Мерсине в парке возле моря, а утром оправились искать место для отдыха. И, хвала Аллаhу, мы его нашли. 10 августа приехали в курортный городок Силифке, остановка автобуса Сузаноглу. Там отдыхают только турки, всё очень культурно. На юго-западной окраине пляжа есть удобный кемпинг, где мы разместились. Проживание там бесплатное, есть пресная вода и туалет. Мы поставили палатки, пять дней купались в море и отдыхали. А затем 14 августа поехали в Анкару, на самолете перелетели в Киев, забрали нашу машину и 16 августа вернулись в Минск.

Хадиджа и Али Вороновичи

P.S. С этим походом мы выступили на чемпионатах города Минска и Республики Беларусь и заняли в обоих соревнованиях четвёртое место среди пеших походов второй-третьей категории сложности.