вопросы
1041
новости
53
статьи
192
хадисы
18
видео
2
книги
3

Священный месяц Раджаб

Хвала Всеподчиняющему Аллаhу! Да благословит Он и приветствует избранного Пророка, его благое и пречистое семейство, а также его сподвижников! Хвала Аллаhу, Который говорит:

И Господь твой творит, что хочет, и избирает

(28:68)

Атрибут избирания либо отбирания указывает на Его Господство и Единственность, а также на совершенство Его мудрости, знания и власти. Один из аспектов Его избирания и предпочтения заключен в том, что Он избрал некоторые дни и месяцы, отдав им предпочтение перед другими. Среди всех месяцев Аллаh выделил четыре, которые Он сделал священными, о чем говорится в следующем аяте Корана:

Поистине, число месяцев у Аллаhа - двенадцать по Книге Аллаhа с того Дня, когда Он сотворил небеса и землю; из них четыре священны. Это прямая Религия, так не причиняйте же себе в них зла…

(9:36)

Месяцы мусульманского календаря исчисляются согласно движению Луны. Указание на священные месяцы приводится в Коране, однако их названия в нем не упомянуты. Их названия упоминаются в Сунне:

Абу Бакра Нуфай’ бин аль-Харис , да будет доволен им Аллаh, передал, что однажды Пророк сказал: “Время вернулось, приняв тот вид, который оно имело в тот День, когда Аллаh создал небеса и землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными. Три из них - зу-ль-ка’да, зу-ль-хиджжа и мухаррам - следуют друг за другом, а четвёртым является раджаб мудара, занимающий своё место между месяцами джумада санийа и ша’баном”

Аль-Бухари, Муслим

Этот месяц был назван раджаб мудара потому, что племя мудар не искажало расчетное время данного месяца в отличие от остальных арабов, которые занимались фальсификацией месяцев и перестановкой порядка их очередности в зависимости от того, находились ли они в состоянии войны или нет. Именно на подобное перенесение месяцев указывает следующий аят:

Поистине, перенесение священного месяца - лишь увеличение неверия; заблуждаются в этом лишь неверные. Они делают дозволенным это в один год и запрещают в другой, чтобы согласовать с тем сроком, который запретил Аллаh, и этим сделать разрешенным то, что запретил Аллаh

(9:37)

Также сообщается, что причина, по которой этот месяц относится к племени мудар, в том, что люди этого племени очень чтили и уважали его. Этим и объясняется то, почему этот месяц отнесен к ним.

Причина названия данного месяца

Буквы ‘’ра’’, ‘’джим’’ и ‘’ба’’ образуют корень, который указывает на поддержание и подкрепление чего-либо одного чем-либо иным. Поэтому выражение ‘’раджабту-ль-шай’’ означает : ‘’Я почтил это’’…Этот месяц был назван раджаб потому, что доисламские арабы чтили его, и он также почитается в Шариате.

Люди, жившие во времена невежества до прихода Ислама, называли месяц раджаб ‘’мунассиль аль-асинна’’ (тот, что заставляет снимать острые наконечники оружия), как об этом сообщается от Абу Раджа’ аль-’Атариди, который передал следующее :

“Мы во времена джаhилиййи искали какую-нибудь каменную глыбу, а затем , если мы находили лучшую глыбу, то отбрасывали в сторону первую глыбу и останавливали свой выбор на другой. Если мы не могли найти какую-нибудь глыбу, то складывали кучу из грязи, затем приводили овцу и доили её на эту кучу грязи, а потом совершали вокруг неё обход. Когда наступал месяц раджаб, мы говорили ‘’мунассиль аль-асинна’’ (тот, что заставляет снимать острые наконечники оружия) и не оставляли ни одного копья или стрелы, на которых были железные наконечники, не сняв их и не отложив в сторону во время месяца раджаб”

Это сообщение приводит аль-Бухари

Аль-Байхаки сказал: “Люди, жившие во времена джаhилиййи, почитали эти священные месяцы, особенно месяц раджаб, и они не воевали в течение этого месяца”.

Раджаб - это священный месяц

Священные месяцы имеют особый статус, что также относится и к раджабу, ибо он является одним из этих священных месяцев. Аллаh говорит:

О вы, которые уверовали! Не нарушайте святости обрядов Аллаhа, ни священного месяца…

(5:2)

Это значит: не нарушайте их святость, которую Аллаh повелел вам чтить и запретил вам нарушать, ибо этот запрет включает в себя как порочные дела, так и порочные верования.

Аллаh говорит:

…так не причиняйте же себе в них зла…

(9:36)

что значит: в эти священные месяцы. Слова “фи-хинна” (переведенные как “в них”) относятся к этим четырем священным месяцам, как на то указал имам толкователей Корана Ибн Джарир ат-Табари (Да помилует его Аллаh!).

Таким образом, нам следует внимательно относится к святости этих четырех месяцев, поскольку Аллаh выделил их ввиду их особого статуса и запретил нам совершать грехи из уважения к их святости, ибо грехи, совершенные в это время, являются даже более тяжкими, исходя из святости времени, которое Аллаh сделал священным. Поэтому в вышеприведенном аяте Аллаh запретил нам проявлять несправедливость по отношению к самим себе, хотя это - т.е. причинение себе вреда, включающее и совершение грехов, - запрещено в течение всех месяцев года.

избранное
01.08.2006
статьи
192
месяц
1
Раджаб
1