вопросы
898
новости
66
статьи
176
видео
20
книги
4
Коран
Хадисы
Основы Ислама
: : :

Мусульманские сайты
Семья
О покаянии

Как принять Ислам?
Ислам в Беларуси

Запрещено
Разрешено
Обязательно

Стёртое имя на обелиске

Вот уже 96 лет ухаживает мусульманская община г. Слонима Гродненской области за могилами солдат, павших на полях сражений Первой мировой войны. В прошлом году вокруг мемориала появилась ограда, сделанная на средства общины. Позаботились и о регистрации воинского захоронения. Об этом рассказал «Союзу» (газета) имам Сулейман Байрашевский в своём письме, которое было опубликовано 19 мая. В Слоним отправился корреспондент газеты «Союз».

…Сулейман Байрашевский встретил меня у ворот кладбища – мизара (мусульманское кладбище, погребение – Т. Г.), расположенное под сенью огромных сосен, вблизи райцентра, более 250 лет. Самые старые надгробья уже глубоко вросли в землю…

- Ограда появилась недавно, - рассказывает Сулейман Байрашевский, провожая меня к мемориалу,- уж очень сильно резвились тут в прошлые годы кабаны: всё кладбище перекопали. Хотя гораздо больше вреда могилам не от диких животных, а от двуногих…

В 2006 году вандалы разбили и повалили многие памятники, раскопали могилы. Куски надгробий, не боясь Бога, использовали для фундаментов под памятники на новом кладбище райцентра – до него чуть более двух километров. С тех пор мужчины поднимают один за другим поваленные памятники, ремонтируют их. Иные, как каменную мозаику. Складывают из кусков. Для работы на кладбище организуют субботники, некоторые приезжают сюда из других городов. Общими силами восстанавливали и могилы солдат, погибших в Первую мировую.

- В позапрошлом году на мемориале работали, - вспоминает житель Слонима Мустафа Гембицкий. – А как же иначе? Надо было привести могилы в порядок…

Воинское захоронение примостилось в самом углу мизара: ограда, скромный обелиск с полумесяцем наверху, а за ним – ряд могил, по мусульманскому обычно, обложенных камнями. На всех выбит один год – 1915 –й.

- Два крайних памятника, те которые ближе к краю леса, без имени. Прочитать их, к сожалению, не удалось,- не скрывает огорчения имам. – Остальные имена сохранились, хотелось бы найти родственников погибших. Надеюсь, ваша газета («Союз») поможет нам в этом.

- Жилищно-коммунальная служба помогла поставить ограду. Лесхоз расчистил дорогу - продолжает Сулейман Байрашевский. – По надгробьям можно изучить историю татарских общин в Беларуси. На одном камне – арабская вязь, рядом с ним, на более позднем памятнике,- русские буквы. А чуть поодаль – эпитафия уже на латинице.

На белорусской земле татары осели 600 лет назад. Возделывали землю, строили города и сёла. За это время практически утратили родной язык, «обелорусились», однако сохранили мусульманскую веру и обычаи, связанные с почитанием предков. Весной мусульмане общины собираются на мизаре, поминают тех, кто дал жизнь живущим ныне: и своих родных, и тех к чьим могилам, увы, не приходят внуки и правнуки. Имам читает над захоронением селям (приветствие усопшим), читает из Корана суру «Ясин».

Поясню: садака у мусульман Беларуси – сладости: булочки, конфеты, пастила, халва, зефир, фрукты… Делятся ею со всеми пришедшими – дабы помянули тех, кого уже нет рядом. Сюда не принято приносить цветы. Хотя кое-где они на кладбище всё-таки встречаются. Это уже влияние белорусской культуры или результат смешанных браков.

За 600 лет, понятное дело, многие татары нашли себе в жёны белорусских красавиц. Для многих поминальный день – это ещё и возможность встретиться с теми, кого не видел многие годы. Ведь приезжают сюда не только со всех концов Беларуси, но также из Москвы и других регионов России.

Татьяна Гринкевич
избранное
21.11.2011
статьи
176
мусульмане
46
Беларуси
2
Слоним
1

Статьи

Видео

Хадисы

Проповедь

Вопросы