вопросы
608
новости
46
статьи
162
видео
16
книги
3
Коран
Хадисы
Основы Ислама
: : :

Мусульманские сайты
Семья
О покаянии

Как принять Ислам?
Ислам в Беларуси

Запрещено
Разрешено
Обязательно

Шарх китаба Ивана Луцкевича

Белорусские татары, проживая изолировано от остального мусульманского мира, в течение веков создали уникальную и пока мало изученную письменность. Наука, которая изучает письменные источники белорусских татар, называется китабистикой.

Исследователи китабисты много внимания уделили лингвистическим особенностям книг белорусских татар, историческим аспектам. Однако, практически нет теологических исследований в области китабистики. Поэтому изучение богословского наследия белорусских татар актуально в наше время.

Особенно оно актуально для мусульман Беларуси. Это объясняется тем, что в данное время религиозные организации при распространении среди мусульман правильного понимания об Исламе, при призыве к соблюдению требований религии в повседневной жизни сталкиваются с проблемой наличия авторитетной литературы. Даже к книгам, изданным в России, белорусские татары часто относятся с недоверием, говоря, что они соответствуют традициям российских татар. А к рукописным китабам они относятся с трепетом и уважением. Поэтому необходимо исследовать это письменное наследие и использовать его в укреплении и развитии религиозной грамотности в обществе.

Также важность и актуальность изучения письменности белорусских татар можно рассмотреть с точки зрения проблемы сохранения религиозных меньшинств в условиях изоляции и окружения обществом, которое придерживается другой конфессии. Часто в таких условиях наступает ассимиляция, а белорусским татарам удалось в течение почти семи веков сохранять свою религиозную идентичность. И немалую роль в этом сохранении сыграла уникальная славяноязычная религиозная письменность при использовании арабской графики. Этот опыт может быть полезен для других религиозных меньшинств, оказавшихся в подобных условиях проживания.

Основоположником исследований письменности белорусских татар является Антон Мухлинский. Его книга, изданная в 1857 году, «Исследование о происхождении и состоянии литовских татар» является основой для любой работы в этой теме. Также важно отметить книги А. Антоновича «Белорусские тексты, писанные арабским письмом, и их графико-орфографическая система», Станислава Кричинского на польском языке «Литовские татары. Попытка историческо-этнической монографии», швейцарского ученого Пауля Сутера «Альфуркан татарский». В настоящее время ведущим исследователем в области китабистики в Беларуси является Михаил Тарелко. Он написал много статей по различным проблематикам китабов.

Китаб Ивана Луцкевича стал одним из самых известных памятников религиозной письменности татар. Луцкевич нашел этот китаб в 1915 году возле Вильно в деревне Сорок Татар у имама Степана Полтаракевича. Для многих исследователей китаб Ивана Луцкевича стал основой для изучения письменных источников белорусских татар. Антонович в результате анализа бумаги, на которой написан китаб, утверждает, что найденный Иваном Луцкевичем экземпляр создан в первой половине XVIII века. Однако, возможно, это копия, переписанная с более древнего оригинала. В 2009 году в Вильнюсе под редакцией Галины Александрович-Мишкинене было осуществлено факсимильное издание этого китаба с переводом на литовский и русский языки. Эта книга позволила популяризировать духовное письменное наследие татар и облегчить дальнейшие исследования в этой области.

К сожалению, многие белорусские татары даже не знают содержания своего письменного наследия. Чтобы восполнить этот пробел, было решено публиковать выдержки из китаба Ивана Луцкевича, снабдив их необходимыми комментариями и доводами из Кур’ана и хадисов. Такой жанр по арабски называется шарх, что в переводе означает: «объяснение, разъяснение, комментарий, толкование, описание».

Галина Мишкинене в предисловии к факсимильному изданию указывает на основные темы китаба:

  1. В китабе изложены основы Ислама, и мы получаем представление о том, как его воспринимали татары Великого княжества Литовского. Китаб содержит информацию об основных мусульманских праздниках, о святых месяцах, днях и ночах, о посте Рамазан, о молитвах, о значении намаза как разговора с самим Господом Богом.

  2. В текстах содержится также моральный кодекс, включающий в себя основные обязанности мусульман, регламентирующий их отношение к сиротам, вдовам, пожилым людям, говорящий об отношении к родителям, соседям и ученым людям, о гостеприимстве, о хороших и дурных поступках, о тех, кто достоин рая, и заслуживающих ад, о семейных отношениях, о вреде пьянства и т.д.

  3. Через тексты даётся понимание Кур’ана, символика чисел Кур’ана и отдельных его частей.

  4. Китаб знакомит мусульман с исламской эсхатологией и агиографией: описание испытаний в могиле, Судного дня, ада и рая, жизнеописание пророка Мухаммада , сподвижников.

  5. В китабе находим сведения о демонологии и ангелологии: что любит и чего боится шайтан, об ангелах, которые охраняют людей.

  6. В текстах представлены материалы по мусульманской обрядности и традициям: обряд похорон, раздача милостыни, значение завещания, пагубность гадания.

Содержание:

Али Воронович
избранное
07.07.2014
статьи
162
история
38
Беларусь
45
татары
6
мусульмане
41
китабы
8

Статьи

Видео

Хадисы

Проповедь

Вопросы