вопросы
1688
новости
1017
статьи
160
видео
16
объявления
19
события
4
Основы Ислама
Как принять Ислам?
Заблуждения и интернет
Отношение Ислама к «светским» знаниям и науке
Система добровольной сертификации «Халяль»
История и современность Ислама в Беларуси
Никях
Семья
Покаяние

Смирение в Исламе

Видеозапись пятничной проповеди в мечети г. Гомель 15 декабря 2017 года
Внимание! Администрация islam.by не рекомендует просматривать видео при ограниченном интернет-трафике...

Далее приводим текст проповеди на данную тему.

Таўаду’ – это одно из лучших качеств верующего человека, противоположность высокомерия. Обычно это слово переводится на русских язык как смирение. Часто приходится сталкиваться со сложностью перевода исламских терминов на русский язык. Также состоит дело и с таўаду’. На русском не совсем понятно, что такое смирение. Поэтому следует разобрать, как образуется слово таўаду’ на арабском языке.

Итак, корнем этого слова является глагол «ўада’а», который имеет значение: «класть, ставить ниже себя, унижать, рожать». А шестая порода этого глагола имеет форму «таўада’а». Часто шестая порода носит значение притворности действия. Так если «марада» - это болеть, то «тамарада» - притворяться больным. Итак, «таўада’а» - это ставить себя на более низкое положение, быть скромным, не превозноситься над людьми. А уже «таўаду’» - это масдар – отглалольное имя, которое, как уже было сказано, переводится как смирение.

Для начала следует рассмотреть, какое определение давали этому качеству праведные люди прошлых поколений.

Аль-Куртуби поясняет смысл слова «таўаду’» следующим образом: «Это покорность и подчинение, требующие наличия того, по отношению к кому это смирение следует проявлять». Таким объектом является Аллаh Всевышний, а также все те, по отношению к кому Аллаh велел проявлять смирение, например посланник Аллаhа, имам, правитель, учёный, родители и так далее. Подобное смирение является похвальным качеством, за которое Аллаh вызвысит человека в этой и последней жизни. Если мы представляем себе отношение верующего человека к Аллаhу, то тут можно в наибольшей степени воплотить слово смирение. Наша молитва есть символ этого смирения. Мы унижаемся перед Всевышним, мы признаём себя Его рабами. Мы осознаём, что мы никто перед Ним, что всё наше существование, наша жизнь и наша смерть, наше пропитание и наше здоровье - всё зависит от Его воли.

Хасан Аль-Басри сказал: «Таўаду’ – это когда ты выходишь из своего дома и при встрече с каждым мусульманином ты чувствуешь, что он дал тебе определённое добро, и ты ему должен». Многие проблемы современного состояния мусульманского общества состоят именно в том, большинство людей думает наоборот. Каждый считает, что он облагодетельствовал окружающих уже самим своим присутствием, и все ему должны. Для многих проявление высокомерия стало нормой поведения, они идут, гордо подняв голову и выставив вперёд грудь. Такие люди считают, что для завоевания уважения в обществе нужно проявлять именно высокомерие. И в этом они делают губительную ошибку. Ведь посланник Аллаhа говорил:

«Садака никак не уменьшает богатства, Аллаh не добавит Своему рабу, прощающему других, ничего, кроме славы, а любого из тех, кто проявляет смирение ради Аллаhа, Всемогущий и Великий Аллаh неизменно возвышает».

Этот хадис приводит Муслим

Давайте рассмотрим более подробно этот хадис. Указания, содержащиеся в нём, противоречат логике неверующего человека, однако они соответствуют мировоззрению верующего. Люди думают, что если что-то отдавать из своего имущества, то оно уменьшается. Это чисто как в математике. Но посланник Аллаhа говорит об обратном. За каждый динар, потраченный ради Аллаhа мусульманин получит уже в этой жизни возмещение от Аллаhа, от десяти до семисот раз большее, чем то, что он потратил. Надо прощать других людей, и Аллаh добавит за это славу. И кто проявляет смирение ради Аллаhа, то такого человека Аллаh возвышает уже в этой жизни, а в будущей такой человек получит большие награды.

‘АбдуЛлаh ибн Мубарак даёт такое определение смирения: «Вершина смирения – это когда при встрече с человеком, имеющим меньше достатка, чем ты, ты даёшь ему знать, что ты и он на одном уровне, и даже ты ниже его». Это для того, чтобы не унизить собеседника, поддержать с ним добрые братские отношения, не допустить высокомерия со своей стороны.

И дальше определение ‘АбдуЛлаhа ибн Мубарака продолжается: «И когда ты встретишься с человеком выше тебя по материальному достатку, ты показываешь, что ты выше его, для того, чтобы он знал, что не мирской жизнью возвышаются люди». То есть, ты не унижаешься перед богатством, не клянчишь о подачке.

Проявляя смирение, мы берём пример с пророка . Смирение было его неотъемлемым качеством. Среди своих сподвижников он не отличался одеждой и поведением. Поэтому часто, когда приезжал незнакомый человек, он не мог понять и спрашивал: «Кто из вас Мухаммад?»

Всевышний Аллаh приказал Своему посланнику :

«Опусти свое крыло доброты и милосердия перед верующими, которые следует за тобой».

(26:215)

И Мухаммад выполнял то, что ниспослал ему Аллаh. Посланник Аллаhа даже к детям относился со смирением.

«Рассказывается, что однажды Анас ибн Малик (Да будет доволен им Аллаh!), проходя мимо детей, поприветствовал их Салямом, а потом сказал: «Так же поступал и пророк »

Этот хадис приводят Аль-Бухари и Муслим

В поведении с внуками посланник Аллаhа также проявлял смирение. Он играл с Хасаном и Хусейном (Да будет Аллаh ими доволен!), позволял им садиться себе на спину и говорил, что у них самый хороший верховой.

Сообщается, что однажды к пророку явился какой-то бедуин, который сказал: «Разве вы целуете своих детей? А мы не целуем их!» - на что он сказал ему: «Что же я могу сделать для тебя, если Аллаh лишил твоё сердце милосердия?»

Также и в кругу семьи посланник Аллаhа был смиренным. Он чинил свою обувь, зашивал одежду. У матери правоверных ‘Аиши (Да будет Аллаh ею доволен!) спросили, как вел себя пророк дома. Она ответила: «Он был на услужении своей семьи, но когда звучал призыв на молитву, он шел на намаз».

По свидетельству Анаса (Да будет Аллаh им доволен!) пророк отличался таким смирением, что любая из маленьких невольниц Медины могла взять его за руку и отвести, куда хотела, чтобы он сделал то, в чем она нуждалась.

Таково одно из лучших качеств мусульманской личности, которого так не хватает нам в наше время. И да укрепит Аллаh нашу веру и улучшит наши нравы.

Али Воронович

19.12.2017
смирение
1
видео
16
проповедь
31
Загрузка...