вопросы
видео
книги

Поход в сердце Карпат

Около недели длился поход в Карпаты

С 2 по 8 июля 2017 года мусульмане из Беларуси и Украины совершили пеший поход первой категории сложности по Карпатам. Это был совместный проект в рамках сотрудничества Духовного управления мусульман в Республике Беларусь и Духовного управления мусульман Украины УММА.

В течение шести дней участники похода преодолели многие препятствия, взошли на высочайшие вершины украинских Карпат - Говерлу, Петрос, Близницу; познакомились с удивительной природой этих мест, увидели величественные пейзажи и были поражены их красотой. Мы вместе совершали молитвы на природе, пили воду из чистых горных источников, познакомились друг с другом и почувствовали братскую взаимопомощь. Нас сопровождал ветер и дождь, физическая усталость и холод, но Аллаh помог пройти все испытания.

Походом руководил муфтий Духовного управления мусульман в Республике Беларусь Али Воронович, с ним вместе была его семья. Со стороны Украины в походе приняли участие 13 подростков и 3 взрослых. Для украинских участников это был первый туристский опыт. Многим понравился такой вид активного отдыха, и дай Бог ещё раз встретиться на горных тропах Карпат.

Летописцем группы была Хадиджа Воронович. Представляем совместный проект – её дневник, написанный в походе и дополнение, написанное Али Вороновичем через несколько месяцев после окончания похода. Слова Хадиджи выделены цветом.

1 июля 2017 года

Здравствуй, дорогой читатель. Меня зовут Хадиджа, и я участница похода Карпаты-2017. К сожалению, нам ещё не известно, сколько будет человек в нашей группе, но уже известно, что в основном это будут мальчики – подростки. Мне 14 лет, и скорее всего я буду единственной девушкой в группе. Я еду на машине к месту встречи вместе со своими родителями и братьями Мустафой и Ахмадом. Мы очень долго стояли на границе Беларуси и Украины, продвигаясь со скоростью где-то 10 машин в час. Простояли 7 часов и отъехали от границы только в 9:20 вечера. И после этого направились по украинским просторам в сторону Львова.

Идея этого похода возникла спонтанно. 27 апреля мне позвонил давний друг Халид из Киева и попросил возглавить поход, который они собираются организовать в июле на Карпаты. Не долго думая, я согласился.

День 1-ый: 2 июля 2017 года

В 2:30 мы приехали во Львов в Исламский культурный центр имени Мухаммада Асада (Леопольда Вайса). Так как группа уже спала, мы помолились и пошли спать.

Несколько слов про львовский исламский центр и того, чьим именем он назван. Исламкий культурный центр во Львове находится практически в центре города на улице Авраама Линкольна. Он занимает просторное двухэтажное здание, в нём расположены: молитвенный зал, библиотека, воскресная школа. Из-за близости к Карпатским горам, мы выбрали Львов и исламский центр в этом городе как базу для встречи и подготовки к походу.

Мухаммад Асад, урождённый Леопольд Вайс, родился в 1900 году во Львове и имел еврейское происхождение. Его отец Карл Вайс был известным адвокатом, а дед Дориан Фейгенбаум – раввином в Черновцах. В молодости Леопольд получил прекрасное образование и стал известным в Австрии и Германии журналистом. В 1926 году после поездок по Ближнему Востоку он принимает Ислам и изменяет имя. Он взял имя Мухаммад в честь пророка (Да благословит его Аллаh и приветствует!) и имя Асад, что в переводе с арабского означает «лев», в память о своём родном городе Львове. Мухаммад Асад был выдающимся мусульманским писателем и мыслителем. Самой известной его книгой стала «Дорога в Мекку». Мухаммад Асад, кроме того, был дипломатом – долгое время он был постоянным представителем Пакистана при Организации Объединённых Наций.

Последние годы жизни Мухаммад Асад провёл в Испании. Умер в 1992 году в Гранаде. Этот город был последним оплотом мусульманской Испании, и с его падением в 1492 году закончилась история исламского правления в этой стране.

Итак, первый день начинается с того, что мы встали и сделали фаджр. Правда, после этого мы опять пошли спать. Когда же мы проснулись, то узнали от Дилявера, что у нас ещё нет почти никаких продуктов, и мама с папой и Дилявером уехали в магазин, а когда они приехали, мы занялись раскладкой.

Сложностью нашего похода было то, что все украинские ребята, которые пошли с нами, ни разу не были в подобных мероприятиях. За три недели мы послали им в электронном письме список необходимых для похода продуктов. Когда же мы приехали во Львов, то оказалось, что из всего списка куплено только три пачки цикория. Пришлось самим ехать в магазин и покупать продукты, затем распределять снаряжение между участниками. А это всё время. Вместо запланированного выезда в горы в 11:00 мы выехали только в 16:30. Кроме того, снаряжение участников похода было неудовлетворительным. Вместо рекомендованных рюкзаков объёмом не менее 60 литров, ребята приехали с маленькими почти школьными рюкзачками объёмом по 20 литров. Свою часть общественного груза они всё равно получили, и на маршруте их палатки, спальные мешки, одежда, разложенные по пакетам, висели с разных сторон их маленьких рюкзачков. Украинские организаторы купили дешёвые однослойные палатки, и во время ливня на маршруте дождь заливал внутрь, промачивая спальные мешки и одежду.

Здесь же в исламском культурном центре Львова мы познакомились со всеми участниками похода. Со стороны Украины было 16 человек: 3 взрослых и 13 подростков. Из Беларуси приехало 5 членов семьи Вороновичей. Здесь актуально познакомить с составом группы и наших читателей. Взрослые:

Подростки и дети:

Наша большая по туристским меркам группа была разделена на три подгруппы из семи человек, каждая из которых по своему составу и снаряжению в случае необходимости могла действовать автономно. Руководителями подгрупп были Али, Тарик и Хаджимурад.

В нашей группе были мусульмане разных возрастов и разных национальностей, но в течение похода нам удалось стать одной командой.

Итак, после знакомства, раскладки снаряжения и продуктов мы забрались в автобус и поехали к месту начала похода. Асфальтированная дорога петляла среди холмов, лесов и полей. Мы проехали мимо города Ивано-Франковска, и, наконец, через три часа езды автобус по горному серпантину с трудом стал подниматься на Яблунецкий перевал. Именно через этот перевал войска хана Батыя двигались «к последнему морю» для завоевания Европы. После перевала первое село – Лазещина – начало нашего маршрута. Автобус сворачивает налево, проезжает пару километров через село и останавливается у поста спасателей перед шлагбаумом. В домике спасателей никого не было, и мы, выйдя из автобуса и отправив его во Львов, пройдя километр, нашли первое удобное для стоянки место и остановились на ночлег. Когда мы приехали было уже поздно: 20:30, и мы решили стать на стоянку. Разложили палатки, приготовили еду, помолились и пошли спать.

Уже в темноте в 22:00 к нам пришёл спасатель и пригласил руководителей к себе в домик для решения вопроса по оплате пребывания в Карпатском биосферном заповеднике. Али и Дилявер отправились вместе с ним. В принципе денег он много не взял, по 15 гривен с человека, что составляет меньше одного доллара. Когда Али и Дилявер вернулись к месту стоянки, уже почти вся группа, утомлённая долгими переездами, спала.

День 2-ой: 3 июля 2017 года

Второй день опять начался с фаджра и опять после него мы пошли спать. Когда же мы проснулись, то оказалось, что у подгруппы Тарика проспали дежурные и они не успели приготовить завтрак, так что трём подгруппам пришлось есть из двух кастрюль. Но ничего, мы всё-таки поели, собрали палатки и в 9:30 пошли по грунтовой дороге, ведущей к стоянке Козьмещик на месте слияния рек Козьмещик и Лазещина. В Козьмещике в 11:15 мы повернули направо, продолжая двигаться вверх вдоль реки Лазещина.

Первые шаги активного передвижения в походе имеют большое значение. Турист часто ждёт этого момента целый год. И вот перед тобой грунтовая дорога, еловый лес, пение птиц и задача в течение ближайшей недели раствориться в природе, стать её частью. Величественные горы покрыты лесом, из-за чего они принимают тёмно синий цвет. Однако проплешины вырубок напоминают о присутствии человека и разрушают состояние идиллии. Ниже дороги, то справа, то слева журчит река. Дышится легко, свежий воздух пьянит своей чистотой.

Дорога, петляя, уводит нас за поворот, затем ещё один поворот. Здесь нет прямых линий, здесь всё прекрасно в своей первозданной естественности.

Шли мы долго и трудно. Пришлось подниматься вверх по крутой дороге. В пути вырубили альпенштоки – это такие палки, на которые можно опираться, и которые помогают туристу при движении.

Но все же мы пришли на склон какой-то безымянной горы и в 15:30 стали на обед. Мы приготовили еду, покушали и помолились. Обед был очень вкусный. Потом мы ещё чуть-чуть прошли и добрались до полонины Головческа. Полониной в Карпатах называют верхний пояс высотной зональности, лишенный леса. В этой зоне расположены пастбища и сенокосные луга. Полонины аналогичны тому, что в других горах называется альпийские луга. Растительность этих мест очень разнообразна, здесь встречаются даже цветы эдельвейса.

На полонине Головчевска в 18:00 мы остановились чуть-чуть не доходя до перевала на удобной оборудованной стоянке. Единственный минус – это недостаток сухих дров для костра. За хворостом приходилось ходить в лес на склон горы Петрос. На этом месте мы ночевали два раза.

Выбранное для стоянки место очень живописно. С запада зелёной громадой возвышается гора Петрос. Далеко на севере видны дома Лазещины, ночью они в низине расстилаются огнями подобно вулканической лаве.

Здесь мы поставили палатки, сварили манную кашу и чай. На улице сильно похолодало, и подул сильный ветер. Мы пошли кушать, помолились в палатках, а потом спать. Этот июльский вечер долго вспоминали некоторые ребята. Температура воздуха опустилась до 7ºС, и при сильном пронизывающем ветре было действительно холодно. Те, кто оказались в горах впервые, не думали, что летом здесь может быть так холодно. В списке необходимых для похода вещей была отмечена куртка, но некоторые отнеслись к этому с невниманием и потом пожалели. Кто-то даже думал, что замерзнет в этот вечер и ночь. Горы требуют серьёзного подхода к таким вещам.

День 3-ий: 4 июля 2017 года

На третий день всё опять началось с фаджра и мы опять пошли спать.

Подъём дежурных у нас был в 6:00, остальных в 6:30. Когда же мы проснулись и позавтракали, то отправились на Говерлу – самую высокую гору Украины. Высота этой вершины 2061 метр над уровнем моря. Она находится в Черногорском хребте Карпат. По форме Говерла похожа на конус, её склоны лишены леса, покрыты альпийскими лугами, скалами и каменными осыпями.

От места ночёвки на полонине Головчевска мы вышли в 9:30 и направились сначала на юг в сторону перевала, расположенного на высоте 1540 метров. Это был наш радиальный выход – это значит, что мы вышли без рюкзаков, оставив в палатках почти всё снаряжение, взяв с собой небольшой запас продуктов и полиэтиленовые плащи на случай дождя. Путь до перевала был недолгим – около 30 минут. На перевале установлен указатель «Полонина Головческа». На этом же указателе есть стрелка, указывающая направление на Говерлу. Мы направились на восток по хорошей лесной дороге. После дождей на дороге оказалось много луж, которые нам пришлось обходить. Путь промаркирован бело-красно-белыми знаками. Дорога опоясывает траверсом склоны хребта, не изменяя высоты.

Через два часа пути от нашей стоянки в 11:30 мы вышли к базе спасателей перед началом подъёма на Говерлу. Это место на картах обозначается Перемычка. Здесь нас спросили о наличии оплаты за нахождение в заповеднике, и, не проявив к нам особого интереса, пропустили совершать восхождение на Говерлу.

Потом дорога превратилась в тропу и стала решительно набирать высоту. Вдоль пути регулярно встречались столбы с обозначением высоты над уровнем моря. Тропа внезапно вывела нас из леса в зону альпийских лугов, и перед нами открылись пейзажи удивительной красоты.

В 12:40 мы вышли к подножию Говерлы. Далее тропа выходит на хребет и между двух крутых скальных склонов, находящихся справа и слева, по юго-западному гребню горы ведёт на вершину. Движение по крутой тропе представляет собой прекрасную тренировку для начинающих туристов. Здесь отрабатывается техника подъёма и спуска по каменистому склону с опорой на альпеншток.

Подъём был сложным. И вот в 13:20 нас встречает вершина. На горе находится небольшая площадка, здесь собираются туристы, поднявшиеся на Говерлу, и просто отдыхающие из баз отдыха, расположенных в этом районе. Люди прогуливаются по вершине, фотографируются, отдыхают после тяжёлого подъёма. Здесь даже располагаются торговцы сувенирами, можно приобрести стаканчик горячего чая или кофе.

На Говерле было много народа и очень красивые виды. Во все стороны видны Карпатские горы. На север – Ивано-Франковская область, на юг – Закарпатская и далее горы Румынии. У ребят много впечатлений: «Всю дорогу, когда шел, мне было страшно, а сейчас, когда я на самой вершине, мне ни капельки не страшно», - так образно сказал двенадцатилетний Умар. Пробыв на вершине около часа, мы начали спуск по пути подъёма. Когда мы спустились в лагерь в 17:00, приготовили еду и поели, затем остались в лагере отдыхать. После обеда Тарик прочитал интересную лекцию о важности укрепления своего здоровья для мусульманина. После Хаджимурат и Тарик даже заснули, и мы приготовили ужин без них. Но поели вместе, а потом помолились и в 22:00 пошли спать.

День 4-ый: 5 июля 2017 года

Сегодняшний день не был исключением, и всё опять началось с фаджра, а потом сна.

Утром же после вкусного завтрака, который составляли макароны, колбаса, цикорий и сушки, мы в 9:30 начали восхождение на гору Петрос. Петрос – одна из высочайших вершин Карпат, её высота над уровнем моря 2020 метров. Название горы происходит с румынского языка и в переводе означает «каменистый». Западный и восточный склоны крутые с многочисленной каменной россыпью, северный и северо-восточный склоны — обрывистые, со скальными выступами. Мы поднялись на перевал и начали движение по дороге на запад. Затем по травяному юго-восточному склону начали подъём вверх. Восхождение было очень-очень сложным. Мы взбирались по почти отвесным склонам по траве. Позже мы поняли, что более рационально было сразу с места стоянки находить тропу, идущую по еловому лесу вдоль хребта на вершину Петроса. Мы вышли на эту тропу в середине подъёма на гору. Эта тропа круто поднимается вверх, обходя скальные выступы. Маркировка тропы: бело-красно-белый знак. Таким образом, мы вышли на вершину в 11:50. На Петросе было меньше людей, чем на Говерле, в это время кроме нас было еще несколько человек. На вершине установлена деревянная часовня и металлический кованый крест. С Петроса прекрасно видна Говерла на востоке и Близница на северо-западе. Там мы пофотографировали пейзажи и себя на их фоне, отдохнули и в 12:10 начали спуск. Спуск был чуть легче, потому что мы шли по тропе. Когда же мы в 13:30 пришли в лагерь, мама и мои братья уже сварили обед, но так как пролилась одна кастрюля супа, всем получились очень маленькие порции. Тут же возникла и другая проблема: Муаз заболел, у него поднялась температура и чувствовалась боль в горле, а нам уже надо было идти дальше. Необходимо было доставить больного в населёнку, но протяжённость пути обратно в Лазещину примерно была равна расстоянию до села Квасы, которое было у нас по маршруту. Поэтому было решено двигаться дальше по плану в западном направлении в сторону села Квасы. Мы сбили Муазу температуру и в 15:10 свернули лагерь и пошли. По дороге были очень красивые виды. Мы шли по траверсу, опоясывающему горы, и проходили ручьи, лившиеся прямо через дорогу. С водой в Карпатах нет никаких проблем. Часто встречаются источники и горные ручьи с кристально чистой водой. Дорога проходит через несколько полонин: Приморотик, Гарманеска, Рогнеска, Скопеска. К концу дня в 20:00 мы стали на оборудованной стоянке на полонине Шумнеска, разожгли костер, поставили палатки, приготовили еду и поужинали, помолились и в 22:30 пошли спать. Была прекрасная погода, чистое небо, ясный закат, так что ничто не предвещало ночную грозу.

День 5-ый: 6 июля 2017 года

Ночью была гроза и очень сильный дождь, так что многие палатки промокли. Вот тут то и проявили себя с наихудшей стороны китайские однослойные дешёвые палатки. Если у семьи Вороновичей была четырёхместная двухслойная палатка белорусского производства, то ей дождь не нанёс никакого вреда. А в однослойные палатки остальной группы дождь начал заливать внутрь. Среди ночи Дилявер и Хаджимурад организовали спасательную операцию, накрывая палатки тентом. Сами промокли насквозь, но имущество в палатках удалость спасти от полного намокания.

На рассвете мы совершили фаджр в палатках и после легли спать.

Утром мы приготовили завтрак в перерыве между дождём. Ребята под руководством Хаджимурада сделали зарядку, чтобы согреться. Также в перерыве между дождём собрали палатки, надели дождевики и пошли в сторону Квасов на запад. Вышли поздно – в 10:30. В 11:40 дорога привела нас к полонине Менчул. Далее начинаются буковые леса Карпат.

Бук – удивительное дерево. Ствол у него прямой, лишённый нижних ветвей, покрыт серой гладкой корой. Когда находишься в буковом лесу, кажется, что вокруг тебя некий сказочный храм с мощными ровными колоннами, возвышающимися до зелёных крон-сводов. В буковом лесу нет проблем со сбором сухого хвороста для костра – у дерева постоянно отмирают нижние ветви и, упав, они лежат у подножия этих величественных колонн. В этом лесу всегда сумрачно, даже в яркие солнечные дни. И это дает ещё один повод сравнивать буковый лес с храмом.

К обеду в 15:20 мы пришли в село Квасы. При входе в село мы встречаем шлагбаум лесников, правда, в сторожке, стоящей рядом, никого не было. Затем начинаются дома и заброшенная стройка санатория. Мы проходим под полотном железной дороги и выходим к асфальтированной дороге, ведущей в Рахов.

В Квасах к нам подъехало такси с Аланом на борту. (Алан – руководитель исламского культурного центра во Львове.) Он привёз нам продукты ещё на несколько дней и забрал двух человек: Дыя, потому что он сразу договорился, что уедет раньше, и Муаза, так как он заболел. Так мы организовали заброску продуктов на вторую часть похода. Саму заброску мы сформировали во Львове, а потом в оговоренное время наш знакомый привёз эти продукты в назначенное место. Муаз оказался очень сильным парнем. Конечно, климат Палестины, откуда он приехал, очень отличается от климата Карпат. И поэтому Муаз сразу простудился. Но, несмотря на высокую температуру, он просился продолжать поход. Однако пришлось его отправить во Львов вместе с Аланом.

Мы сходили в кафе, покушали, сделали перераскладку и пошли в 18:00. Около 500 метров мы прошли по асфальтированной дороге на север, затем повернули на запад в сторону села Тростенец. Пройдя через село, миновали буковый лес и в 20:40 вышли на стоянку на полонине Браивка. Там стоят многочисленные домики для скота и пастухов, оборудована удобная поилка. Сама стоянка расположена на опушке букового леса. Нам надо было до захода солнца найти место для стоянки, но для этого надо было выйти из посёлка и потом ещё долго взбираться на гору. И мы справились с этим заданием и ещё успели разложить палатки, приготовить покушать, правда, ели и сушили спальные мешки мы уже в темноте около костра. А потом помолились и пошли спать в 23:00.

День 6-ой: 7 июля 2017 года

Мы встали помолиться фаджр и опять пошли спать. Когда же мы проснулись в 6:30, светило яркое солнце. Мы позавтракали, подсушили палатки и пошли в 9:00. Путь пролегал по альпийским лугам. Дорога взбиралась по одному из отрогов хребта Свидовец, затем выходила на сам хребет и, постепенно набирая высоту, приближала нас к горе Близница.

До обеда мы взбирались на Близницу. Правда обед у нас получился не на самой Близнице, а где-то возле неё и без воды. После обеда мы взошли на Малую Близницу и потом на Большую Близницу, а потом по дороге через несколько гор.

На вершину Близницы (1881 метр) мы вышли в 14:30. На горе установлен триангулятор – это специальный геодезический знак, похожий на вышку. Немного отдохнули на вершине. Кроме нас здесь отдыхали какие-то французы. С Близницы отлично просматривается наш дальнейший путь: гора Стог, хребет Свидовец, заворачивающий на запад. На северо-востоке виден горнолыжный курорт Драгобрат.

Когда мы подошли к подъемнику, который ведёт на Драгобрат, мы увидели снег в расщелине. Лето 2017 года выдалось холодным и дождливым, видимо, поэтому до июля месяца ещё местами лежал снег.

Из-за усталости и нехватки времени мы решили не подниматься на гору Стог, а пойти по дороге, которая траверсом обходит её стороной. Затем двигались по дороге по гребню гор хребета Свидовец. В это время ухудшилась погода, сначала нас покрыл туман, затем начал моросить мелкий дождь. Приготовили ужин на газовых горелках, помолились и легли спать.

День 7-ой: 8 июля 2017 года

Когда мы проснулись на фаджр, нас ждал очень красивый пейзаж. Над нами были облака и под нами были облака, а наша стоянка была между ними. Мы помолились и пошли спать. Когда мы проснулись, был сплошной туман и сильный ветер. Мы приготовили завтрак, собрали палатки и в 9:00 начали спуск по тропе вниз вдоль реки. Спуск был местами крутой. Наконец в 14:00 мы вышли к реке Чёрная Тиса. В этом месте мы пообедали. Дальше повернули налево и по хорошей лесной дороге направились к посёлку Ясиня. Нам пришлось идти до него около десяти километров. Но мы прошли эти километры и на окраине посёлка встретили автобус, который приехал за нами из Львова. Мы оказались в автобусе и поехали во Львов. В автобусе мы перекусили остатками еды. Через несколько часов мы приехали в исламский центр имени Мухаммада Асада (Леапольда Вайса). Там мы поели, помылись и переоделись. Все кроме моей семьи уехали, потому что им надо было успеть на поезд, направляющийся в Киев. А мы пошли спать.

На следующий день мы после завтрака собрали свои вещи, загрузились в нашу машину и, оставив исламский культурный центр, отправились знакомиться с достопримечательностями и торговыми местами Львова. А вечером взяли курс к белорусско-украинской границе, возвращаясь домой. Везде, и в горах, и в городе мы встречали добрых, отзывчивых людей. Поэтому некоторые опасения родственников и друзей по поводу похода в Украину оказались напрасными. Поход закончился.

Али и Хадиджа Воронович

P.S. С нашим походом мы выступили на чемпионатах Минска и Республики Беларусь по спортивному туризму. Среди пеших походов первой категории сложности мы заняли первые места на чемпионатах, получили два кубка, дипломы и золотые медали.