вопросы
967
новости
78
статьи
171
видео
13
книги
3

Покаяние (таўба) перед Аллаhом за грехи

Человек – это творение, которое не избавлено от грехов. Он ошибается и иногда впадает в грех. По этой причине Аллаh имеет качество – Прощающий. Он прощает все ошибки и грехи, если раб Аллаhа искренне раскается. И поэтому человек, никогда не должен отчаиваться, если вдруг совершил грех. Необходимо просить и надеяться на прощение и милость Аллаhа. В Исламе очищение от грехов осуществляется посредством покаяния – «таўба».

В арабском языке слово «таўба» означает «возвращаться», а как религиозный термин это слово означает: «возвращение человека, к Аллаhу, совершая Его повеления и отказываясь от Его запретов».

Истинное покаяние – это отказ от совершения греха из страха перед Аллаhом, ощущение отвратительности греха, сожаление в связи с тем, что имело место ослушание Аллаhа как таковое, решимость больше не возвращаться к подобному, если человек окажется способным на это, и принятие всех мер предосторожности, чтобы избежать повторения чего-либо подобного.

В Исламе человек должен покаяться во всех грехах. Потому что в Кур’ане Аллаh повелевает людям, чтобы они каялись перед Ним:

«И обратитесь с покаянием к Аллаhу, все, о верующие, чтобы вы обрели успех».

(24:31)

Для принятия покаяния человек должен выполнить пять условий:

  1. Искренность в покаянии;
  2. Человек должен отказаться от этого греха;
  3. Должен раскаяться за грехи, которые он совершил;
  4. Если грех связан с правом или долгом человека, то он должен выполнить это право и возвратить этот долг;
  5. Покаяние должно совершаться в то время, когда оно принимается.

1. Искренность в покаянии.

Человек с покаянием должен стремиться получать довольство Аллаhа. Если он отстраняется от греха ради довольства людей и приближения к ним, то этот грех Аллаh не прощает. Например, кто-то может бросить употребление спиртных напитков ради жены или чтобы сохранить здоровье. Но все это получается не ради Аллаhа. Истинное покаяние - это когда человек отказывается от греха из-за страха перед Аллаhом.

2. Должен отказаться от греха, который совершал.

Например, если он относился к своим родителям плохо, то должен начать относиться ним хорошо. Если он кушал недозволенное, то должен отказаться от этого и начинать употреблять разрешённую пищу. Если человек не выполнял пятикратную молитву или не держал пост, то его покаянием является совершение этих поклонений.

3. Раскаяние за грех, который он совершил.

Человек должен раскаиваться за свои совершенные грехи, а не рассказывать о них с гордостью. А в душе должно быть переживание за совершенный грех.

4.Намерение не совершать этот грех никогда в жизни.

Человек должен дать себе слово в том, что никогда не будет совершать этот грех. Если он намеревается совершать этот грех в будущем, то его покаяние не будет принято перед Аллаhом.

5.Покаяние должно совершаться в то время, когда оно принимается.

Этот пункт делится на две части:

а) Покаяние до наступления смертного часа.

Если человек покается при наступлении смертного часа, в его покаянии не будет пользы. Об этом нам сообщается в Кур`ане:

«Но нет покаяния для тех, которые совершают плохие деяния, а когда приходит к одному из них смерть, он говорит: «Я каюсь теперь». И так для тех, которые умирают, будучи неверными. Таким Мы приготовили мучительное наказание».

(4:18)

Также в хадисе пророка говорится:

«Поистине Аллаh принимает покаяние человека до тех пор, пока его душа не достигнет горла».

(Этот хадис приводит Ат-Тирмизи)

Покаяние этих людей является вынужденным, поэтому Аллаh не принимает от них его.

б) Покаяние до выхода солнца с запада.

Об этом говорится в хадисе пророка Мухаммада :

«Кто покается до выхода солнца с запада, Аллаh примет его покаяние».

(Этот хадис приводит Муслим)

Если человек попросил прощение, выполнив эти условия, и по истечении некоторого времени заново совершил этот грех, то он не должен терять надежду. Ему следует заново покаяться и просить прощения у Аллаhа. Природа человека создана так, что он может впасть в грехи даже после покаяния. Поэтому прощение Аллаhа не ограничено, и он прощает все грехи на этой земле. Во многих своих изречениях пророк Мухаммад побуждал людей, просить прощение у Аллаhа и надеяться на Его милость:

«Клянусь тем, в руках которого душа Мухаммада, если вы будете совершать ошибки до тех пор, пока ваши ошибки не наполнят то, что между небесами и землёй, а потом попросите у Аллаhа прощение, то Он простит вас. Клянусь тем, в руках которого душа Мухаммада, если вы не будете ошибаться, то Аллаh заменит вас людьми, которые ошибаются и просят прощение у Аллаhа, и Он прощает их».

(Этот хадис приводит Ахмад)

Данный хадис не побуждает людей совершать грехи, а только показывает то, что человек не защищён от ошибок и грехов. Поэтому он постоянно должен каяться перед Аллаhом и просить у Него прощения.

Однажды к посланнику Аллаhа пришел Хабиб ибн аль-Харис и сказал: «О, посланник Аллаhа, я очень много совершаю грехов». Пророк Мухаммад сказал: «О, Хабиб, покайся Аллаhу». Он сказал: «О, посланник Аллаhа! Я покаюсь, но потом снова возвращаюсь к этим грехам». Пророк Мухаммад опять сказал: «Каждый раз, когда совершаешь грехи, делай покаяние». Тот человек сказал: «О, посланник Аллаhа, то тогда же мои грехи увеличиваются». Пророк Мухаммад сказал: «О, Хабиб ибн аль-Харис, прощение Аллаhа больше чем твои грехи».

(Этот хадис приводит Табарани)

Как мы видим, в этих хадисах посланник Аллаhа не упрекал грешных людей, а побуждал их просить прощение у Аллаhа и проявлять надежду. По этому люди всегда должны помнить о своих грехах, и просить у Него прощение.

Однажды один человек пришел к праведному халифу Али , да будет доволен им Аллаh, и сказал: «Как ты думаешь, что должен делать человек, который совершил грех?» Он ответил: «Он должен просить прощение у Аллаhа и покаяться». Тот сказал: «А если он покаялся и потом заново совершил грехи?» Али , да будет доволен им Аллаh, ответил: «Он должен просить прощение у Аллаhа, а потом покаяться». Тот сказал: «А если он покаялся и потом заново совершил грехи?» Али , да будет доволен им Аллаh, ответил: «Он должен просить прощение у Аллаhа, а потом покаяться». Тот человек ему четвертый раз говорит: «А если он покаялся и потом заново совершил грехи?» Али , да будет доволен им Аллаh, отвечает: «Он должен просить прощение и покаяться и не должен уставать до тех пор, пока сам шайтан не устанет от своего наущения».

В действительности, Аллаh не нуждается в нашем покаянии и в испрашивании прощения у Него. Если люди просят прощение у Аллаhа и каются, то от этого польза будет им самим. В Кур`ане в разных сурах приводятся истории пророков, которые призывали людей просить прощения у Аллаhа и этим обрадовали их разными благами. За покаяния и просьбы Аллаh даёт разные блага. В суре «Худ» приводится история пророка Худа (Мир ему!). Аллаh Всевышний говорит:

«Пророк Худ сказал: О мой народ! Просите прощения у вашего Господа, а затем покайтесь перед Ним. Он ниспошлет с неба обильный дождь и приумножит вашу силу. Не отворачивайтесь, будучи грешниками».

(11:52)

Из этого аята становится ясно, что просить прощения у Аллаhа является причиной ниспослания обильного дождя и приумножения силы. Противоположный смысл аята: «Если люди не соблюдают религию и не просят прощения у Аллаhа, то Аллаh испытывает их засухой и упадком сил, то есть Аллаh не даёт им детей».

Бекир Мурзич
избранное
05.09.2013
покаяние
47
грехи
23
проповедь
21