вопросы
666
новости
47
статьи
167
видео
17
книги
4
Коран
Хадисы
Основы Ислама
: : :

Мусульманские сайты
Семья
О покаянии

Как принять Ислам?
Ислам в Беларуси

Запрещено
Разрешено
Обязательно

Почтительность к родителям

Одна из характерных черт истинного мусульманина – его почтительность к родителям. Дело в том, что проявление уважения к родителям относится к числу важнейших дел, к которым побуждает людей ислам, на что определённо и недвусмысленно указывают многие аяты и хадисы.

В целом ряде аятов Кур`ана доброе отношение к родителям ставится на второе место после поклонения Аллаhу, а хорошее отношение к ним рассматривается как достоинство, уступающее по своей важности только достоинству веры в Аллаha.

Каждый ответственный мусульманин знает, что после первейшей обязанности соблюдения единобожия, стоит обязанность послушания благодеяния к родителям. Всевышний Аллаh многократно призывает в Своей Книге к этому, приказывает благодарить Его Самого и, после этого, родителей:

Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие.

(31:14)

Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» - не кричи на них и обращайся к ним почтительно.

Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком».

(17:23-24)

Это не что иное, как вечное веление Господа мусульманину, выраженное в форме непреложного приговора, который не подлежит изменению. Всевышний Аллаh приказывает нам быть терпеливыми с родителями в любом их возрасте, особо выделяя возраст старости, когда общение с ними составляет особую трудность.

Повышение голоса, грубый неуважительный разговор с ними, проявление недовольства и раздражительности, тыканье в них пальцем, взор прямо в глаза – всё это категорически запрещено.

Ибн Аббас, комментируя слова Всевышнего, сказал: «Надо Вести себя перед ними так, как ведёт себя слуга перед господином, т. е. смиренно и кротко».

Один из известнейших толкователей Кур`ана, Муджаhид насчёт слов Всевышнего Аллаha «…не говори им уфф… сказал: «Не ругай их, т. к. когда-то они держали тебя в чистоте. Сколько раз матери приходится стирать, убирать испражнения, которые исходят от младенца, без раздражения, не надеясь на какую-то награду или хотя бы на слово « спасибо». И это всегда надо помнить, т.к. когда родители достигнут старости, становятся похожими на детей. Терпи и не показывай своего недовольства. Наоборот, потакай их капризам пусть слышат от тебя только то, что им нравится, естественно не переходя границы дозволенного Аллаhом, нельзя подчиняться сотворённому, греша перед Создателем.

Абу Ваббах однажды спросил Саида ибн Мусайба: « Я понял все аяты про благодеяние к родителям, кроме одного: «и скажи им доброе слово». Что означает это доброе слово?». Саид ибн Мусайб ответил: «Это речь виноватого раба перед грубым, жестоким господином». Представьте себе этот предельно мягкий, кроткий разговор покорного раба.

По свидетельству Абу Зарра Му’аза ибн Джабаля(Да будет доволен ими обоими Аллаh!) Посланник Аллаhа сказал: «Бойся Аллаha где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям.»

Приводится у ат-Тирмизи

Эти права родителей на своих детей многие не знают, из-за повального невежества распространённого в нашем обществе, однако это не должно стать причиной для продолжения небрежного отношения к родительским правам. Надо придерживаться всех правил поведения с ними, чтобы они были довольны тобой и делали за тебя дуа. В свою очередь, ты тоже не должен забывать молиться за них, ведь Всевышний Аллаh сказал:

«…и скажи: « о Господи, помилуй их, растивших меня, когда я был маленьким».

Благодари их за то, что они сделали тебе. Вынашивали тебя, терпели тебя, не спали ночами, пачкались твоими выделениями, мыли тебя. Естественно, большая доля всего этого перепадает матери, поэтому Пророк три раза приказал проявлять благочестие к матери, а потом уже к отцу.

Абу Хурайра рассказал, что однажды к Пророку подошёл человек и спросил его: «К кому из людей я обязан в этой жизни больше всего?». Он сказал: «Твоей матери». Человек снова спросил: «А кто потом?». Он сказал: «Твоя мама». Этот человек спросил: «А потом кто?». Он сказал: «Твоя мама». Когда человек спросил в третий раз, Пророк ответил: «Твой отец».

Имам Газали писал: «Обслуживающий своих родителей не должен ничего требовать от них, кроме того, что «довольство Всевышнего в довольстве родителей».

Мусульманин почтителен со своими родителями, даже если они не мусульмане.

Со слов Асмы бинт Абу Бакр ас-Сыддык (Да будет доволен Аллаh ею и её отцом) которая сказала: «В своё время ко мне приехала моя мать, которая была многобожницей. Я решила спросить совета у Посланника Аллаha и сказала ему: «Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, (т.е. хочет получить что-то из того чем я владею, и просит меня об этом) так следует мне поддерживать с ней отношения?». Он ответил: «Да, тебе следует делать это».

Аль-Бухари, Муслим

Абдуллаh ибн Амир передал, что Посланник Аллаha сказал: «Величайший смертельный грех – ругать своих родителей». Его спросили: «О Посланник Аллаha, может ли человек ругать своих родителей?». Он ответил: «Да! Это когда человек ругает отца какого-либо человека, а тот отвечает ему руганью в адрес его отца или ругает мать и тот отвечает ему тем же».

Конечно, в те времена они посчитали невозможным, чтобы кто-то осмелился ругать своих родителей, поэтому они переспросили насчёт этого вопроса. В наше время споры, перебранки с родителями, к сожалению, стали привычным делом.

Абдуллаh ибн Амр ибн Ас говорил: «Величайший грех – быть причиной того, что оскорбят твоего родителя».

Абу Хурайра говорил: «Не иди впереди отца (имеется ввиду когда ты сопровождаешь его днём, ночью же наоборот, идти впереди, чтобы уберечь родителя от возможной опасности), не садись пока он не сядет, не зови его по имени и не будь причиной, что его кто-то оскорбит».

Так же он передал: «После смерти человека прекращаются все его дела, кроме трёх:

  1. продолжающаяся милостыня (садака-джария, т.е милостыня, польза от которой продолжается длительное время, например посадить сад, выкопать колодец, построить мост);
  2. знание от которого люди получают пользу;
  3. праведный сын делающий дуа (обращающийся к Аллаhу) за родителя».

Верующий должен молиться за родителей всю свою жизнь даже после их смерти, как будто они не умерли, и огромный минус тому, кто оставляет это. Его родители лежат в земле далёкие от любимых, лишённые возможности что-либо сделать, ожидающие расчёта, а он живой и забыл молитву за них.

Абдуллаh ибн Аббас передал, что один человек спросил Пророка : «Моя мать умерла, принесёт ли ей пользу, если я дам милостыню (садака) от её имени?». Он ответил: «Да!..».

Один человек спросил Умара ибн аль-Хаттаба: «Моя мать состарилась и всякий раз, когда ей надо править нужду, я отношу её в соответствующее место. Выполнил ли я этим свои обязанности перед ней?». Умар ответил: «Нет! Потому, что она делала тоже самое когда-то и с тобой, с той лишь разницей, что она надеялась, что ты будешь жить, а ты делаешь всё это, желая чтобы всё это побыстрей закончилось».

Сын Умара однажды увидел человека, совершающего таўаф (обход вокруг Каабы во время Хаджа) с матерью на спине. Этот человек спросил: « О сын Умара, как ты думаешь отблагодарил ли я её этим?». Он ответил: «Нет, ни одна родовая схватка этого не стоит, однако то, что ты сделал – превосходно. Клянусь Аллаhoм, Он воздаст тебе за это маленькое дело сторицей!».

Ибн Хаджар, в своей книге «Предостережение от смертных грехов», очень хорошо выразился про непослушание своим родителям, сказав: «О тот, кто небрежен к самым строгим обязанностям, променявший благочестие на непослушание, забывший то, что предписано тебе, пренебрегающий тем, под Которым ты ходишь. Благодеяние к родителям – твоя религия! Ты утверждаешь, что хочешь Рая, так ведь он под ногами твоей матери. Она носила тебя в животе 9 месяцев, родила тебя, кормила тебя своей грудью, мыла тебя от нечистот, хорошо относилась к тебе. Она очень сильно переживала, когда ты болел, платила врачу, чтобы вылечить тебя. Если бы ей предложили пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти тебя, она непременно сделала бы это. И после всего этого ты грубо обращаешься с ней. Она явно и скрыто молила Аллаha даровать тебе счастье. А когда она состарилась и нуждается в тебе, ты её не замечаешь. Ты сыт, она голодная, она хочет пить, а твой рот не испытывает жажды. Ты предпочёл свою семью, детей, забыл её помощь. Считаешь сложно то, что очень легко. Её жизнь тебе кажется длинной, на самом деле она коротка. Ты покинул её, а кроме тебя нет ей защитника. А ведь твой Господь запретил плохое отношение к ней. И тебя не минует наказание в этой жизни, которое проявится в виде непослушания твоих же детей, а в будущей жизни ты будешь наказан тем, что будешь далёк от Господа Миров. Он призовёт тебя к ответу, ругая и порицая за то, что ты натворил. И воистину Он ни в чём не обижает своих рабов».

В нынешнее время осталась лишь тень от подобного отношения к родителям. Причина дефицита этого в нашем поколении – это отстранение от наставлений Кур`ан и Сунны. Однако, благодеяние к родителям является одним из ярких проявлений красот Ислама.

Подготовлено к публикации Али Тальковским
избранное
31.07.2011
статьи
167
родители
27
обязательно
41
нравственность
61

Статьи

Видео

Хадисы

Проповедь

Вопросы