вопросы
898
новости
66
статьи
176
видео
20
книги
4
Коран
Хадисы
Основы Ислама
: : :

Мусульманские сайты
Семья
О покаянии

Как принять Ислам?
Ислам в Беларуси

Запрещено
Разрешено
Обязательно

ХАДЖ - это пятый столп Ислама

Совершение хаджа раз в жизни - неукоснительная обязанность в соответствии со словами Всевышнего которые в переводе означают:

В нем есть ясные знамения - место Ибрахима (Авраама). Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллаhом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллаh не нуждается в мирах.

(3:97)

Посланник Аллаhа , также разъяснил, что хадж является одним из столпов ислама, сказав:

«Ислам строится на пяти столпах: свидетельстве, что нет божества, кроме Бога (Создателя), и Мухаммад - посланник Бога, совершинии молитвы, внесении закята, соблюдении поста в Рамадан и совершении хаджа к Запретноу Дому Аллаhа».

С положением о том, что хадж является одним из столпов ислама, согласна и исламская умма.

Хадж - это последний из предписанных обрядов и видов поклонения, границы и вехи которого были начертаны Аллаhом. Он представляет собой достохвальную поездку, в ходе которой мусульманин душой и телом переносится в Мекку - безопасный город, (им Аллаh Всевышний поклялся в Благородном Коране), чтобы совершить стояние на Арафате, обход Запретного Дома Аллаhа, к которому мусульманину предписано обращаться ежедневно во время молитв. Ему также предписано один раз в жизни лично направиться к этому Дому и самому обойти его.

Обязанность умры

Многие факихи считают, что совершение умры (малого паломничества) раз в жизни также вменено в обязанность тем, кто в соcтоянии это сделать, в соответствии со словами Посланника :

«Исповедовать ислам - это значит свидетельствовать, что нет божества, кроме Бога, и Мухаммад - посланник Бога, совершать молитву, вносить закят, совершать хадж и умру, выполнять полное омовение, осквернившись, совершать должным образом малое омовение и поститься в Рамадан».

Этот хадис приводят Ибн Хузейма и ад-Даракутни со слов Омара бин аль-Хаттаба

Если паломник во время своего хаджа совершил и умру, то тем самым он совершил обязательную умру, предусмотренную исламом.

Хадж - это неукоснительная обязанность, выполнение которой не терпит отлагательства со стороны того, кто в состоянии его совершить. Если человеку надлежит совершить хадж, а он его перенёс с первого года, когда был в состоянии это сделать, на более позднее время, то тем самым он взял на себя грех за его перенос, ибо сказано Посланником :

«Спешите совершить хадж: ведь никто из вас не знает, что может помешать ему».

этот хадис приводит имам Ахмад

Аль-Куртуби отмечает: «Наши улемы говорят: «Этот аят (97:3) подразумевает собой то, что если человек умер, не совершив хаджа, но будучи в состоянии это сделать, то на него распространяются угрозы Аллаhа и он не будет вознагражден, если за него совершит хадж кто-либо другой, т.к. если бы хадж другого человека освобождал его от обязанности совершить хадж при жизни, то тогда эти угрозы не распространялись бы на него, а Аллаh лучше знает»».

А Сайд бин Джубейр говорит: «Я не стану молиться за того из своих соседей, который умрёт, имев возможность совершить хадж, но не сделав этого».

О смысле паломничества в Исламе

Одно из важнейших предназначений паломничества к Запретному Дому Аллаhа состоит в том, чтобы к душам мусульман нашла кратчайший путь истинная суть служения Аллаhу, которая, разлившись в них, распространилась бы и на всё их существо и стала определять собой их религиозное рвение и повеление. Мусульманин обходит вокруг Дома, который был возведен из обычных камней и земли, и во время этого обхода не ищет ничего, кроме милости Аллаhа Всевышнего, обращаясь к Нему всем сердцем и во весь голос: «Вот я перед Тобой, о Аллаh, действительно и наяву! Вот я перед Тобой, о Аллаh, поклоняющийся Тебе и Твой раб!»

Мусульманин при этом отрешается от всего, что отличает его от других, и от такой одежды, которая украшает его, чтобы всем своим существом возвестить Аллаhу Всевышнему, что он всего лишь бедный раб, нуждающийся в Аллаhе, Всемогущем и Великом, не возвышаюшийся над остальными божьими рабами, Который не выделяет его из других и не возвышает над ними.

Что же касается са`й (легкий бег, усилие) между холмами ас-Сафа и аль-Маруа, то его глубочайший смысл заключается в том, что он символизирует собой стремление исполнить повеление Бога, Всевышнего, слава Ему, без каких-либо колебаний и обсуждений. Мусульманин желает милости своего Господа и боится Его наказания, повторяя: «Господи, прости и смилуйся! Прости то, о чём Ты знаешь, ведь Ты Всемогущий и Щедрейший!»

Находясь на горе Арафат, совершающий хадж пребывает в гостях у Милостивого, за Его столом, представляющим собой Величайший стол, явленный Его милостью. Всемогущий Он и Великий. Поэтому он искренне и честно должен часто поминать, взывать, молить и проявлять покорность Аллаhу Всевышнему.

Братья и сестры, совершающие хадж, приблизьтесь к Аллаhу и при каждом действии, связанном с хаджем, смиренно и благоговейно испрашивайте Его милости и расположения! Затем обратитесь с мольбой к Аллаhу, чтобы Он привёл в порядок дела всех и каждого из числа мусульман, даровал им усладу искреннего возвращения к своему Щедрому Господу, радость, проистекающую от гордости за свою веру.

избранное
10.04.2011
статьи
176
Ислам
29
поклонение
48
хаджж
9

Статьи

Видео

Хадисы

Проповедь

Вопросы