вопросы
хадисы
видео
книги

Карелия среди лесов и легенд

С 15 по 21 августа 2016 года группа мусульман из Беларуси и России совершила пеший поход первой категории сложности в районе Карелии. Во время похода пешком пройдено 125 километров пути в течение 7 дней.

Руководителем похода был Али Воронович. Вместе с ним участвовали его старшие дети: дочь Хадиджа в возрасте 13 лет и сын Мустафа 8 лет. В походе также участвовали жители России Висам Бардвил и его жена Амаль. Али Воронович кроме того, что был руководителем, совмещал обязанности завхоза, ремонтника и фотографа. Обязанности медика выполняла Амаль, а Хадиджа была летописцем и видеооператором. Итого группа состояла из пяти человек. Это мало, но по туристским правилам допустимо. В начальном списке заявки на поход было десять человек, но затем пять из них по различным причинам не смогли участвовать. Семья Вороновичей уже не раз принимала участие в походах, а Висам Бардвил и его жена пошли в поход впервые.

Поход проходил по следующему маршруту: 31 километр от пос. Суккозеро – оз. Пизанец – оз. Верхний и Нижний Мярат – р. Кукозерка – г. Воттоваара (417 м) – оз. Карбисалми – пос. Суккозеро. Ключевыми точками выбранного нами маршрута были озеро Пизанец и гора Воттоваара. Озеро Пизанец представляет собой глубокий разлом земной коры шириной 100-200 метров и длиной 5 километров. Своего рода Байкал в миниатюре. Гора Воттоваара окутана легендами и знаменита своими сейдами. Более подробно об этом будет рассказано далее. Ещё одной особенностью нашего похода было то, что на протяжении маршрута мы не встретили ни одного населённого пункта.

Карелия – это красивый и удивительный край. Здесь много озёр и рек. Величественные леса покрывают её территорию, в водоёмах много рыбы, а в лесах изобилие ягод и грибов.

Испытания нашего похода начались с дороги к начальному пункту нашего маршрута посёлку Суккозеро. Выбирая способы подъезда, мы остановились на самом дешёвом – добираться от дома на своём личном транспорте. Выехали из Минска 12 августа в 18.00. Ночевали у друзей в Витебске. 13 августа, отправившись из Витебска, проехали Псков, мимо Санкт-Петербурга, и уже около часа ночи были в Петрозаводске.

В этой статье текст руководителя Али, написанный через месяц после похода будет сменяться словами нашего летописца, написанными непосредственно в походе, и которые выделены курсивом.

14.08.2016

Здравствуйте, меня зовут Хадиджа. Я член группы туристов, отправляющейся в Карелию.

Сегодня мы встретились в мечети Петрозаводска и начали раскладку: сначала нерасходуемые вещи, а затем расходуемые (т.е. продукты). Через некоторое время мы поехали. А потом мы целый день ехали на нашем автомобиле, но на место начала маршрута так и не приехали.

Дорога до Петрозаводска – столицы Карелии - не представляла особых проблем. А вот 280 километров далее до посёлка Суккозеро стали настоящим испытанием. Вот уж вспомнилась апокрифическая фраза: «В России две беды: дураки и дороги». Путь представлял собой сплошные ямы, часто из дороги торчали камни. Большую часть пути дорога была грунтовой, и лишь изредка в пределах посёлков встречался асфальт.

Остановились где-то около 20 часов вечера на берегу Гимольского озера. Разложили палатки, поужинали, помолились и пошли спать.

День I

15.08.2016

Мы встали в 03.45 и сделали фаджр. Потом пошли спать.

Потом встали папа и дядя Висам, а я встать не смогла, хотя и была дежурной. Но когда позвали завтракать, я встала и вышла из палаток самой последней.

После завтрака мы собрали палатки, загрузили их в машину и поехали.

Приехали в поселок Суккозеро в 10.00, зашли в администрацию посёлка и встретились с главой местной администрации и пограничником, который проверил наши паспорта, переписал наши данные и номера телефонов. Потом сфотографировались на фоне администрации и нашли человека, который согласился подвезти дядю Висама после того, как он один поставит машину на стоянку в посёлке. Затем поехали.

По дороге мы отправили SMS в Петрозаводск в поисково-спасательный отряд и в Минск. И хорошо, что так поступили, потому что с момента, как мы вышли на маршрут и в последующие четыре дня мы были вне доступа мобильной связи. И тогда же Висам на мобильный телефон получил сообщение от МЧС Карелии, что завтра, 16 августа, ожидается сильный дождь и ураганный ветер. Представители поисково-спасательного отряда, когда мы становились на учёт, обязали нас ежедневно отправлять SMS в их адрес с информацией о состоянии группы и нашем местонахождении, однако в течение большей части похода у нас не было такой возможности из-за отсутствия связи.

Проехав 31 километр в сторону озера Пизанец, в 12.30 мы остановились у глубокой лужи, и дядя Висам повёз машину обратно в Суккозеро, а мы пошли готовить обед. Воду для супа набрали в ручье, собрали и отварили грибы. Пока мы готовили обед, приехал дядя Висам на другой машине. Мы пообедали на камнях и вырубили альпенштоки. Альпенштоком у туристов называется палка, на которую опираются во время движения. У других людей эта же вещь будет называться посох. Затем в 16.10 мы взяли рюкзаки и пошли. Это были первые шаги в активной части нашего похода.

Через 2 километра прошли мимо заброшенного карьера. Подобные карьеры потом дважды будут встречаться на нашем пути. Это следы лесорубов. Для вывоза леса они прокладывают дороги, а для строительства дорог нужен гравий и песок, которые тут же добываются. После того, как лес вывезен, дороги остаются, а открытые карьеры зияют незаживающей раной. Затем мы шли по лесной дороге, которая петляла среди сосен и камней, то поднимаясь вверх, то спускаясь вниз.

Шли мы долго и трудоёмко. Один раз даже зашли в тупик. Но все-таки уставшие и изнеможенные в 19.40 мы дошли до стоянки около озера Пизанец. Наши труды требовали награды, и вот она: стоянка возле самого озера Пизанец, возле северной его оконечности, со столиками и пеньками-стульчиками. Развели костёр, поставили палатки, приготовили на ужин манку. Вдруг начался дождь, и мы одели плащи, поели, помолились в палатках и пошли спать в 22.00.

За первый день мы прошли 8 километров пути.

День II

16.08.2016

Сегодня делали фаджр в палатках, потому что шел сильный дождь. Завтракали тоже в палатках, а потом сидели в палатках, ожидая окончания сильного дождя. Мы спали в палатках, пока дождь не закончился. Когда дождь закончился, мы сложили палатки и в 12.30 вышли на маршрут, двигаясь в южном направлении вдоль озера Пизанец. Дорога, проходя вдоль озера, так и не подошла к самому озеру. Мы по мосту перешли речку, которая вытекает из озера, прошли мимо вырубок леса. Когда лесная дорога закончилась и упёрлась в болото, мы в 15.30 встали на обед.

По дороге мы видели свежие следы медведя. Медведи водятся в этих лесах, но увидеть этого зверя в природе очень тяжело. Уже позже в посёлке мы разговаривали на эту тему с местными жителями. Они говорили, что у них не было случая, чтобы медведь напал на человека. Медведи – звери очень осторожные и ведут скрытый образ жизни.

И вообще из числа животных мы видели в походе только мелких птичек и более крупного тетерева. А звери не попадались на нашем пути. Наверное, громкий голос Мустафы распугивал их в радиусе пяти километров. Однажды мы видели плотину бобров, но самих зверьков не видели.

Обедать пришлось на болоте. Пока дежурные варили суп, я с папой ходила на разведку. Мы долго ходили по болоту, но всё-таки нашли нужную тропу, которая двигаясь в направлении с запада на восток и огибая соседнее с Пизанцем живописное безымянное озеро, выводит на дорогу к озеру Мяратозеро.

Когда мы вернулись к остальной части группы, они уже сварили суп. Мы поели и в 18,00 пошли прямиком в болото. За одну ходку прошли всё болото и вышли на дорогу. А вечером мы долго не могли найти место для стоянки, но потом в 20.40 нашли место возле карьера, из которого вывозят песок. Там есть хорошо оборудованный родник с чистой водой. Поставили палатки, сварили на газу ужин, поужинали, помолились и пошли спать.

За второй день мы прошли 14 километров пути.

День III

17.08.2016

Мы проснулись и сделали фаджр в палатках, а потом легли дальше спать. Утром мы проснулись в 6.30, позавтракали, сложили палатки и вышли в путь в 9.00.

Шли мы долго по лесной дороге. В 11.30 прошли мимо озера Верхний Мярат, сфотографировали живописный пейзаж, открывшийся у берега. А в 13.30 дошли до стоянки у озера Нижний Мярат. Эта стоянка хорошо оборудована, есть места для палаток, кострище, стол, каркас для установки тента. С берега открывается красивый вид на озеро и высокий скалистый противоположный берег. Если бы не дождливая погода, из-за которой мы выбились из графика, можно было бы остановиться здесь на днёвку или полуднёвку. Там мы постирали и просушили одежду, а также пообедали. Мустафа упал с мостика в воду, и его тоже пришлось сушить. Переодели Мустафу в сухую одежду и в 16.00 пошли дальше.

Потом мы шли, шли, шли и никак не могли найти место для стоянки с чистой водой. И лишь перед заходом солнца в 20.50 мы добрались до моста через реку Чёрная, перейдя который мы остановились на ночлег. Воду для приготовления пищи брали из реки. После ужина и молитвы в 22.30 мы пошли спать.

За третий день мы прошли 25 километров.

День IV

18.08.2016

Как обычно сделали фаджр и пошли спать дальше.

Проснулись в 6.30, покушали, сложили палатки и в 9.00 пошли дальше.

В первой половине дня путь пролегал по лесной дороге мимо камней и болот.

В 13.10 вышли на склад спиленных деревьев, а в 13.30 решили обедать у реки Кукозерка, возле места её впадения в озеро Янгозеро. Помыли ножки, просушили одежду, помолились, пообедали грибным супом и в 15.30 пошли дальше.

В 17.30 на нашем пути встретилась огромная автомобильная шина, лежащая возле дороги. Судя по размерам, это была шина от БЕЛАЗа. БЕЛАЗы по этим дорогам не ездят, а эту шину, наверное, притащили лесорубы для проведения каких-то своих работ.

Где-то в этом районе мы заметили несколько оленьих кровососок. Маленькие цепкие насекомые с утолщёнными ножками и коротенькими крыльями садятся на лицо и пытаются переползти в волосы. При этом они легко ловятся человеком и удаляются с кожи. Часто оленью кровососку путают с клещом, но у них только внешняя схожесть, а так они совершенно разные представители животного мира. Клещи относятся к паукообразным, у них восемь ножек и нет крыльев. А оленья кровососка – насекомое, у неё шесть ножек и есть крылья, которые она отбрасывает, когда находит свою жертву.

Мы подготовились к ожидаемому обилию кровососущих паразитов в Карелии: взяли одежду, покрывающую почти всё тело, шляпы с москитными сетками. Но на удивление паразитов было мало. Местные жители в посёлке говорили, что это особенность этого года. В лесу было мало комаров, совсем не было клещей, слепней и оводов, иногда встречались оленьи кровососки. В прошлом году в Беларуси этих насекомых и клещей мы встретили в походе гораздо больше.

В 19.00 прошли гать – это дорога через болото, настил через трясину. Гать делается из брёвен, уложенных поперёк движения.

В 20.00 остановились у какого-то ручья, потому что возле него было хорошее место для стоянки. Развели костёр, поставили палатки, приготовили ужин, поели, помолились и в 22.00 пошли спать.

За четвёртый день мы прошли 22 километра.

День V

19.08.2016

Утром мы проснулись пораньше в 6.00, сделали завтрак, покушали, сложили палатки, надели рюкзаки и в 9.00 пошли сторону горы Воттоваара

В 10.00 дорога, проходящая через березняк, начала спуск, а впереди открылся вид на десяток километров. Это редкость для Карелии, так как видимость часто ограничена несколькими десятками метров по сторонам стоящим лесом и сотней метров вперёд вдоль дороги до ближайшего поворота. В этом месте впервые за время похода у нас появилась мобильная связь.

В 11.00 по ветхому мосту, через который вряд ли переедет машина, перешли речку неизветсного названия.

По дороге несколько раз переходили вброд огромные красные лужи. Вообще очень часто в Карелии вода носит красный кровяной оттенок. Это влияние большого количества болот. Вследствие биологических процессов, происходящих в болоте, вода, вытекающая из него, имеет красноватый цвет. В прошлогоднем походе по Беларуси в районе Голубых озёр мы уже встречались с этим явлением в месте под названием Красный ручей.

В 12.00 прошли ещё один ветхий мост.

В 13.00 вышли на развилку. Налево дорога ведёт в посёлок Гимолы, направо – к горе Воттоваара. На этом месте пообедали.

В 15.00 снова вышли на маршрут. В 19.00 вышли к южному подножию горы Воттоваара и после небольшого отдыха начали взбираться на гору. Здесь был крутой подъём, приходилось опираться на альпинштоки и хвататься за стволы деревьев. Дяде Висаму и тёте Амаль было тяжело подниматься, но когда мы взобрались, было очень красиво. С горы открывался величественный вид на окресности, тёмно-зелёное море леса, извилистые очертания озёр. Сама гора имеет скалистый вид. Между скал и огромных валунов стоят сухие стволы деревьев. В переводе с саамского языка Воттоваара означает «победа-гора». На горе Воттоваара находится большое количество сейдов. Сейд – это необычное сооружение или нагромождение из камней. Часто сейдом называют большой камень, стоящий как на ножках на трёх или четырёх маленьких камнях, а затем на каменном основании. Уже во время подъёма мы встретили такой сейд. Есть разные версии образования таких сооружений. Одни считают, что это дело рук людей, другие, что это результат работы ледника. Сейды распространены на севере Европы: в Карелии, Мурманской области, Скандинавии. Единственный сейд в Центральном регионе России находится возле села Козье Тульской области и носит название Конь-Камень. В прежние времена у народов, заселявших север Европы, сейды считались священными. С ними связывались легенды, им поклонялись. Кроме того, на горе много других загадочных объектов: это камни, ровно пропиленные каким-то инструментом или образовавшиеся в результате некой геологической деятельности, это лесница, ведущая в небо. В некоторых источниках говорится об магнитных и прочих аномалиях, о выходе из строя телефонов и другой техники, но мы это не заметили.

Первый сейд мы встретили на пути подъёма. Огромный камень стоит на трёх подставках. Невежественные люди ложат на камень монетки, а мы осмотрели его и пошли дальше.

В 20.00 решили остановиться чуть западнее высшей точки на скальной ступеньке. Между скал здесь находятся трещины с чистой водой, которую мы использовали для приготовления пищи.

Пока тетя Амаль и дядя Висам готовили ужин, я, папа и Мустафа пошли прогуляться по горе. Мы видели карельскую берёзу и гиганский сейд, который ранее видели на фотографии в интернете.

Когда мы пришли, тетя Амаль и дядя Висам уже приготовили ужин, и мы вместе покушали, а также посмотрели закат, почистили зубы, помолились и пошли спать.

За четвёртый день мы прошли 26 километров.

День VI

20.08.2016

Мы встали на фаджр, помолились и дальше пошли спать. Утром мы встали в 6.00, позавтракали, собрали палатки, в 9.30 надели рюкзаки и пошли гулять по горе. Видели много интересного и, конечно, это всё поснимали на телефоны, фотоаппарат, видеокамеру. Взобрались на самую высокую точку Воттоваары (как, по крайней мере, папа сказал), полюбовались пейзажами и пошли спускаться с горы.

Спуск в северном направлении был такой же крутой, как и подъём на южном склоне. Два раза тропа проходила мимо красивых озер, расположенных у гребня скал.

Вдруг в 12.10 начался дождь, сначала маленький, потом сильный, а мы в это время уже почти спустились с горы. Нам пришлось залезть под тент и переждать ливень. В это время, чтобы не терять время, дежурные приготовили суп на обед, и мы пообедали прямо под тентом.

В 15.00 дождь превратился в мелкую морось, и мы в полиэтиленовых плащах пошли дальше по маршруту.

Шли по лесной дороге, в определённый момент пропустили поворот на посёлок Суккозеро, в который нам было надо повернуть налево. Правда, прошли ошибочно немного: один километр туда, а затем один километр обратно.

Наконец в 19.30 пришла пора отдыхать. Мы нашли место для стоянки, разложили костёр, приготовили еду и самое главное тортик, поставили палатки, вкусно покушали и сделали «разбор полётов». Это была наша последняя ночёвка в лесу, и по туристской традиции в это время по кругу каждый высказывает своё мнение о проведенном походе. Можно свободно делать замечания и давать советы руководителю и другим участникам похода, затем обсуждаются планы похода на будущий год.

Мне дали говорить первой, и я сказала, что мне понравилось на горе и не понравилось в болоте и под дождём. Мустафа вообще почти ничего не помнил дальше этого дня. Тёте Амаль, также как и мне, понравилось на горе и не понравилось в болоте и под дождём. А дядя Висам сказал, что он ожидал, что поход будет труднее. Папа же сказал нам, что мы все молодцы.

Потом мы помолились и пошли спать.

За шестой день похода мы прошли 11 километров.

День VII

21.08.2016

Мы проснулись в 6.00, позавтракали, собрались и в 8.30 вышли на маршрут. Шли по лесной дороге и в 12.10 вышли на красивый мост через пролив между озёрами Карбисалми. У озера есть удобные места для стоянки.

В 15.00 встали на обед, не дойдя 3 километра до посёлка Суккозеро. На обед смешали разные продукты, так как супы у нас уже закончились, но получилось очень вкусно и питательно.

В 17.10 вышли на маршрут и в 17.50 зашли в юго-восточную окраину посёлка. Мы пришли в дом человека, во дворе которого стояла наша машина, посидели у него, попили чай с морошковым вареньем, потом попрощались и поехали в Петрозаводск.

За седьмой день похода мы прошли 19 километров.

22.08.2016

На обратном пути мы заехали в Санкт-Петербург и осмотрели основные достопримечательности центра города.

23.08.2016

Утром вернулись домой в Минск.

После окончания похода осознаёшь, что в тебе осталась частичка того места, где ты побывал. Это и воспоминания, и впечатления, и опыт. Остаются фотографии и видеофильмы. А там, где ты был, остается частичка тебя. Так, когда человек совершает молитву, всё окружающее остаётся свидетелем этому и представит своё свидетельство в Судный день. Это и камни, и деревья, и трава, и люди.