вопросы
902
новости
66
статьи
176
видео
20
книги
4
Коран
Хадисы
Основы Ислама
: : :

Мусульманские сайты
Семья
О покаянии

Как принять Ислам?
Ислам в Беларуси

Запрещено
Разрешено
Обязательно

История и современность Ислама в Беларуси

Выступление муфтия Духовного управления мусульман в Республике Беларусь Али Вороновича на конференции «Ислам и исламознание в Украине», Донецк, 27 сентября 2012 г.

Мусульмане появились в Беларуси довольно давно – в XIV веке. В это время на территории современной Беларуси, Литвы, Восточной Польши, нынешних Смоленской и Брянской области России и северных областей Украины существовало мощное средневековое государство Великое Княжество Литовское. В то же время на огромных территориях Евразии раскинулось государство Золотая Орда. В Орде в это время уже начались механизмы распада, обострилась внутренняя борьба за власть, что в результате привело к распаду этого государства. Именно в этот переломный период на территории ВКЛ появились поселения татар, которые принесли вместе с собой Ислам.

Существует много легенд и небылиц об этом появлении. Существует легенда, что это были военнопленные, однако это выдуманная история и ей нет никакого подтверждения.

Существует легенда, что пришли только мужчины-войны, и они брали в жены славянок. Этой легендой пытаются объяснить то, что татары вскоре забыли свой язык и в обиходе стали пользоваться славянскими языками. Но это тоже легенда. Сейчас Институт генетики АН Республики Беларусь проводит исследование генофонда белорусских татар. И первые результаты показали, что по женской X-хромосоме белорусские татары, также как и по мужской Y-хромосоме, тюркского происхождения.

Наиболее исторически подтверждается объяснение, что поселение татар в ВКЛ связано именно с распадом государственности Золотой Орды. Часть военной элиты теряла места на службе и устремилась в поисках занятости в ближайшие государства.

Наиболее массовое переселение связывают с именем хана Тахтамыша, который после поражения в дворцовых переворотах нашел убежище в ВКЛ и поселился в городе Лиде. В 1397 году князь Витовт вместе с ханом Тахтамышем совершили поход на Дон и Приазовье и привели с собой большое количество татар.

Для украинской аудитории будет интересно, что в часть этих татар переселилась на Волынь и ревизия 1631 года свидетельствует о том, что в Лабуни, Старом Константинове, Розважи, Хараве, Подлужжи, Луцке и в других волынских городах жили татары. Количество татар на территории Речи Посполитой к этому моменту достигало 14-16 тысяч человек.

С тех пор прошло много времени. Татары жили на этой территории, служили в военных формированиях, участвовали в воинах, которые прокатывались по этой земле.

Советское время очень сильно ударило по этой национальной группе. Следует сказать, что у белорусско-литовских татар не было многих признаков формирования нации. Не было объединяющего языка. Татары перешли на славянский старобелорусско-польский язык. На этом языке, используя буквы арабского алфавита, они писали свои книги: Китабы (большие книги, включающие описание религиозных обрядов, религиозные рассказы, а также сказки и народную мудрость), хамаилы (небольшие по объему молитвенники), тафсиры (перевод и толкование Корана). Татары не имели общности территории, их поселения были разбросаны по многим уголкам страны. Татары не имели общности экономики, так как в экономических вопросах каждый индивидуально сталкивался с местным населением. Единственным объединяющим фактором была религия. Ислам эти татары пронесли через столетия и сохранили. Более того, в сознании старшего поколения до сих пор сохранилось тождественное равенство между понятиями татарин и мусульманин. Любой мусульманин, который сейчас приедет в место компактного проживания татар будет воспринят как татарин.

Во время советского воинственного атеизма была по существу разрушена эта база, объединяющая татар. Так в 1962 году была разрушена мечеть в Минске, на её месте был построен ресторан гостиницы «Юбилейная». По всей Беларуси осталась только одна действующая мечеть в посёлке Ивье Гродненской области. В 70-е годы было уничтожено татарское кладбище в Минске, ликвидирована татарская слобода. До этого времени она представляла собой комплекс одноэтажных деревянных строений по улицам: Димитрова, Татарская, Амураторская. Татарские семьи специально были расселены в новые для того времени многоэтажные здания. Причём они были расселены в разные районы Минска, в разные дома, так, чтобы предотвратить их общение. В результате минские татары почти полностью ассимилировались. Все активисты национального и религиозного возрождения 80-90-х г.г. были выходцами из провинциальных городов: Ивья, Клецка, Смилович.

После второй половины 80-х годов началось национальное и культурное возрождение. У истоков этого процесса стояли первый муфтий Беларуси Исмаил Александрович, Лилия Канарская и ныне покойные муфтий Исмаил Воронович, Ибрагим Канапацкий, Якуб Якубовский. Это было прекрасное время единства и искренности. В 1994 году зарегистрировано Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь. В 2002- 2004 г.г. началось строительство мечети в Минске, но вместе с тем началась смута и раздор. На мой взгляд, причинами раздора была ещё слабость мусульманской уммы в Беларуси, и появляющаяся в Минске недвижимость в виде возможной новой мечети. В результате этой смуты стало два муфтията: Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь (муфтий Абу-Бекир Шабанович) и Духовное управление мусульман в Республике Беларусь (муфтий Али Воронович). Строительство минской мечети практически приостановлено. Этот долгострой уже длится около 10 лет, и окончание строительства пока не видно.

В возглавляемое мною Объединение «Духовное управление мусульман в Республике Беларусь» входит 4 общины: община в Минске, в Гомеле, в Клецке и Ляховичах. Есть мечеть в городе Гомеле. Проводятся занятия по изучению Ислама в общинах, выпускается газета «Мусульманский вестник», есть сайт islam.by

Сейчас происходит процесс изменения национального состава мусульман Беларуси. Если до 80-х годов это были в основном татары, то сейчас национальный состав становится всё более многонациональным. Появляется всё больше афганцев, арабов, узбеков и других национальностей. Некоторые белорусы принимают Ислам. И в то же время количество татар резко сокращается. Наш народ плохо перенёс лихолетье советского периода, и сейчас подвержен сильной ассимиляции. По переписи 1989 года в Беларуси проживало 12,5 тысяч татар, по переписи 1999 года 10 тысяч, по последней переписи 2009 года их уже осталось 7,3 тысячи человек. А всего в Беларуси по приблизительным подсчётам проживает 30 тысяч мусульман.

Так что перед мусульманами Беларуси стоит множество проблем, и мы надеемся на их решение с помощью Аллаhа.

Читайте также:

избранное
12.10.2012
Украина
2
Беларусь
48
муфтий
9
статьи
176
выступление
2

Статьи

Видео

Хадисы

Проповедь

Вопросы