вопросы
1217
новости
78
статьи
137
хадисы
27
видео
6
книги
0

Исполнение обязательств и договоров

Видео пятничной проповеди 29 декабря 2017 года.
Внимание! Администрация islam.by не рекомендует просматривать видео при ограниченном интернет-трафике...

Далее приводим текст проповеди на данную тему.

Одним из прекрасных качеств верующего человека, к чему призывает нас Ислам, является исполнительность в соблюдении своих договоров, обещаний и клятв. По арабски исполнительность называется ўафа’. Это качество всегда ценилось людьми в разных обществах, в том числе даже у доисламских арабов. Пример тому мы находим в истории дедушки пророка Мухаммада ‘Абдуль Мутталиба. Однажды ему приснился сон, в котором некто явился и сказал: «Откопай Замзам!» В следующую ночь явившийся во сне объяснил, что такое Замзам и указал местонахождение источника.

Вместе со своим единственным в это время сыном Аль-Харисом ‘Абдуль Мутталиб отправился копать землю. Встревоженные жители Мекки пытались помешать ему, так как место, где он начал копать, находилось близко от Ка’абы и к идолам курайшитов. Некоторые сказали, что у него один сын, тогда как у них много детей. ‘Абдуль Мутталибу больно было это слышать. Он воззвал к Аллаhу, чтобы Он дал ему десять сыновей, которые бы поддерживали и защищали его. Он даже поклялся, что если у него будет десять сыновей, он принесёт одного из них в жертву Богу. Решительность ‘Абдуль Мутталиба остановила людей, и они позволили ему копать. Вскоре показался колодец. Сон ‘Абдуль Мутталиба сбылся – он откопал Замзам.

Прошло время, и Аллаh дал ‘Абдуль Мутталибу десять сыновей. И он решил выполнить клятву. Сейчас мы знаем, что человеческие жертвоприношения строжайше запрещены, но тогда это были ещё многобожники, и перед ними не было подобных ограничений. ‘Абдуль Мутталиб бросил жребий, и выбор пал на его любимого сына ‘АбдуЛлаhа, которому в будущем было суждено стать отцом посланника Аллаhа Мухаммада . Видя решимость ‘Абдуль Мутталиба, люди пытались его отговорить. Предложили поставить выбор между ‘АбдуЛлаhом и верблюдом, но жребий снова пал на ‘АбдуЛлаhа. ‘Абдуль Мутталиб увеличивает число верблюдов до десяти, но жребий снова падает на ‘АбдуЛлаhа. И только когда количество верблюдов достигает сотни, жребий падает на верблюдов. ‘Абдуль Мутталиб бросает жребий второй, третий раз – жребий падает на верблюдов. И тогда дедушка пророка приносит в жертву вместо сына ‘АбдуЛлаhа сто верблюдов. Таким образом, пророк Мухаммад является потомком двоих, которых собирались принести в жертву, но в последний момент в жертву были принесены животные. Это Исма’ил (Мир ему!) и ‘АбдуЛлаh.

Когда началась пророческая миссия Мухаммада в аятах Корана, в хадисах пророка указывается на достойное место тех, кто исполняет свои обещания и договоры.

Аллаh говорит в Коране:

«О те, которые уверовали, соблюдайте свои договоры»

(5:1)

Также Всевышний говорит:

«Будьте верны обещанию, ибо за обещанное спросится».

(17:34)

Обещание – это не простые слова, это слова, за которые спросится, за которые человек будет отвечать перед Всевышним Аллаhом в Судный день. Лучше меньше обещать, но уж что обещано, то выполнять. Аллаh говорит:

«И будьте верны обещанному Аллаhу, если вы дали обещание».

(16:91)

Здесь говорится об обещании данном Аллаhу. И это является главным видом обещания. Это обет перед Всевышним Аллаhом. Если человек его дал, то его нужно исполнить. А на тех, кто не исполняет обещание, гневается Всевышний Аллаh.

В Коране говорится:

«О те, которые уверовали, почему вы говорите то, чего не делаете? Великую ненависть вызывает у Аллаhа то, что говорите вы, чего не делаете»

(61:2-3)

Итак, мы видим, что недовольство и гнев Всевышнего Аллаhа вызывают те люди, которые говорят что-то, а потом не делают обещанное. Неисполнение обещанного и необязательность является признаком лицемерия. Приводится хадис от Абу hурайры (Да будет доволен им Аллаh!), что посланник Аллаhа сказал:

«Есть три признака лицемера: когда он рассказывает что-то, то лжёт, когда обещает, то не сдерживает обещание, а когда ему доверяются, он поступает вероломно».

Это хадис приводят Аль-Бухари и Муслим, а в версии Муслима добавляется:

«Даже если он постится, молится и утверждает, что он мусульманин»

Не только молитва, пост, клятвы, что человек является мусульманином, служат доказательством того, что человек на самом деле мусульманин, и что он не кривит душой. Есть много людей, которые молятся в присутствии людей, постятся, но на деле являются лицемерами - «крывадушнікамі».

Интересно, по-русски тяжело понять, кто такой лицемер, он что лицо меряет? А по-белорусски этот человек называется «крывадушнік», и тут всё становится понятно – это человек, у которого кривая душа, или тот, кто кривит душой. Когда он рассказывает – говорит неправду, когда он говорит, что он веруюший, на самом деле он не верит в душе. И поступки такого человека таковы, что он обманывает, поступает вероломно, не сдерживает обещания.

Очень многие беды в нашем обществе основаны на том, что люди не сдерживают свои обещания. И смотрите, например, человек говорит перед Всевышним Аллаhом: «Я мусульманин». Это уже обещание. Это подобно тому, как человек принимает Ислам, он говорит: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаhа, и что Мухаммад – посланник Аллаhа». Это свидетельство носит форму обещания. Обещания того, что человек будет верить в Аллаhа, поклоняться только Ему, не будет придавать Ему никаких сотоварищей после этого, будет воздерживаться от запретного и выполнять то, что приказывает Всевышний Аллаh. Это всё понятно. И сколько мы знаем мусульман, которые не совершают намаз! Таким образом они не сдерживают обещание перед Всевышним Аллаhом. Они говорят: «Я мусульманин, моя религия Ислам». Но Аллаh приказывает пять раз в день совершать молитву. Даже более того, есть хадисы пророка , из содержания которых можно сделать вывод, что если человек не совершает молитву, то он, наверное, не является верующим. Тем не менее в нашем обществе, сколько мы знаем мусульман, большинство не делают молитву. Если уж человек говорит, что он является мусульманином, таким образом он даёт обещание, что он будет выполнять то, что приказал Всевышний Аллаh. А не кривить душой, не придумывать себе оправдания, что это тяжело, что если вокруг немусульмане, то как на меня посмотрят на работе, я время потеряю, убыток будет в торговле. Никаких оправданий человек не должен искать после того, как он стал мусульманином, он должен обязательно выполнять пять раз в день молитву.

Надо выполнять обещания, даже если они даны немусульманам. В этом мы берём пример с посланника Аллаhа . Есть известный эпизод из жизни Мухаммада , который назывется Худайбийское соглашение.

Однажды, в шестом году после переселения пророка из Мекки в Медину Мухаммад увидел радостный сон, что он со своими сподвижниками совершает обряды умры (малого паломничества). Посланник Аллаhа объявляет, что намерен совершить умру и направиться в Мекку, которая в это время находилась в руках враждебно настроенных курайшитов. Пророк приглашает мусульман следовать вместе с ним. Сподвижники с готовностью откликаются на этот призыв. А лицемеры отказываются, думая, что Мухаммад совсем сошел с ума: идти почти безоружными в логово врага – это похоже на самоубийство.

После этого пророк в сопровождении 1400 сподвижников отправился в путь. Курайшиты остановили их в месте, которое носит название Аль-Худайбия. После переговоров было достигнуто соглашение, в котором были следующие основные пункты:

  1. Стороны договорились о перемирии сроком на десять лет;
  2. В этом году мусульмане не совершают умру, а в следующем году им будет предоставлена такая возможность;
  3. Любое племя может вступить в союз с мусульманами или с курайшитами;
  4. Если кто-либо из курайшитов принимает Ислам, то его вернут курайшитам;
  5. Если кто-либо из мусульман выйдет из Ислама и перебежит к курайшитам, то они не обязаны его отдавать.

Некоторые мусульмане не могли согласиться с условиями договора, считая его несправедливым и унизительным. ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (Да будет доволен им Аллаh!) подошел к пророку : «О посланник Аллаhа, разве ты не посланник Аллаhа?» «Да, я посланник», -ответил Мухаммад . «А мы что , не мусульмане?» - продолжал ‘Умар. «Да, мы мусульмане» - ответил пророк . «А разве они не многобожники?» - «Да, они многобожники». «Тогда почему мы должны принять унижение ради нашей веры?» Пророк ответил: «Я раб и посланник Господа. Я не могу Его ослушаться, и Он никогда меня не оставит».

И вскоре Аллаh ниспослал аяты, в которых этот договор назван Великой победой.

На месте подписания договора произошло событие, ставшее для мусульман испытанием. Из Мекки прибыл сбежавший от курайшитов и принявший Ислам Абу Джандаль, который являлся сыном Сухайля, подписавшего договор со стороны курайшитов. Сухайль тут же потребовал, чтобы мусульмане выдали ему его сына. Абу Джандаль обращался за помощью к мусульманам, потому что многобожники пытали его, издевались над ним, но пророк был вынужден выдать его курайшитам. «Будь терпелив и полагайся на Господа!» - сказал пророк узнику. Не смотря на то, что это было тяжело, посланник Аллаhа соблюдал условия договора. Каждый из нас должен это понимать, и каждый из нас должен сохранять верность подписанному договору, держать своё слово и сдерживать свои клятвы, потому что это качество является качеством мусульманина и качеством, которое требует от нас Всевышний Аллаh. И кто так поступает, тот поклоняется Всевышнему Аллаhу.

Есть ещё некоторые аспекты этой темы. Во-первых – это наш договор с государством, в котором мы живём. Каждый из нас, когда получает паспорт, визу на въезд в Беларусь или вид на жительство, ставит подпись. Эта подпись является по существу договором с государством о том, что мы будем соблюдать законы этой страны, будем законопослушными гражданами или гостями. И этот договор для нас тоже несёт обязательную силу. Мы должны соблюдать законы, раз уж мы поставили здесь свою подпись. Не нравится это положение - можно уехать в другую страну, можно сделать хиджру, можно вообще не приезжать сюда. Но если уж приехал и получил визу или вид на жительство, надо быть законопослушным. Это тоже является частью нашей религии, мы должны так поступать потому, что так от нас требует наша вера, наш Ислам.

Ещё один аспект этой темы нужно отметить. Это никях – бракосочетание. Этот акт тоже имеет форму договора между двумя людьми – между мужчиной и женщиной. И этот договор надо обязательно исполнять. Например, во время никяха обязательно нужно устанавливать махр – свадебный подарок жениха невесте. Установление махра является обязательным условием никяха. Муж обязательно должен выплатить жене махр.

Однажды я присутствовал на свадьбе. Родственники жениха и невесты сели друг напротив друга и начали своего рода торговлю, в которой в принципе нет ничего плохого. Они стали договариваться о размере махра. Началось с миллиона долларов. Я в душе радуюсь за них, хорошо, если люди имеют такие возможности. Начинаются переговоры. Одна сторона пытается снизить эту сумму, другая удержать. Итак, сошлись на ста тысячах долларов. Я думаю: «Альхамду лиЛляh». А потом один из присутствующих говорит: «А у нас это всё равно символически, мы всё равно ничего не платим». «Как это так! Аллаh указал, что выплата махра обязательна, а вы здесь можете хоть миллиард указать, но после этого ничего не платить! Да вы лучше один доллар заплатите, чем устраивать сто тысяч чистой показухи перед гостями и потом ничего не давать невесте». Махр обязательно должен быть выплачен. Причем это могут быть не обязательно материальные ценности. Были случаи, когда жених обязался в качестве махра научить жену какой-то суре из Корана. И это тоже обязательство, которое нужно исполнить. Когда же махр становится только показухой для гостей, то это очень большой грех, и этого нельзя допускать.

И в дальнейшей семейной жизни муж обязан стараться обеспечивать жену и детей необходимым. Он должен прилагать усилия, работать, стремиться, чтобы жена и дети не голодали, были обеспечены. Это обязанность мужчины. Есть люди, которые искренне стараются что-то делать, но у них не получается заработать на обеспечение семьи. Наверное, таких Аллаh простит. Но есть люди богатые, а жену оставляют без содержания. Тогда это грех.

Также никях является договором между мужем и женой в том, что они будут верны друг другу, не будут делать прелюбодеяние. Прелюбодеяние само по себе является величайшим грехом, одним из самых больших грехов, но и, кроме того, это является нарушением договора между мужем и женой. И отвратительно, преступно в любом случае, будь то мужчина делает прелюбодеяние или женщина.

Итак, договор с Исламе имеет обязательную, священную силу. Уж если о чем-то договорились, то мы должны соблюдать условия этого соглашения.

Али Воронович

избранное
08.01.2018
видео
6
проповедь
23
исполнительность
1
Загрузка...