вопросы
608
новости
46
статьи
162
видео
16
книги
3
Коран
Хадисы
Основы Ислама
: : :

Мусульманские сайты
Семья
О покаянии

Как принять Ислам?
Ислам в Беларуси

Запрещено
Разрешено
Обязательно

Интервью с муфтием ДУМ Беларуси Али Вороновичем (19.09.2013)

Во время проведения III Международной научно-практической конференции «Ислам и исламоведение в Украине» сотрудник Центра религиозных исследований и международных духовных связей Леся Скубко взяла интервью у муфтия Духовного управления мусульман в Республике Беларусь Али Вороновича.

С.Л.: Здравствуйте, уважаемый муфтий. Вопрос, с которого хочу начать интервью - опишите, пожалуйста, современное состояние ислама в Беларуси?

В.А.: Мусульмане в Беларуси появились более 600 лет назад – это был 14 век. В связи с процессами, которые происходили в Золотой Орде часть невостребованной военной элиты стала искать возможность работать в других странах. И ближайшая большая страна, мощное государство – это было Великое княжество Литовское. Естественно военная элита направилась туда. В это время великим князем был Витовт, он пригласил их и дал полномочия, преимущества, в том числе и дворянские. В результате они остались на этой земле, стали служить, в основном занимаясь военной службой и сельским хозяйством. То есть, верой и правдой служили этой новой Родине. В 16 веке они постепенно стали забывать тюркский язык. Они потеряли свой язык и стали говорить на славянском языке, но, самое главное, что они сохранили религию. Как правило, фамилии уже белорусского происхождения, например, моя – Воронович, но имена, как правило, оставались мусульманскими, как у меня – Али.

Глубоким ударом по мусульманам в Беларуси стало «советское время», так как главным национально-образующим фактором всегда была религия. Не имея ни общего языка, ни общей культуры, ни общей экономики, а главное – это была религия. А, когда в СССР началась борьба со всеми религиями, в том числе с исламом – это привело к сильной ассимиляции татарского населения. Наши дети уже не признают себя мусульманами, есть много смешанных браков и это большая проблема для татарского населения. Хотя общее количество мусульман растет за счет эмигрантов, за счет тех, кто приезжает из Средней Азии, арабских стран, Турции. Многие приезжает на заработки или с другими целями и они занимают то место, которое татары теряют. В Коране сказано, что если вы откажетесь от ислама, то Аллаh заменит вас другим народом, который будет поклоняться Всевышнему и который будет читать Коран. Мы сейчас это наблюдаем. В этом есть и свои плюсы и свои минусы. Складывается уже новая общность из мусульман, многонациональная, многомазхабная.

С.Л.: Можно более подробно рассказать какие именно национальности, какие мазхабы?

В.А.: Татары составляют большинство, но есть и арабы, и туркмены, и турки, и азербайджанцы – совершенно разные национальности. А если говорить о мазхабах, то, в основном это ханафитский и шафиитский мазхабы. Поэтому приходится находить общие точки соприкосновения для того, чтобы не было конфликтов и было взаимопонимание между людьми. Можно сказать, что складывается новая общность с общим языком и общей культурой. Главная сложность нынешней ситуации еще в том, что в Беларуси есть два муфтията. В Украине еще больше – 6 муфтиятов. У нас – 2 муфтията и таким образом существует два полюса интеграции, а это дает соответствующую дезинтеграцию. Надеемся, что когда-нибудь это будет преодолено.

С.Л.: В чем заключаются эти сложности в общении между двумя муфтиятами?

В.А.: Когда они только создавались – это доходило до конфликтов. Сейчас мы стараемся выстраивать дипломатичные отношения и уважительно относиться друг к другу.

С.Л.: Вы стоите на позициях умеренного ислама?

В.А.: Да.

С.Л.: Скажите, пожалуйста, каковы на сегодняшний день отношения мусульман Беларуси с представителями других конфессий?

В.А.: Очень уважительное отношение. Мы всех уважаем, понимаем, что у каждого своя вера, и мы сотрудничаем друг с другом по многим вопросам, которые идут на благо всего белорусcкого общества.

С.Л.: В Украине существует представительский межконфессиональный консультативно-совещательный орган - Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций. И его основной целью является объединение усилий всех представленных в нем религиозных организаций по духовному возрождению Украины, координация межцерковного диалога как в Украине, так и за ее пределами и так далее. Есть ли какой-то подобный орган, который объединяет представителей разных конфессий в Беларуси для развития диалога и проведения совместных духовных проектов?

В.А.: При уполномоченном по делам религии и национальностей существует так называемый Межконфессиональный Совет, куда входят главы всех конфессий. Мы собираемся 1 раз в несколько месяцев и решаем вопросы, касающиеся общей религиозной жизни в стране. Садимся за один стол и решаем эти вопросы с представителями христианства, иудаизма, буддизма и так далее.

С.Л.: То есть на уровне глав конфессий имеет место диалог и взаимопонимание, а в отношениях простых мусульман с представителями других конфессий есть какие-то непонимания, проблемы, конфликтные ситуации?

В.А.: На эту проблему можно посмотреть с разных точек зрения. Конечно же есть какие-то проблемы и недопонимания. Например, мы сотрудничали с одним ученым-исследователем в обществоведении, он проводил социальные исследования о том, как в Беларуси относятся к исламу, к мусульманам. И результаты этого исследования оказались не очень хорошими. По результатам этих исследований выяснилось, что простые люди не столь уж и толерантны. На это оказывает влияние многие факторы: СМИ и многое другое. На вопрос: толерантны ли Вы? Белорусы отвечают: да, толерантны. А когда вопрос ставился таким образом: хотели бы вы, чтобы вашим соседом был мусульманин? Большинство отвечает: нет. Из чего мы видим, что есть какая-то социальная дистанция. Или, еще более конкретные вопросы: хотели бы Вы, чтобы Ваша дочь вышла замуж за мусульманина? Ответов «нет» еще больше. Самое интересное, был такой, может быть, немного провокационный вопрос: как Вы относитесь к ритуальному убийству животных? И 99% отвечало, что отрицательно. Простое население относится к мусульманам не очень толерантно. Например, такой случай, когда девушка надела платок, и на нее напала соседка, которую она давно знает и стала срывать платок. То есть, можно зафиксировать определенный агрессивный настрой.

С.Л.: Как, по Вашему мнению, это может быть связано с тем, что сами мусульмане неактивно информируют о себе в обществе? Есть ли, скажем, у вас свой канал на ТВ или свое интернет-телевиденье, газеты, журналы, сайты? Возможно простые люди мало информированы о том, что такое ислам и кто такие мусульмане?

В.А.: Вы правы. На сегодняшний день мы не имеем своего канала на ТВ, в интернете. И негативная и любая другая информация исходит не от мусульман. Также нет и профессиональных журналистских кадров. Все, что мы имеем – это наш сайт и газета. У нас есть газета, которая распространяется в мусульманской среде, и мы не распространяем ее среди немусульман из-за нашей слабой активности. Эта газета не зарегистрирована, а это значит, что она выходит малым тиражом в соответствии с Законом Беларуси о СМИ – до 299 экземпляров. Когда зарегистрируем газету, тогда можно ее выпускать большим тиражом. Если говорить о сайте, то там много просмотров, но, по статистике, это в основном мусульмане из Беларуси и много из России. Однако, мы мечтаем о более широком информационном потоке о нас в белорусском обществе.

С.Л.: Спасибо большое за интервью.

избранное
25.09.2013
Беларусь
45
муфтий
9
интервью
10
статьи
162

Статьи

Видео

Хадисы

Проповедь

Вопросы