вопросы
666
новости
47
статьи
167
видео
17
книги
4
Коран
Хадисы
Основы Ислама
: : :

Мусульманские сайты
Семья
О покаянии

Как принять Ислам?
Ислам в Беларуси

Запрещено
Разрешено
Обязательно

Ильясевич Хасень Мустафович и Сабина Иосифовна – простые мусульмане города Молодечно

Хасень Мустафович Ильясевич родом из деревни Десятники, Ивьевского района, Гродненской области (до осени 1939 года территория Польши – авт.). Отец его, Мустафа, имел в деревне дом, семья ( 5 детей, мать – Айша Давыдовна и бабушка) занималась огородничеством : выращивали клубнику и возили продавать её в Ошмяны и Ивье.

Ильясевичи были единственной татарской семьёй в округе. В деревне жили в основном поляки-католики и старообрядцы, последние даже имели свою церковь. Центром духовной жизни местных мусульман была мечеть в Ивье, куда ездили молиться по пятницам, участвовали в праздниках. В деревне между христианами и мусульманами не было вражды: одни молились по воскресеньям, другие по пятницам. Мустафа Ильясевич нанимал работников-поляков и спокойно отпускал их на воскресную службу.

1 сентября 1939 года началась немецкая оккупация Польши, а 17 сентября Советский Союз ввёл войска на территорию Западной Беларуси и Украины. В жизни на хуторе Ильясевичей мало что изменилось: жили своим трудом и со своего огорода.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Отца семейства призвали в армию, но попасть на фронт ему было не суждено – немцы наступали слишком быстро и мобилизацию завершить не удалось. Мустафа вернулся в семью.

Во время войны Ильясевичи жили небогато: в хозяйстве был только один конь – пахали, бороновали по очереди с соседом. Сосед предлагал: «Я буду работать по пятницам, а ты по воскресениям». На это Мустафа Ильясевич, со слов его сына, отвечал: «Не. Хай мне будзе свята и каню свята».

Боевых действий в районе их деревни не было. Только партизаны взрывали несколько раз железнодорожное полотно неподалёку, да где-то в округе, по слухам действовали «белые» ( так часто называли подразделения Армии Краёвой – авт.).

Война Хасеню Мустафовичу запомнилась одним эпизодом: снаряд попал в кучу камней, которые разбросало по округе. После освобождения Белоруссии летом 1944 года Мустафу Ильясевича забрали в регулярную армию, позднее на фронте он был контужен.

Семье пришлось нелегко: две женщины на своих плечах вытянули пятерых детей. Тогда, наверное, Айша Давыдовна и подорвала своё здоровье – в 1947 году она умерла. Отец семейства женился на женщине с ребёнком – детям нужна была мать, а дому хозяйка. Вскоре родилось ещё три ребёнка. Большая семья продолжала жить, работая на земле.

Осенью 1949 года пришлось вступить в колхоз, так как налоги на индивидуальное хозяйство были непомерными. Хасень Мустафович помогал семье до 1952 года, когда его призвали в армию. Служил он в Московской области, на Туполевском аэродроме, участвовал в его строительстве. Затем ещё год проработал на венном заводе в Алексино. Вернувшись на родину пошёл работать на Ошмянский промкомбинат, где и познакомился со своей будущей супругой.

Сабина Иосифовна родилась и до войны жила в деревне Поляны, Насиловского сельсовета, Молодечненского района. Отца она не помнит – он рано умер (в 1940 году). До своей смерти, мечтая о лучшей доле для своей семьи, отец хотел купить новый дом. Однако этому не суждено было сбыться – старый дом сгорел, и семья оказалась на улице. Им пришлось очень много пережить: во время войны они прятались в землянке, закрывая вход подушками и надеясь, что это убережёт их от снарядов.

Сабина Иосифовна до войны успела закончить только 4 класса в школе деревни Саки. Профессии не было, и ей с сестрой пришлось работать прислугой в Молодечно. Позже Сабина Иосифовна устроилась на пищекомбинат.

В 1956 году Хасень Мустафович и Сабина Иосифовна поженились и перешли работать на Завод железобетонных изделий в Молодечно. С этого момента началась их долгая и счастливая семейная жизнь. Хасень Мустафович пошёл учиться в вечернюю школу (во время войны он не смог получить образование), доучился до пятого класса, но подвело здоровье. Начались долгие месяцы лечения в больницах. Но этот же 1962 год примечателен для них и другим событием – рождением сына. Семья сначала жила в общежитии, а после получила квартиру. У Ильясевичей вскоре родилась дочка.

С 1962 по 1969 г.г. Хасеню Мустафовичу ставили разные диагнозы, но несмотря на плохое здоровье, он честно проработал 38 лет на одном месте: сначала бетонщиком, потом крановщиком. Участвовал в строительстве здания Молодечненского обкома (сейчас здание признано памятником архитектуры сер. 20 века – авт.). За всю свою трудовую жизнь не имел ни единого прогула, был награждён грамотой Верховного Совета БССР. До пенсии Хасень Мустафович не доработал одного дня – сломал позвоночник. Новые испытания свалились на их семью, но они справились и с ними.

Сабина Иосифовна проработала на том же заводе 33 года с ломом и лопатой в руках – здоровья не стало. В 1990 году она вышла на пенсию.

С этого времени в жизни четы Ильясевичей начинается новый этап – служение делу Ислама на земле Беларуси.

До войны Хасень Мустафович и Сабина Иосифовна, будучи детьми, исправно посещали мечеть, участвовали в религиозных праздниках. С приходом советской власти отношение государства к религии стало откровенно враждебным, но и в эти тяжёлые времена мусульмане Беларуси сохраняли свою национальную религию – Ислам.

По словам Хасеня Мустафовича мусульмане собирались вместе, ездили на кладбище, посещали мечеть в Ивье, но делалось это с осторожностью. Ситуацию с отношением советского общества и государства к религии ярко характеризует случай из жизни Хасеня Мустафовича. Вот что он рассказал автору статьи: «Однажды мне пришлось участвовать в похоронах соседки и присутствовать на отпевании в церкви. Видимо кто-то из знакомых увидел меня и донёс – вскоре меня, как члена партии, вызвали на ковёр к секретарю парторганизации. Мне поставили в вину посещение церкви, на что я находчиво привёл пример Микояна, посетившего похороны Д. Кеннеди. На этом наш разговор закончился и отрицательных последствий для меня не имел».

С развалом Советского Союза у всех народов, наций и национальных меньшинств бывшей империи появилась возможность добиваться самоопределения. Такой шанс получили и белорусские татары. За долгие годы у них появилась реальная возможность возродить свою религию и культуру.

В январе 1994 года в Минске прошёл Первый Всебелорусский съезд мусульман, на котором было провозглашено создание Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь, управляющим органом стал муфтият во главе с муфтием И. Александровичем. Интерес к традициям Ислама возрастал с каждым днём, благодаря неутомимой деятельности татар-возрожденцев: крупных деятелей государства, науки, культуры и простых мусульман, истинно верующих.

К последним можно с полной уверенностью отнести Хасеня Мустафовича и Сабину Иосифовну Ильясевичей. Эти люди прожили нелёгкую жизнь, но даже в самую трудную минуту вера была для них опорой и надеждой. Понимая, что без единомышленников невозможно идти по пути возрождения Ислама на земле Беларуси, Ильясевичи явились одними из инициаторов создания мусульманской общины города Молодечно, которая на сегодняшний день состоит из 46 человек.

Самым большим достижением общины можно считать открытие мечети в 2002 году. Непосредственное участие в этом принимали и герои моей статьи. Но есть у этих людей ещё одна мечта: увидеть своим глазами возвращение белорусским мусульманам их главного храма – Минской мечети. В жизни этих простых людей как в зеркале отражается судьба Ислама на земле Беларуси.

Ткачёв М.С., Минск
избранное
07.12.2015
Беларусь
45
мусульмане
42
биография
5
статьи
167

Статьи

Видео

Хадисы

Проповедь

Вопросы