вопросы
900
новости
66
статьи
176
видео
20
книги
4
Коран
Хадисы
Основы Ислама
: : :

Мусульманские сайты
Семья
О покаянии

Как принять Ислам?
Ислам в Беларуси

Запрещено
Разрешено
Обязательно

Гордыня и высокомерие

Всевышний Аллаh строго запрещает гордыню и высокомерие, и более того, проявление этих качеств является большим грехом.

Всевышний Аллаh говорит:

«Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных».

(28:83)

И Всевышний также сказал:

«Не отворачивай своего лица от людей из-за высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллаh не любит всяких гордецов и бахвалов».

(31:18)

Почему же таким скверным является гордыня и высокомерие? Пророк рассказал это в хадисе.

«Передают со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа сказал: «Всемогущий и Великий Аллаh сказал: «Слава — Мой изар, а величавость — Моя накидка (рида''), того же, кто попытается отнять у Меня одно или другое, Я подвергну мучениям!»

Приводит Муслим

(Комментарии к хадису. Изар – кусок ткани, который обматывается вокруг бедер. Здесь имеется в виду, что слава и величавость являются атрибутами Аллаhа, и люди не должны пытаться уподобляться Ему в этом отношении. В книге «Джами` аль-Усуль» Ибн Аль-Асир толкует использованные в этом хадисе метафоры «Мой изар» и «Моя накидка» следующим образом: «Аллаh уподобил славу и величавость изару и накидке ввиду того, что эти качества охватывают собой того, кому они присущи, подобно тому, как охватывают собой человека изар и накидка, и при этом никто не разделяет с ним его изар и его накидку. То же самое можно сказать и об Аллаhе Всемогущем и Великом: слава и величавость служат для Него изаром и накидкой, и никто не должен пытаться разделить их с Ним , для разъяснения чего и приводится подобный пример».)

Мы видим, что Аллаh Всевышний обладает Славой и Величием по праву. Одно из Его прекрасных имён Аль-Мутакяббир – т.е. Несравненный ни с кем в Своём величии. А тот, кто начинает проявлять такяббур – высокомерие, тот желает присвоить это качество себе. Но у человека это не получится, и в результате такой человек будет унижен в этой и Последней жизни и будет повергнут великому наказанию.

Передают со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа сказал: «Шёл, горделиво выступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, как вдруг Аллаh заставил землю поглотить его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения».

Приводят Аль-Бухари и Муслим

Посланник Аллаhа объяснил нам, каким бывает проявление высокомерия.

«Передают со слов `Абдуллаhа ибн Мас`уда , да будет доволен им Аллаh, что однажды пророк сказал: «Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку». Услышав это, один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На это пророк сказал: «Поистине, Аллаh прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие Истины и проявление презрения по отношению к людям».

Приводит Муслим

Такое объяснение высокомерия очень важно для нас. Надо понять, что высокомерие находится в сердце, в намерениях, а не в материальных предметах. Первым проявлением высокомерия является неприятие Истины, то есть отвержение веры в Единственного Бога, отказ от принятия Ислама. Неверующий человек и есть пример человека высокомерного. Такой человек думает, что он постиг отсутствие Бога, человек уже сам себя ставит выше Бога. Но это западня, в которую попадают атеисты в результате своей гордыни. Они не склоняют своё лицо в земном поклоне перед Аллаhом, и только адские оковы заставят таких людей согнуться, но тогда уже поздно будет что-то изменять.

Высокомерие может проявляться в удивительных вещах – в делах ослушания перед Аллаhом.

«Салма ибн аль-Акўа`, да будет доволен им Аллаh, передал, что как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаhа , и он сказал ему: «Ешь правой!» Тот сказал: «Я не могу», — и тогда пророк сказал: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему, кроме высокомерия!», — и больше он уже не смог поднести ко рту левую руку».

Приводит Муслим

Другим проявлением высокомерия является презренное отношение к людям. Надо понять, что мы все разные люди. И у каждого из нас есть какие-то особенности. У кого-то больше богатства, у кого-то ума, у кого-то красоты, у кого-то силы. Но то, что мы имеем из каких-то достоинств – это не наша заслуга, а дар Аллаhа. Мы должны благодарить Всевышнего за эти дары и не превозноситься над другими людьми. Мусульманин должен проявлять смирение перед Аллаhом, осознавать, что он всего лишь раб Господа миров, что Всевышний по своей воле в любой момент может забрать у человека всё, что он имеет. И если человек осознает это, то поймёт, насколько неразумно превозноситься над людьми, лучше использовать дары, полученные от Всевышнего, ради Аллаhа на благо людям и окружающему миру. Пусть наша любовь к Аллаhу, Его посланнику, к своим родителям и окружающим людям не оставит в сердце ни капли высокомерия и гордыни.

И высокомерие совершенно не обязательно связано с материальной обеспеченностью человека. Есть богатые люди, имеющие хорошие автомобили, дорогую одежду, красивый дом, но при этом они скромные и лишены высокомерия. Они покупают хороший автомобиль, потому что стремятся к надёжности и безопасности движения, а не чтобы возвыситься над людьми. Они носят красивую одежду, чтобы красиво выглядеть, и чтобы было видно, что Аллаh оказал им свою милость. Но могут появиться завистники, обвиняющие такого человека в высокомерии. А Аллаh – Справедливый Судья, Он видит всё, Он знает, что в груди каждого человека. Вместе с тем, зависть является грехом, который может погубить человека.

Наиболее постыдно положение бедняка, который проявляет высокомерие, который презренно относится к людям только из-за своего упрямства в ослушании Аллаhу.

«Передают со слов Абу hурайры , да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа сказал: «В День воскресения Аллаh не заговорит с тремя, не очистит их и не посмотрит на них. Такими окажутся блудливый старец, правитель, являющийся отъявленным лжецом, и горделивый бедняк».

Приводит Муслим

Высокомерие – это первый бунт против Аллаhа. Первым, кто его проявил, был Иблис.

«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих».

(2:34)

Иблис возгордился и сказал: «Я лучше его, ты создал меня из огня, а его из глины». В этой фразе кроется формула гордыни. Когда человек говорит или думает, что он лучше других – он проявляет высокомерие. Ведь, если судить по справедливости, человеку нечем превозноситься. Если у него есть богатство, то это то, что Аллаh дал на временное пользование, и человек может потерять его в любой момент. Если у человека есть красота, то это вообще временное состояние. Наступит старость или смерть, и красота исчезнет. Если у человека есть ум, то это тоже временный подарок от Всевышнего Аллаhа. И только Аллаhа будет благодарить человек, если он на самом деле умный, только перед Ним будет склонять колени.

Поэтому не нужно быть высокомерным. Мы всего лишь рабы Аллаhа и временные гости в этом мире.

Али Воронович
избранное
09.04.2014
запрещено
169
высокомерие
3
гордыня
3
проповедь
21

Статьи

Видео

Хадисы

Проповедь

Вопросы