вопросы
766
новости
62
статьи
171
видео
20
книги
4
Коран
Хадисы
Основы Ислама
: : :

Мусульманские сайты
Семья
О покаянии

Как принять Ислам?
Ислам в Беларуси

Запрещено
Разрешено
Обязательно

Достоинство поста в день `Ашура

День `Ашура – это тот день, в который Аллаh спас пророка Мусу (Мир ему!) и погубил фараона и его войско.

Ибн `Аббас , да будет доволен им Аллаh, рассказывал: “Когда пророк , прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день `Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: “Это – благой день, тот день, когда Аллаh спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день”. На это пророк сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!» , после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным”.

Этот хадис приводит Аль-Бухари, 2004.

И пост в этот великий день соблюдали даже арабы во времена джаhилии (эпоха невежества).

`Аиша (Да будет доволен ей Аллаh) рассказывала: “Во времена джаhилийи курайшиты постились в день `Ашура, и посланник Аллаhа также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого”.

Этот хадис приводят Аль-Бухари, 2003, Муслим, 1130

Имам аш-Шафи’и (Да помилует его Аллаh!) о словах: «он перестал поститься в день ‘Ашура», сказал: “Т.е. перестал считать пост в этот день обязательным”.

Ибн `Умар , да будет доволен им Аллаh, говорил: “Люди времен джаhилии соблюдали пост в день `Ашура, и в этот день постился посланник Аллаhа и мусульмане до того, как Аллаh вменил пост в месяце Рамадан. После того, как пост в Рамадане стал обязательным, посланник Аллаhа сказал: «Поистине, ‘Ашура – это день из дней Аллаhа! И тот, кто желает, пусть постится, а кто не желает, не постится»” .

Этот хадис приводит Муслим, 1126

Ар-Рубаййи’ бинт Му’аууиз рассказывала: “Однажды утром в день ‘Ашура пророк отправил глашатая, чтобы возвестить в селениях ансаров: «Пусть поевший утром этого дня уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведет его до конца»” . Ар-Рубаййи’ сказала: “С тех пор мы соблюдали пост в этот день сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку, чтобы он увлекся, пока не наступало время разговения”.

Этот хадис приводят Аль-Бухари, 1960, Муслим, 1136

Таким образом, пост в день ‘Ашура был обязательным до ниспослания повеления поститься в месяц Рамадан.

Имам Уалию-Ллах ад-Дахляуи сказал: “Тайна законности поста в день ‘Ашура в том, что это день, в который Всевышний Аллаh даровал победу Мусе (Мир ему!) над фараоном и его народом. И Муса благодарил за этот день, и это стало Сунной среди людей Писания и арабов, и это подтвердил посланник Аллаhа ”.

Абу Катада, да будет доволен им Аллаh, передал, что посланник Аллаhа сказал: «Я надеюсь на Аллаhа, что пост в день ‘Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года!»

Этот хадис приводит Муслим, 1162

Имам ат-Тыби сказал: “Слово «надеюсь» связано со словами «на Аллаhа», что указывает на обязательность того, что данное обещание произойдет”.

Аль-Асуад ибн Зайд говорил: “Я не видел никого, кто побуждал бы поститься в день ‘Ашура так, как это делали ‘Али ибн Аби Талиб , да будет доволен им Аллаh, и Абу Муса! , да будет доволен им Аллаh, ” (Этот асар (асар -сообщение о словах и поступках сподвижников) приводят Ибн Абу Шайба 3/56, ат-Таялиси 1212. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным).

Какого числа месяца аль-Мухаррама день ‘Ашура?

Сказал Ибн Аббас , да будет доволен им Аллаh, : “Посланник Аллаhа повелевал поститься в день ‘Ашура, десятого числа”. ( Этот асар приводит Ат-Тирмизи 755).

Таким образом, правильным мнением является то, что ‘Ашура приходится на десятое число месяца Мухаррам.

Следует ли соблюдать пост в день ‘Ашура с днем до него или после?

Ибн ‘Аббас , да будет доволен им Аллаh, рассказывал: «Когда посланник Аллаhа постился в день ‘Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: “О посланник Аллаhа, это – день, который чтят иудеи и христиане”. Тогда посланник Аллаhа сказал: «Следующий год, даст Аллаh, мы будем поститься и девятого числа». Но перед наступлением следующего года посланник Аллаhа скончался».

Этот хадис приводит Муслим 1/151

Ибн ‘Аббас , да будет доволен им Аллаh, говорил: “Поститесь девятого и десятого ‘Ашура и отличайтесь от иудеев!” (Этот асар приводят‘Абдур-Раззак 7839, Аль-Байхакы 4/287. Хафиз Ибн Раджаб)

‘Ата рассказывал: “Ибн ‘Аббас , да будет доволен им Аллаh, постился день до ‘Ашура и день после него”. (Этот асар приводит ат-Табари в “Тахзиб аль-асар”,1430).

Исходя из этого, группа ученых считала, что пост в день ‘Ашура следует держать с одним днем до или после, чтобы не уподобляться людям Писания.

Другие же ученые сказали, что смысл желательности поститься ‘Ашура с днем до и после в том, чтобы не упустить этот великий день в случае неправильного вычисления наступления месяца Мухаррам. Они сказали, что хадис:

«Следующий год, даст Аллаh, мы будем поститься и девятого числа»

(Этот хадис приводит Муслим, 1/151)
разъясняет другой хадис пророка , который сказал:

«Если, даст Аллаh, я доживу до следующего года, то буду поститься и девятый, из-за опасения упустить день ‘Ашура».

Этот хадис приводит ат-Табарани в “аль-Кабир”, 10817. Хадис достоверный

И были такие ученые, которые говорили, что нет никакой нежелательности в том, чтобы поститься только в день ‘Ашура – десятого Мухаррама. Ибн Таймия говорил: “Пост в день ‘Ашура, является искуплением грехов в течении года, и не порицается поститься только в этот день”.

Однако, несмотря на то, что нет проблем в посте ‘Ашура без дня до или после, лучше всего соблюдать пост в этот день с девятым числом Мухаррама и одиннадцатым. Во-первых, это желательно по той причине, чтобы не уподобляться иудеям, постившимся только в этот день, а во-вторых, чтобы не пропустить по ошибке вычисления месяца Мухаррама этот великий день!

Шу’ба рассказывал: “Ибн ‘Аббас , да будет доволен им Аллаh, соблюдал пост в день ‘Ашура и в пути, постясь также с днем до и после него, опасаясь упустить этот день”. (Этот асар приводит ат-Табари в “Тахзиб аль-асар”, 597).

Имам Ахмад (Да помилует его Аллаh!) сказал: “Тот, кто желает соблюдать пост в день ‘Ашура, пусть постится девятого и десятого числа. Если же он станет сомневаться в вычислении месяца, то пусть постится три дня, и это говорил Ибн Сирин”.

Говоря о посте в день ‘Ашура, шейх Ибн аль-Кайим сказал: “Пост в этот день имеет три вида: Наилучший из них – это пост с днем до и днем после него. Затем следующий вид – это соблюдение поста в девятый и десятый день, и на это указывают большинство хадисов. И после этого идет соблюдение поста только в день ‘Ашура, десятого числа. А что касается соблюдения поста только девятого числа, то это является причиной неправильного понимания хадисов этой темы и его путей передач! И это мнение ошибочное с точки зрения языка и шариата”.

Является ли день ‘Ашура праздником ‘Ид или днем скорби?

Абу Муса аль-Аш’ари , да будет доволен им Аллаh, рассказывал: “День ‘Ашура был у иудеев праздником (‘Ид), и поэтому пророк сказал: «А вы поститесь в этот день!»”

Этот хадис приводит Аль-Бухари, 2005, Муслим, 1131

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на запрет избирать день ‘Ашура праздником. Соблюдение поста в этот день указывает на то, что этот день не праздник”.

Таким образом, этот хадис ясно указывает на то, что день ‘Ашура не является ‘Идом (праздником) в Исламе! Да, за пост в день ‘Ашура уготована великая награда, однако это вовсе не означает, что этот день является праздником у мусульман. И на основании этого становится ясным ошибка многих мусульман, которые считают, что день ‘Ашура является ‘Идом, и по этой причине готовят еду, приуроченную к этому дню для раздачи, угощения и т.п. Нет на правомочность этого в Исламе никакого указания. Ибн Таймия говорил: “Нет ни одного указания на это ни от пророка , ни от сподвижников, ни от одного из имамов, ни указания в четырех мазhабах. Нет на это ни одного достоверного сообщения, ни в одной книге хадисов, будь то книги “Сахих”, “Сунан” или “Муснад”.

Также Ибн Таймия сказал: “Шайтан по причине убийства Хусейна , да будет доволен им Аллаh, (внука пророка) внедрил среди людей два нововведения: Нововведение в виде печали и причитания в день ‘Ашура, а также избиение себя, крики и плачь и нововведение в виде радости и ликования. Одни внедрили в этот день горе, а другие радость, и по этой причине внедрившие радость стали в этот день купаться, использовать сурьму, навещать родственников, готовить необычную еду и т.п. Все это недопустимое нововведение! Никто из имамов четырех мазхабов и других имамов этого не дозволял!”

Бекир Мурзич
избранное
01.11.2014
пост
41
статьи
171
`Ашура
2

Статьи

Видео

Хадисы

Проповедь

Вопросы