вопросы
972
новости
78
статьи
171
видео
13
книги
3

Что значит день `Ашура для мусульман?

В этот день произошло много исторических событий, мы не будем на них останавливаться, а попробуем, с помощью Аллаhа Всевышнего, разобраться, что должен делать мусульманин в день ‘Ашура. Итак, есть мнение среди части мусульман, что ‘Ашура это праздник. Так ли это? Давайте посмотрим, что по этому поводу говорил наш пророк Мухаммад .

Когда Пророк Мухаммад переселился в Медину, он узнал, что иудеи тоже соблюдают пост в день ‘Ашура. Он спросил у них, по какой причине они постятся в этот день. Они ответили: «Этот день имеет великое значение, потому что в этот день Аллаh утопил фараона и его войско, и спас пророка Мусу (Моисея) и его народ от египетского рабства, и Муса соблюдал пост в знак благодарности, и мы тоже соблюдаем его». И тогда Пророк Аллаhа сказал: «У нас больше прав и мы ближе к Мусе, чем вы». И он стал соблюдать пост в день ‘Ашура и велел всем соблюдать в этот день пост.

Муслим

Пост в день ‘Ашура считается проявлением добродетели и благословляется Всевышним Аллаhом.

Ибн ‘Аббас (Да будет доволен Аллаh им и его отцом!) сказал: «Я никогда не видел, чтобы Посланник Аллаhа сильнее желал поста, нежели в день ‘Ашура и месяц Рамадан»

Аль-Бухари

Как видим, мусульмане в этот день должны только держать пост (уразу) и не более того Абу Муса Аль-Аш’ари , да будет доволен им Аллаh, сообщил:

“Иудеи почитали день ‘Ашура как Байрам (праздник). Пророк сказал: “Вы [мусульмане] поститесь в этот день”.

Как известно, пост в праздник в Исламе - запрещён. А так как пророк , призывал нас к соблюдению поста в этот день, то это еще раз доказывает, что для мусульман день `Ашура не является праздником, а праздником этот день является для иудеев и называется Песах — центральный иудейский праздник в память об исходе народа Израиля из Египта. В утро накануне Песах начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских и заканчивается с наступлением праздничной молитвы. Поэтому, если человек мусульманин ему предписан пост, а если человек иудей, то у него праздник.

Есть, среди мусульман, ещё одна категория людей, которые воспринимают ‘Ашура как день траура и скорби. Это ошибочное мнение, что соблюдение поста в день ‘Ашура является проявлением скорби по мученику Хусейну , да будет доволен им Аллаh, внуку пророка Мухаммада – так называемый «день скорби». Судьба Хусейна ибн ‘Али достойна не сожаления и оплакивания, а славы и почёта и он достойный пример праведного мусульманина для нас ныне живущих. Однако, как сказано выше, традиция соблюдения поста ‘Ашура берет свои истоки в глубокой древности задолго до времени убийства Хусейна, внука Пророка Мухаммада . Тем более, что пост это один из видов поклонения Всевышнему Аллаhу (Свят Он и Велик), а не проявление скорби.

Ошибкой так же является и то, что некоторые люди думают, что самоистязание, самобичевание является искуплением грехов. Аль-Бухари (1294) и Муслим (103) приводят хадис со слов ‘Абд Аллаhа ибн Мас’уда , да будет доволен им Аллаh, , что Пророк сказал:

«Не относятся к нам те, кто бьёт себя по лицу, рвёт на себе одежду, и кричит, как кричали при джахилийе (язычестве)».

Поэтому ни пророк Мухаммад , ни ‘Али ибн Абу Талиб , да будет доволен им Аллаh, ни сам Хусейн , да будет доволен им Аллаh, ни его сын Зайналабидин (Да помилует его Аллаh) не делали никаких самоистязаний и самобичеваний по поводу смерти своих родственников или других праведных людей. Более того, Ислам запрещает причинять вред своему здоровью, заниматься самоистязанием, т.к. пророк сказал: «… поистине, и у твоего тела есть на тебя право…», т.е. это значит, что человек не должен причинять своему телу страдания.

Самоистязания по случаю смерти - это языческий обряд, который был у арабов до Ислама, как видим из хадиса, приведённого выше, пророк Мухаммад сказал, что кто будет бить себя по лицу, кричать, рвать на себе одежду, по случаю смерти кого-либо, тот не мусульманин. Лучшее, что можно сказать, вспомнив про эту трагедию, да и про другие, подобные им, это то, что передаёт Хусейн ибн ‘Али от своего дедушки – Посланника Аллаhа :

“Если мусульманин, которого постигло несчастье, вспомнит про него, – пусть даже, если с момента его происшествия прошло много времени, – словами «истирджа’» (слова: «Инна ли-Ллаhи ўа инна иляй-hи раджи’ун / Поистине, все мы принадлежим Аллаhу, и поистине к нему наше возвращение!»), то Аллаh обязательно воздаст ему наградой, подобной той, что он получил в день, когда это несчастье его постигло”.

Этот хадис приводят имам Ахмад и Ибн Маджа»

Поэтому мы мусульмане должны следовать только тому, что приказывал наш пророк Мухаммад и соблюдать мусульманские традиции.

Вначале пост в ‘Ашура был обязательным (фард). Во 2-м году Хиджры (624 год) после того, как мусульманам было ниспослано Аллаhом наставление о необходимости соблюдения поста на протяжении месяца Рамадана, Пророк распорядился объявить пост в День Ашура добровольным. Однако милость Аллаhа оказана в том, что за пост в этот день Он прощает грехи за весь год.

Пророк сказал: «Я надеюсь, Аллаh примет пост в день Ашура как искупление (мелких грехов) за прошлый год» (Муслим). Пророк еще раз утвердил принцип отличия от иудеев. Так, Ибн ‘Аббас (Да будет доволен Аллаh им и его отцом!) сообщил: “Посланник Аллаhа соблюдал пост в день ‘Ашура и велел людям поститься в этот день. Люди сказали:”O посланник Аллаhа! Это - день, который почитают иудеи”. Пророк сказал: “Когда наступит следующий год, по воле Аллаhа, мы будем поститься и на девятый день (чтобы не походить на иудеев)”. Пророк умер до следующего года”.

Этот хадис привели имам Муслим и Абу Дауд.

И мы просим у Аллаhа помощи для всех мусульман, стремящихся к совершению добрых дел, прощения грехов и награды в жизни этой и предстоящей.

Али Тальковский
избранное
18.12.2012
статьи
171
`Ашура
3