вопросы
666
новости
47
статьи
167
видео
17
книги
4
Коран
Хадисы
Основы Ислама
: : :

Мусульманские сайты
Семья
О покаянии

Как принять Ислам?
Ислам в Беларуси

Запрещено
Разрешено
Обязательно

Часть 8. Реформы `Абдульхамида II

Султан `Абдульхамид II был убежден, что единственный путь к модернизации империи лежит через утверждение централизованной структуры. Это убеждение было подкреплено событиями первых двух лет его правления. Он был глубоко разочарован в личности великого визиря Мидхат-паша, в результате ведения им переговоров на Конференции в Стамбуле в 1876 году. Провал конференции привел к вторжению русских и унизительному поражению. Кроме того, политики в парламенте были более заинтересованы в своей политической карьере, чем в поиске решений насущных проблем, стоящих перед империей. Христианские националисты использовали трибуну парламента в качестве платформы для декларации требований автономии или независимости для своих регионов. В январе 1878 года, когда русская армия приближалась к Стамбулу, султан обратился за советом к парламенту: приглашать ли британский флот в гавани Стамбула в качестве меры сдерживания русской оккупации столицы. Вместо совета султан получил от депутатов высокомерные упрёки. Разочарованный султан потерял веру в честность депутатов и пришёл к выводу, что империя еще не готова к парламентской демократии, что лучшие шансы на выживание империи через централизованную структуру во главе с самим султаном. В феврале 1878 г. он распустил парламент в соответствии с положениями Конституции и принял на себя все полномочия.

По примеру предыдущих халифов, султан `Абдульхамид II назначил посредников между ним и чиновниками. Этих посредников называли мабайин. Главный мабайин и начальник штаба сотрудников султана был назван мабайин мушири. Между 1878 и 1897 гг. этот пост занимал Гази Осман-паша, который отличился в сражении под Плевной (1877) и заслужил уважение и доверие у султана. Он был выдающимся человеком. Гази Осман-паша был главным советником султана в вопросах, касающихся армии и иностранных дел. Мабайин мушири был председателем Тайного совета, состоящего из отставных офицеров армии и высокопоставленных чиновников, которые предоставили консультации Султану по важным вопросам. Далее в близости к султану был катиб или писец, который записывал указы Султана и имел влияние на султана через его участие в процессе подготовки документов. В гареме было свое влияние на султана через главного евнуха или ага. Эти три должности были главными мабайин между султаном и внешним миром.

`Абдульхамид внимательно рассматривал кандидатуру каждую на должность, а также контролировал работу обширной бюрократии в государстве, посредством эффективной системы полиции и агентурную сеть. Полицейские функции были централизованы, полиция не только имела право поддерживать закон и порядок, но и вести наблюдение за путешественниками, прессой и писателями. Султан, чтобы держать себя в курсе мельчайших событий в империи, поручил брать в полицию только его наиболее доверенных людей.

Исполнительная, законодательная и судебная функции были объединены в кабинете великого визиря. Великий визирь был ответственным за координацию государственных дел и за работу министерств. Великий визирь председательствовал в Диване (совещание на уровне министров). Среди важных министерств выступили Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, военное министерство, Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство образования, Министерство по делам вакуфов и Министерство общественных работ. Одним из самых успешных чиновников на посту великого визиря во времена правления султана `Абдульхамида II был Мехмет Саид Паша. Он служил в этой должности семь раз между 1878 и 1909 годами.

Шейх уль Ислам, как главный религиозный чиновник государства, осуществлял надзор власти над мечетями, медресе, детскими домами и религиозными изданиями. Он объяснял применение норм шариата и руководил работой шариатских судов.

Программы модернизации, которые планировал провести `Абдульхамид требовали много средств для их реализации. Султан был в затруднительном положении из-за огромных накопленных долгов, которые он унаследовал. В 1876 году внешний долг составлял только более 12 млрд. курушей. Русско-турецкая война 1876-1878 и его последствия добавили еще 4 млрд. курушей к этому огромному бремени. Вместе с неуплаченными процентами общий внешний долг составлял 23 млрд. курушей. Кроме того, внутренний долг составил четыре миллиарда курушей. Только процентные платежи составляли более 80% бюджета.

Существовала реальная возможность, что турки могут потерять свою независимость в результате на этого долгового бремени так же, как её потеряли Египет и Тунис. Первым приоритетом султан `Абдульхамид II объявил пересмотр кредитов в сочетании со столь необходимыми экономическими реформами. Благодаря переговорам, общий внешний долг был сокращен с 23 млрд до 12 млрд. курушей. Процентные платежи были ограничены планкой до 20% бюджета. В результате переговоров между Османской империей и кредиторами в 1881 году было создано «Управление Оттоманского публичного долга». Конкретные доходы от продажи табака, спиртных напитков, шелка, соли, и дань из Болгарии, Черногории, Кипра и Греции были переданы «Управлению Оттоманского публичного долга», состоящему из представителей основных европейских держав и Османских чиновников.

Для компенсации недополученных доходов, султан приступил к широкому кругу экономических реформ. Он определял бюджет и создал департамент аудита. Были существенно сокращены расходы на госаппарат. Султан уменьшил личные расходы из бюджета и компенсировал их с помощью своих собственных ресурсов. Были существенно сокращены расходы на содержание принцев и князей. Чтобы увеличить доходы была проведена реформа сельского хозяйства и введение в этой отсталой к тому времени отрасли механизации. Сельскохозяйственный банк был создан для предоставления дешевых кредитов для фермеров. Излишки из банка были использованы для финансирования образования, для удовлетворения чрезвычайных бюджетных потребностей, таких как переселение беженцев и плата за модернизацию вооруженных сил. Иностранные инвестиции были вложены в строительство железных дорог, телеграфных линий и заводов по производству шелка, табака и обработки тканей.

За период с 1885 по 1908 г. Протяженность железных дорог в Османской империи выросла в 10 раз и достигла почти 4 тыс. километров. Железная дорога в Хиджаз, связывающая Стамбул и Дамаск с Мединой, была построена в период с 1900 по 1908 гг. полностью на внутренние средства и вклады со стороны мусульман по всему миру, способствуя движению паломников из Восточного Средиземноморья в Мекку и Медину. Остаётся только сожалеть, что после распада Османской империи и обретением независимости арабскими странами, по территории которых проходил железнодорожный путь, дорога была разрушена. В 1900 г. было начато строительство железной дороги Стамбул - Багдад. Строительство железной дороги осуществляла немецкая компания «Сименс». Большая часть дороги была построена во время правления султана `Абдульхамида, но завершение строительства было осуществлено только в 1940 г. Эта дорога имела важное стратегическое значение, что вызвало обеспокоенность российского правительства. Вот выдержка из дипломатической переписки:

«В будущем законченном виде дорога даст возможность германской промышленности наводнить своими продуктами Малую Азию, Сирию и Месопотамию, а по окончании линии Багдад — Ханекин — Тегеран, также и Персию. Политическое значение дороги для Германии, заключается в том усилении и возрождении Турции, которое неминуемо должно повлечь за собой проведение железнодорожного пути через всю страну от Константинополя до Персидского залива с разветвлениями во все стороны. Усиление Турции и в особенности её военного могущества является одной из главных задач германской политики последних лет, направляемой к привлечению Оттоманской империи в сферу Тройственного союза.

— АВПР. Берлин, 4/17 марта 1911. Шебеко — С. Д. Сазонову.»

В результате этих реформ султану удалось удержать размер выплат по долгам до 7% бюджета при одновременном повышении доходов почти на 40% между 1878 и 1908 гг. Побочным эффектом индустриализации было то, что европейские державы отказались от поисков политической и военной гегемонии над османами и переключились на экономическую конкуренцию в интересах взаимной выгоды.

За это время были открыты музей археологии и войны, а также несколько библиотек. Также были открыты больницы для бедных и многие дома милосердия.

Потребности вооруженных сил и гражданской бюрократии, необходимые для управления огромной империей, требовали подготовленной рабочей силы. Султан `Абдульхамид знал, что турки не могли догнать Запад, если система образования не будет реформирована и расширена. Просвещению в этой связи было уделено самое пристальное внимание. Султан развил и завершил реформу образования, которая была начата в течение танзимата. Не смотря на давление долгового бремени, султан инвестировал из его личных ресурсов большие суммы для повышения уровня образования в мусульманских религиозных школах, расширение их программ, включение изучения физики и математики. Школы для немусульман, а также миссионерские школы стали свидетелями аналогичного увеличения посещаемости. Был наложен подоходный налог 39% на сельскохозяйственную продукцию, причем две трети полученных таким образом доходов предназначались для модернизации сельского хозяйства, а оставшаяся треть шла на народное образование.

Армия взяла на себя инициативу по улучшению технического образования. Лучшие инженерные кадры готовились в Военной академии, Военно-инженерном училище, Военно-медицинской школе и Школе морского флота. Большое количество инструкторов из Германии и Франции были привезены для модернизации высшего образования. Прием в техникумы увеличился в четыре раза. В Стамбульском университете в 1900 году были открыты факультеты математики, физики, богословия и общественных наук. На основе результатов обследования было принято решение заменить старую систему фаворитизма при поступлении в технические школы и университеты. Реформы образования, проведенные султаном `Абдульхамидом II, открыли двери для детей из менее обеспеченных классов, предоставляя им возможность побороться за более высокие должности на государственной службе и в армии. Благодаря усилиям `Абдульхамида II к концу его правления в Турции сложился слой профессионально подготовленных гражданских служащих. Но рост образованного класса, который пришел из низов общества, привел к требованиям повышения уровня их участия в политической жизни страны. Вместе с преподавателями из Франции и Германии в учебные заведения проникли революционные и масонские идеи. Именно молодые офицеры составили костяк «младотурок». В конечном итоге это привело к младотурецкой революции и свержению самого султана (1909).

Али Воронович
избранное
29.01.2013
Османская империя
11
султан
11
Турция
15
история
40
статьи
167

Статьи

Видео

Хадисы

Проповедь

Вопросы