вопросы
857
новости
66
статьи
173
видео
20
книги
4
Коран
Хадисы
Основы Ислама
: : :

Мусульманские сайты
Семья
О покаянии

Как принять Ислам?
Ислам в Беларуси

Запрещено
Разрешено
Обязательно

Часть 5. Принятие конституции 1876 г.

Первым вопросом, вставшим во время начала правления `Абдульхамида II, стал вопрос единства страны и связанный с этим подготовленный Мидхат-пашой проект конституции. Сербия и Черногория в 1876 году начали военные действия против Порты, поддерживая повстанцев в Боснии и Герцеговине. После разгрома турецкими войсками сербов в боснийский кризис вмешалась Россия, потребовавшая от Османской империи заключения перемирия с Сербией. Тут же активизировались и другие державы. Опасаясь, что столкновение русских и австрийских интересов может привести к войне, канцлер Германии Бисмарк предложил деление Османской империи. Босния, Герцеговина и Сербия по плану Бисмарка переходит под власть Габсбургов, в то время как Румыния и Болгария попадет под доминирование России. Британцы, опасаясь, что дальнейшее расширение австрийского и русского влияния и выход этих держав к Средиземному морю ставит под угрозу их собственные интересы, были против этого плана. Великобритания предложила провести конференцию в Стамбуле, чтобы примирить конкурирующие интересы империй. Было решено, что в Стамбуле соберется конференция представителей европейских государств для решения конфликта на Балканах. 23 декабря 1876 года, в день начала работы конференции, на торжественной церемонии был зачитан султанский указ о введении конституции. В этом указе говорилось, что причиной упадка империи явились не столько внешние проблемы, сколько «просчеты и отклонения от прямого пути во внутреннем управлении. Поэтому узы доверия подданных к власти ослабли». В приведенных словах чувствуется, что `Абдульхамид II искал путь для возрождения страны, находящейся в упадке. И он видел этот путь в исламском развитии государства.

В первой турецкой конституции были зафиксированы теократический характер османского государства и значение в нем султана-халифа: «Османский суверенитет, отождествляемый с личностью правителя халифата в исламском мире, принадлежит старшему принцу династии Османов и в соответствии с установившимися правилами» (Статья 3) «Его величество султан – обладатель высшего титула халифа, защитник мусульманской религии. Он – государь и падишах всех османских подданных». (Статья 4) «Государственной религией Османской империи является Ислам». (Статья 11).

Была сохранена абсолютная власть халифа / султана и его привилегии: чеканить монеты, прославление его имени во время хутбы при пятничном намазе. Реформы затронули свободу личности. Всем гражданам было гарантировано равенство перед законом, свобода вероисповедания, неприкосновенность частной жизни, право собственности и защиту от произвольного ареста. Исключалась всякая дискриминация в государственной службе. Двухуровневый парламент был создан по образцу либеральных европейских монархий с нижней палатой, меджлис mebusan, состоящей из избранных делегатов и верхней палатой, меджлис аян, члены которого назначались султаном. Свобода выражения мнений в парламенте и иммунитет от судебного преследования депутатов за их взгляды были гарантированы. Султан назначал великого визиря. Великий визирь, как главный исполнительный чиновник империи, председательствовал на заседаниях совета министров и координировал их деятельность. Во время чрезвычайного положения, в частности связанного с безопасностью государства, он может издавать чрезвычайные распоряжения. Парламент имел право утверждать годовые бюджеты, обеспечивал контроль за расходами министерств и соблюдением финансовой дисциплины. Он был уполномочен ратифицировать законодательные акты по представлению Совета министров. Ратифицированный закон затем передавался султану для его окончательного утверждения.

Турецкий историк Ниязи Беркес дает такую характеристику переходного периода 70-х годов и последовавшего за ним политического развития Османской империи: «Из трех тенденций, явившихся следствием модернизации и определяемых как исламизм, европеизм и национализм в коротком и кризисном периоде 1871-1876 гг. последовавшем за танзиматом, в конечном счете возобладала первая. В это время были прекращены усилия, которые около полустолетия прилагались в направлении к западной цивилизации. Движение, начатое за размежевание религии и государства, завершилось их объединением. Движение за национализм в сфере языка и общественной мысли совершенно исчезло. По существу мы пытаемся понять и исследовать преходящие факты и полемику, открывшие длительный конституционный период (имеется в виду правление `Абдульхамида II), опиравшийся на шариатские нормы, был направлен против европеизации и зарождавшегося национализма».

Али Воронович

избранное
29.01.2013
Османская империя
11
султан
11
Турция
15
история
42
статьи
173

Статьи

Видео

Хадисы

Проповедь

Вопросы