вопросы
973
новости
78
статьи
171
видео
13
книги
3

Часть 10. Заключение

Султан `Абдульхамид II пришёл к власти в критический для Османской империи период. Экономика страны погрязла в выплатах процентов по кредитам. Промышленное производство находилось в упадке. В сельском хозяйстве господствовали отсталые методы производства. Практически отсутствовала система народного образования. Европеизация в Турции сама и все, что ей сопутствовало, отождествлялась мусульманскими богословами и массой мусульманского населения с секуляризацией, так как она объективно разрушала мусульманские традиции в общественно-политической и культурной жизни. Естественно, что экспансия европейского капитала в Османскую империю, начавшаяся в середине XIX века, и сопровождавший ее ускоренный процесс европеизации столкнулись с противодействием традиционного уклада, основанного на нормах Ислама.

Происходил распад государственности, нарастала межнациональная рознь и национально-освободительные войны, которые вели нетурецкие народы, поддерживаемые при этом иностранными государствами.

Вначале правления султана `Абдульхамида II была принята первая в истории Османской империи конституция, в основу которой легли принципы обеспечения свободы и равенства всех граждан перед законом при сохранении исламских основ государственности.

Последовавшая вслед за этим русско-турецкая война 1877-1878 гг. привела к унизительному поражению. `Абдульхамид II берет на себя личную ответственность за управление империей и распускает парламент. В следующее десятилетие он приводит страну к устойчивому экономическому росту, снижению государственного долга, миру и подъёму образования.

Наибольшая заслуга султана `Абдульхамида, что даже сегодня многие мусульмане во всем мире называют его имя с ностальгией по ушедшей эпохе, когда почитают халифа, как политического руководителя глобальной исламской общины. Он дал умме мусульман чувство всеобщего братства. Мусульмане в отдалённых частях мира, как Индия и Нигерия смотрели на него как на руководителя по малым и большим вопросам. Его личность излучала религиозное, политическое, культурное и социальное влияние в исламском мире. Османская феска стала не только головным убором для турков, но и для индийских мусульман, египтян, марокканцев и мусульман Малайзии. Его неудача в том, что он проводил свою программу модернизации с помощью высокой степени централизации, при индивидуальном и строгом контроле, который позволил обвинить его в деспотизме. Он появился на исторической сцене в тот момент, когда империя обанкротилась и не мог защитить себя от многочисленных врагов. В условиях агрессии извне и саботажа внутри страны забытых сил национализма и западничества, когда империя была ослаблена внутренними терроризмом некоторых из немусульманских сил, пытавшихся во что бы то ни стало её разрушить, `Абдульхамид II был частично успешным, сохранив основу исламского правления в течение тридцати трёх лет и сохранив империю из большой войны. Но его методы и внутренняя напряженность, созданная самим процессом модернизации, способствовали его устранению от власти.

Али Воронович
избранное
29.01.2013
Османская империя
11
султан
11
Турция
15
история
42
статьи
171