вопросы
608
новости
46
статьи
162
видео
16
книги
3
Коран
Хадисы
Основы Ислама
: : :

Мусульманские сайты
Семья
О покаянии

Как принять Ислам?
Ислам в Беларуси

Запрещено
Разрешено
Обязательно

Часть 10. Заключение

Султан `Абдульхамид II пришёл к власти в критический для Османской империи период. Экономика страны погрязла в выплатах процентов по кредитам. Промышленное производство находилось в упадке. В сельском хозяйстве господствовали отсталые методы производства. Практически отсутствовала система народного образования. Европеизация в Турции сама и все, что ей сопутствовало, отождествлялась мусульманскими богословами и массой мусульманского населения с секуляризацией, так как она объективно разрушала мусульманские традиции в общественно-политической и культурной жизни. Естественно, что экспансия европейского капитала в Османскую империю, начавшаяся в середине XIX века, и сопровождавший ее ускоренный процесс европеизации столкнулись с противодействием традиционного уклада, основанного на нормах Ислама.

Происходил распад государственности, нарастала межнациональная рознь и национально-освободительные войны, которые вели нетурецкие народы, поддерживаемые при этом иностранными государствами.

Вначале правления султана `Абдульхамида II была принята первая в истории Османской империи конституция, в основу которой легли принципы обеспечения свободы и равенства всех граждан перед законом при сохранении исламских основ государственности.

Последовавшая вслед за этим русско-турецкая война 1877-1878 гг. привела к унизительному поражению. `Абдульхамид II берет на себя личную ответственность за управление империей и распускает парламент. В следующее десятилетие он приводит страну к устойчивому экономическому росту, снижению государственного долга, миру и подъёму образования.

Наибольшая заслуга султана `Абдульхамида, что даже сегодня многие мусульмане во всем мире называют его имя с ностальгией по ушедшей эпохе, когда почитают халифа, как политического руководителя глобальной исламской общины. Он дал умме мусульман чувство всеобщего братства. Мусульмане в отдалённых частях мира, как Индия и Нигерия смотрели на него как на руководителя по малым и большим вопросам. Его личность излучала религиозное, политическое, культурное и социальное влияние в исламском мире. Османская феска стала не только головным убором для турков, но и для индийских мусульман, египтян, марокканцев и мусульман Малайзии. Его неудача в том, что он проводил свою программу модернизации с помощью высокой степени централизации, при индивидуальном и строгом контроле, который позволил обвинить его в деспотизме. Он появился на исторической сцене в тот момент, когда империя обанкротилась и не мог защитить себя от многочисленных врагов. В условиях агрессии извне и саботажа внутри страны забытых сил национализма и западничества, когда империя была ослаблена внутренними терроризмом некоторых из немусульманских сил, пытавшихся во что бы то ни стало её разрушить, `Абдульхамид II был частично успешным, сохранив основу исламского правления в течение тридцати трёх лет и сохранив империю из большой войны. Но его методы и внутренняя напряженность, созданная самим процессом модернизации, способствовали его устранению от власти.

Али Воронович
избранное
29.01.2013
Османская империя
11
султан
11
Турция
15
история
38
статьи
162

Статьи

Видео

Хадисы

Проповедь

Вопросы