вопросы
774
новости
62
статьи
171
видео
20
книги
4
Коран
Хадисы
Основы Ислама
: : :

Мусульманские сайты
Семья
О покаянии

Как принять Ислам?
Ислам в Беларуси

Запрещено
Разрешено
Обязательно

Часть 1. Социально – экономическое положение в Османской империи в XIX веке

Англо-турецкая конвенция 1838 г., а также торговые договоры, заключённые Портой позже с другими европейскими государствами, заметно ускорили вовлечение Османской империи в мировую экономическую систему. Это обстоятельство имело важные последствия как для турецкого, так и для других народов империи, чей дальнейший прогресс во все большей степени стал зависеть от хода развития мирового капитализма. В силу своей социально-экономической отсталости Турецкая империя была вынуждена превращаться в аграрно-сырьевой придаток Европы. Основными предметами вывоза Англии, Франции, Австрии и других европейских государств из Османской империи были шелк-сырец, шерсть, невыделанные кожи, масличные семена, натуральные красители, оливковое масло, табак в листьях, зерно, орехи, опиум. Среди ввозимых товаров преобладали хлопчатобумажные и шерстяные ткани, металлы, изделия из металла и стекла, лекарства, готовая одежда и обработанные кожи.

Превращение султанских владений в источник сырья и рынок сбыта для капиталистических стран привело к увеличению роли сельского хозяйства и падению значимости промышленного производства в экономике империи. В Анатолии особенно пострадали центры наиболее развитых отраслей производства хлопчатобумажной, суконной, шелковой промышленности, металлообработки – Бурса, Анкара, Диарбакыр, Амасья, Токат. Русский путешественник М.П. Вронченко, внимательно изучавший экономическое положение Малой Азии в 30-х годах XIX века, отмечал, что число шерстяных станков в Анкаре сократилось с 2000 до 100, поскольку европейские изделия из ангорской шерсти стоят гораздо дешевле. Другие отрасли, не ощутившие в такой степени воздействия иностранной конкуренции, вынуждены были сокращать производство из-за значительного сужения сырьевой базы в связи со снятием ограничений на экспорт местной сельскохозяйственной продукции.

В сельском хозяйстве, в котором было занято 90% населения страны, сохранялись старые экономические отношения и условия труда. Задавленные тяжёлым бременем налогов и повинностей, отрезанные от рынка в одних случаях бездорожьем, неразвитостью транспортных средств, а в других наличием посредников-скупщиков урожая, крестьянские хозяйства сохраняли свой натуральный характер. Основным методом производственных отношений оставалась издольщина.

Назрела необходимость реформ. Работа по подготовке указа о реформах была начата при жизни Махмуда II, а закончена при его приемнике султане `Абдульмаджиде. Этот документ был обнародован в ноябре 1939 года перед султанским летним дворцом Гюльхане и получил название Гюльханейского хатт-и шерифа (священного указа). Он положил начало новому этапу в истории Турции, известному как танзимат (множественное число от арабского слова «танзим» - упорядочение). Гюльханейский хатт-и шериф провозгласил три основные цели преобразований: обеспечение безопасности жизни, чести и имущества для всех подданных империи вне зависимости от религиозной принадлежности; правильное распределение и взымание налогов; упорядочение рекрутского набора и сокращение срока военной службы.

Крымская война 1853-1856 гг. прервала реформаторскую деятельность. Хотя Османская империя оказалась в числе государств-победителей, война имела для неё тяжелые последствия. Огромные расходы подорвали экономику и истощили казну. Уже в 1854 г. Порта вынуждена была обратиться за займом к английским и французским банкам. Начался процесс финансового закабаления Османского государства. О кабальных условиях, на которых представлялись займы, можно судить по первому соглашению 1854 года: из обещанной английским правительством суммы, равной 3,3 млн. турецких лир, османская казна смогла получить только 2.5 млн. Остальные деньги были удержаны в качестве различных вычетов в пользу парижских и лондонских банкиров. К 1875 году сумма займов составила 242 млн. лир, однако Порта смогла использовать лишь 127,5 млн., остальные средства остались в кассах кредиторов в качестве выплат по процентам и в счет предшествующих задолжностей. Тяжесть внешнего долга в это время была столь велика, что на его погашение и выплату процентов приходилось около половины всех расходов государства. Известно, что Ислам запрещает ростовщичество в любом его проявлении. Строго запрещено не только давать деньги под проценты, но и брать кредиты, если за это нужно будет выплачивать лихву. Остаётся только удивляться, как султаны – предшественники `Абдульхамида II опрометчиво брали кредиты. Проблема этих кредитов и выплата процентов по ним стала одной из основных сложностей правления рассматриваемого султана.

Вместе с тем, начался процесс идеологического закабаления османского государства. В 1855 году в Париже открывается Османская школа, в которой обучаются турки из обеспеченных семей. Именно там готовятся кадры для будущего буржуазного по сути движения «Общества новых османов». В него вошли представители турецкой интеллигенции, ратовавшие за западный образ развития Османской империи, за развитие образования и распространение знаний, но по европейскому образцу. Во главе его встали писатели и публицисты Намык Кемаль, Ибрагим Шинаси, Али Суави, Зия-бей, выступавшие за ограничение султанского абсолютизма и создание парламентской конституционной монархии. Центром, вокруг которых группировались их сторонники, стала газета «Тасфир-и эфкяр» («Выразитель идей»), издававшаяся Шинаси (1826-1871), сотрудником Мустафы Решид-паши по проведению реформ танзимата и участником революции 1848 г. во Франции.

В 1865 году Намык Кемаль и его товарищи создали тайное политическое общество, насчитывающее до 250 участников, разбитых на ряд ячеек по 7 человек в каждой. Члены общества пытались организовать заговор с целью возведения на престол принца Мурада, известного своими либеральными взглядами. Однако заговор был раскрыт в 1867 г. Намык Кемаль, Зия-бей, Али Суави, опасаясь арестов, были вынуждены бежать за границу. В эмиграции они продолжали борьбу с султанским режимом, создав оппозиционную турецкую прессу.

Европеизация в Турции сама и все, что ей сопутствовало, отождествлялась мусульманскими богословами и массой мусульманского населения с секуляризацией, так как она объективно разрушала мусульманские традиции в общественно-политической и культурной жизни. Естественно, что экспансия европейского капитала в пределы Османской империи, начавшаяся в середине XIX века, и сопровождавший ее ускоренный процесс европеизации столкнулись с противодействием традиционного уклада, основанного на нормах Ислама.

Али Воронович

избранное
29.01.2013
статьи
171
история
42
Турция
15
султан
11
Османская империя
11

Статьи

Видео

Хадисы

Проповедь

Вопросы